Хронокарта практического занятия. по дисциплине «Психология личности»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
по дисциплине «Психология личности»
для специальности030401– Клиническая психология
(очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4
ТЕМА: « Личность в когнитивной психологии (в интерактивной форме: Дискуссия) »
Красноярск
Занятие № 4
1.Тема: «Личность в когнитивной психологии».
2. Форма организации учебного процесса: практическое интерактивное занятие. Разновидность занятия: традиционный с работой в малых группах. Методы обучения: беседа, групповая дискуссия.
3.Значение темы: формирование представлений о личности в когнитивной психологии, закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК - 3); способностью и готовностью к совершенствованию и развитию свого интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК - 7); готовностью инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК - 2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерирование теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК - 3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК - 4); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК - 13); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений (ПК - 27).
- учебная:знать разнообразные подходы, направления, школы, учения, сложившиеся в психологии личности; критериальную базу различных подходов к определению психологии личности; приемы личностного развития и саморазвития человека; основные личностные характеристики человека, проявляющиеся в сферах воспитания, обучения, производства, организации и регуляции человеческих взаимоотношений; основные теорети-ческие системы и методологические основы психологии личности в сочетании с адекватными им методами психологического исследования; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; основы консультирования по личностному взаимодействию; требования к организации и проведению исследования.
уметь ориентироваться в многообразии формулировок понятий личности; дифференцировать и анализировать различные взгляды на личность; разрабатывать программу личностного развития человека на основе эмпирических данных, в том числе, программу саморазвития; провести сбор эмпирических данных и анализ личностных характеристик человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и психокоррекцион-ные рекомендации; применять данные эмпирических исследований для разработки рекомендаций по оптимизации личностного взаимодействия; организовать и реализовать исследование личности, личностных характеристик.
владеть предметной областью психологии личности; культурой обобщения и анализа различных точек зрения на личность; техниками самосовершенствования и саморазвития; навыкамиприменения полученных им теоретических знаний для решения диагностических задач; исследовательскими и этическими принципами реализации исследования; обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; первичными навыками консультирования по вопросам личностного взаимодействия; навыками сбора и обработки полученных данных, их обобщения.
4. Место проведения практического занятия: учебная комната.
5. Оснащение занятия: компьютер, проектор, презентация на тему: «Личность в когнитивной психологии».
6. Структура содержания темы (хронокарта).
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
11. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
22. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия | |
33. | Контроль исходного уровня знаний, умений | Фронтальный опрос. | |
44. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности). | |
55. | Самостоятельная работа для усвоения изучаемой темы. | Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач. Проведение дискуссий, бесед. | |
66. | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | Тестирование. | |
77. | Задание на дом (на следующее занятие) | Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме | |
Всего: | (кол-во часов в соответствии с рабочей программой) |
7. Аннотация: Когнитивное направление в теории личности подчеркивает влияние интеллектуальных и мыслительных процессов на поведение человека.
Данное направление исходит из того, что человек по существу – это исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.
Джордж Келли был один из основателей этого направления. Он придавал особое значение когнитивным процессам и рассматривал их как основную черту функционирования человека. Келли рассматривал личность не как пассивный организм, реагирующий на раздражение, а как ученого, делающего выводы на основе прошлого опыта и строящего предположения о будущем.
Теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Конструктивный альтернативизм, лежащий в основе философии Келли, дает людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному в нашей жизни.
Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Осознание человеком действительности — это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.
Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примера рассмотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что это означает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросим детского терапевта истолковать это событие, то он может
дать детальное объяснение чувств девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно, возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру. Если мы спросим у матери, та может сказать, что ее дочь «плохая» и ей не стоит доверять. Отец девочки может предположить, что она
«недисциплинированная». Дедушка может рассматривать этот факт как детскую проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как само событие (присвоение денег) отрицать невозможно, его значение открыто для альтернативного истолкования. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон. Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: «...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум»
Основываясь на положениях конструктивного альтернативизма, Келли создал теорию личностных конструктов.
При разработке модели личности Келли основывался на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некийфеномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых онпытается предвидеть и контролировать события жизни. Келли предположил, что все люди —
ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука
является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы
все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.
Келли разработал метафорическую характеристику личности, которая описывает человеческое существо как ученого. Ученый прибегает к гипотезам и конструктам, чтобы спланировать наблюдения, описать и предсказать события, которые они наблюдают. Подобным образом в своей жизни индивид прибегает к личностным конструктам,чтобы спрогнозировать развитие жизненных событий. Человек старается разработать концепции, которые сделают предсказуемой его жизнь, особенно в межличностной сфере.
Личностные конструкты– это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать события.
С точки зрения теории личностных конструктов мы готовимся к событиям, которые предвидим. Этим предвидением в определенной степени определяются наши поступки мысли, эмоции. Представьте, что вы думаете, что завтра вы выиграете в лотерею, или вообразите, что завтра наступит конец света. Поведение в связи с этим у вас будет разное.
Человек с помощью конструктов прогнозирует события. Если события развиваются в соответствие с нашими ожиданиями, то это значит, что произошла валидизация (подтверждение того, что мы ожидали, состоялась). Далее если, конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек сохраняет его. Если прогноз не подтверждается (происходит инвалидизация
конструкта), и конструкт, на основании которого он был сделан, подвергается пересмотру или вообще исключается.
События– это широкое и емкое понятие. Во-первых - это события в обычном смысле слова. Например, фраза Новый год – веселая пора, веселая пора – это конструкт, который применен к событию Новый год. Во-вторых – чаще слово событие Келли употребляет по отношению к людям. Если, мы говорим, что Гитлер –сумасшедший, то применяем конструкт – сумасшедший в данном случае к событию Гитлер.
Люди нуждаются в надежных и устойчивых способах предвидения ситуации, влияющих на нашу жизнь, потому что это помогает им действовать эффективно.
Поэтому, с точки зрения Келли, люди в повседневной жизни, подобно ученым, создают личностные конструкты.
Вопросы по теме занятия.
1. Как образуется личностный конструкт?
2. Чем различаются научные понятия и личностные конструкты?
3. Представления о структуре личности и мотивации в модели Дж. Келли.
4. Как происходит обучение с помощью наблюдения по А. Бандуре?
5. Каковы причины агрессивного поведения по А. Бандуре?