Основные принципы и условия применения коуч-менеджмента
Это стиль управления в организации, при котором руководитель сам становиться коучем – наставником и тренером для своих подопечных. Отказываясь от традиционного менеджмента, он практикует новый подход к управлению персоналом. Модель взаимодействия, благодаря которой руководитель повышает уровень мотивации и ответственности как у себя самого, так и руководимых им работников. Это Стиль управления, при котором создаются условия для самостоятельного принятия решений сотрудниками. Сотрудники получают знания о том, что им нужно делать не в виде предписаний, а в результате конструктивного диалога с руководителем. Стиль управления персоналом, при котором возрастает самомотивация, обеспечивается раскрытие потенциала сотрудников, а труд из объективной необходимости превращается в источник удовлетворения. В основе коуч-менеджмента лежит демократический стиль управления, исключающий руководство персоналом на основе какого-либо давления при принятии им того или иного решения.
Принципы КМ:
1. Осознанность и ответственность: Осознание – это объективное понимание действительности, знание того, что происходит вокруг вас. Самосознание – это умение контролировать свои эмоции, осознавать их. Только тогда, когда сотрудник понимает свою ответственность за происходящее, он действительно старается изменить ситуацию – в противном случае он будет лишь ждать помощи и вмешательства со стороны менеджера.
2. Достижение цели организации и развития сотрудников - Осуществляя управление в стиле коучинг, руководитель заинтересован в обеспечении эффективного решения конкретных задач, направленных на достижение целей организации. Коуч-менеджер должен способствовать тому, чтобы каждый сотрудник сделал хотя бы небольшой шаг в своем профессиональном развитии. При этом под развитием понимается расширение круга задач, которые сотрудник может решать самостоятельно, и делает это качественно.
3. Продукт и процесс - В фокусе внимания коуч-менеджера постоянно находятся цели: что конкретно важно получить в результате, чему конкретно важно научить этого сотрудника. Иными словами необходимо определить, что является продуктом процесса коучинга. Менеджер несет ответственность за процесс проведения коучинга на высоком профессиональном уровне: определяет количество и формы проведения сессий); создает условия, в которых сотрудник самостоятельно смог бы найти правильное решение.
4. Поддержка и вызов - Коуч-менеджер ведет сотрудника к поставленной цели: помогает увидеть ему свои сильные стороны; ресурсы, которыми он располагает и качества, которые помогают ему двигаться вперед. В коучинге очень важным является вовлеченость сотрудника, активная позиция в продвижении к намеченной цели. Коуч-менеджер побуждает сотрудника аналитически мыслить, самостоятельно действовать и нести ответственность за принятые решения.
Условия применения КМ:
• Наличие у сотрудника профессиональных компетенций, позволяющих взаимодействия в стиле коучинг -К взаимодействию в стиле коучинг готовы только те сотрудники, которые достигли определенного уровня «зрелости». Иными словами, уровень их профессиональных компетенций позволяет им осознанно относиться к существующим проблемам, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Для сотрудников, только начинающих трудовую деятельность наиболее приемлемо наставничество, основанное на четком инструктировании и следовании рекомендациям.
• Наличие у руководителя знаний и навыков управления в стиле коучинг -Для успешного применения коучинга в управлении необходимо владение определенными техниками и навыками. Кроме того, руководитель должен разделять философию коучинга, основанную на демократическом стиле лидерства.
• Соответствие характера труда и корпоративной культуры компании парадигме коучинга -В том случае, если характер труда диктует точное следование корпоративным стандартам, инструкциям и иным нормам, регламентирующим деятельность сотрудника, то применение коучинга как основного стиля управления может быть существенно ограниченно.