Рекомендации по активизации мышления
1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности постарайтесь управлять следующими ее этапами:
· постановка задачи;
· создание оптимальной мотивации;
· регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;
· максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;
· использование преимуществ понятийного мышления;
· избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности.
2. Активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.
3. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:
· сообщения очередного хода мышления;
· сообщения дополнительных данных;
· приведения аналогии.
Однако следует помнить, что подсказка совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе сорвать, так называемый эффект запирания.
4. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.
5. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.
Тестовые методики
Методика 1. Исследование рефлексивности мышления
Инструкция:
Вам предлагаются для решения анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Старайтесь работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется! Начали!
Тестовый бланк
1. ЛБКО | 6. ЕРАВШН | 11. ОКАМДНРИ |
2. РАЯИ | 7. РКДЕТИ | 12. ЛГИНЗОМЕ |
3. УПКС | 8. АШНРРИ | 13. РБКАДОЛЕ |
4. ГИАР | 9. ЛФЖАКО | 14. ЛКБУИНАК |
5. ТИГО | 10. РГПУАП | 15. ТОРКТЫАК |
Таблица 2
Протокол исследования
№ анаграммы | Время | Самоотчет испытуемого о решении анаграмм |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
15. |
После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе (табл.2).
Обработка результатов
В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.
Для получения показателя сформированности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы. Ключ к решению анаграммы представлен в таблице. Показатель сформированности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.
Показатель уровня сформированности рефлексивности мышления | Уровень сформированности рефлексивности мышления |
0 – 0,3 | низкий |
0,31 – 0,7 | средний |
0,71 – 1,0 | высокий |
Интерпретация результатов
При интерпретации результатов, в первую очередь, важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:
* хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;
* формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;
* содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам, преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном;
* свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.