СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. Аберрация (от лат. Aberratio - отклонение, заблуждение) - отклонения от нормы в структурном строении хромосом

Аберрация (от лат. aberratio - отклонение, заблуждение) - отклонения от нормы в структурном строении хромосом.

Агнозия (от греч. а + gnōsis – познание) – нарушение узнавания предметов и явлений при ясном сознании и сохранности функций органов восприятия; наблюдается при органических поражениях зон головного мозга, ответственных за функционирование анализаторов. Агнозия может быть полной или частичной.

Акалькулия (от лат. сalculo - считать) – расстройство счета как симптом очагового поражения мозга.

Алалия(от греч. а + lalia - речь) - отсутствие речи или её дефект при сохранности слуха и интеллекта. При моторной алалии дефектна или полностью отсутствует активная речь, при этом понимание речи не нарушено.

Аллопсихическая ориентировка(от греч. allos - другой) – ориентировка в окружающем.

Анорексия психическая (от греч. a - отрицание + orexis - аппетит) – отсутствие аппетита, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

Апраксия(от греч. а +praχis - действие) – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий при сохранности элементарных двигательных актов; наблюдается при органических поражениях коры головного мозга. Выделяют две основные формы:

1) идеаторную – нарушение образа нужного действия;

2) маторную – нарушение способа осуществления действия;

а) идеокинетическую – нарушение целенаправленности произвольных движений;

б) акрокинетическую – нарушение частных схем движений руки, артикулярного аппарата и т.д., накопленных в прошлом опыте.

Асинхрония (от греч. a - отрицающая частица + synchronos - одновременный) - не совпадающее во времени, опережающее развитие одних психических функций при отставании других функций.

Афазия(от греч. а + phasis - речь) – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Вегетативная дистония– синдром, проявляющийся признаками функциональных нарушений деятельности внутренних органов (желудка, пищевода, сердца и т.д.), головной болью, колебаниями артериального давления, внутренним напряжением, возбужденностью, раздражитель-ностью, повышенной утомляемостью.

Витальный(от лат. vitalis - жизненный) - прижизненный, имеющий отношение к жизненным явлениям.

Впечатлительность - сохранение следов в эмоциональной памяти.

Гемиплегия(от греч. hemi - полу + plege - удар, поражение) - односторонний паралич конечностей, отсутствие в них произвольных движений при органических поражениях ЦНС, а иногда - при истерии, но без нарушений мышечного тонуса.

Гиперграфия (от греч. hyper - над, выше + grapho- пишу) - повышенное влечение к записям своих мыслей, впечатлений, наблюдений, ведению дневников.

Гиперестезия (от греч. hyper - над, выше + aishesis - ощущение, чувство) - повышенная чувствительность, впечатлительность.

Деменция (от лат. de - прекращение чего-либо + mentis - ум, разум) - формы приобретенного слабоумия; стойкое, необратимое снижение интеллектуальной деятельности и изменения личности.

Депривация (от англ. deprivation - лишение, утрата) - недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.

Дизонтогенез психический (от греч. dys -приставка, означающая отделение + ontos - сущность + genesis -происхождение) - нарушения индивидуального психического развития, обусловленные биологическими патогенными факторами и микросредовыми условиями.

Дискинезия(от греч. dys – нарушение функции, рассогласование + kinēsis - движение) – расстройство координации двигательных актов.

Дисморфофобия(от греч. dys – нарушение функции, рассогласование + morphē – форма + phobos - страх) – представления о мнимом уродстве, страх телесных наказаний.

Дисплазия(от греч. dys - нарушение функции, рассогласование + plasis - формирование, образование) - неправильное развитие органов и тканей.

Дисфункция(от греч. dys - приставка, означащая отделение + functio - исполнение) - расстройство функции какого-либо органа или биологической системы организма.

Идеосинкразия(от греч. idios - своеобразный + synkrasis – смешение) –измененная (болезненная) чувствительность организма к некоторым стимулам: пищевым продуктам, медикаментам, сенсорным раздражителям и т.д.

Инволюция (от лат. involutio - свертывание) - редукция онтогенеза, обратное развитие органов или систем организма, упрощение их физиологических и морфологических характеристик.

Ирритация(от лат. irritatio) - возбуждение, раздражение, волнение.

Коитус(от лат. coitus - совокупление) - половой акт, совершаемый для получения сексуального удовлетворения или продолжения рода.

Креативность(от лат. creātio – созидание) – интегративное качество психики, обеспечивающее продуктивность умственных преобразований и творчество.

Лабильность(от лат. labilis - подвижный, нестойкий)-неустойчивость функционирования чего-либо со значительными колебаниями.

Мутизм(от лат. mutus – немой) - отсутствие ответной речи при сохране-нии способности разговаривать и понимать обращение; вызвано наруше-нием волевой сферы психики. Наблюдается при кататонической шизофрении и при истерии.

Нозология(от греч. nosos – болезнь + logos – наука, учение) – учение о болезнях и их классификации.

Нозологическая форма – определенная болезнь, выделенная на основа-нии единообразия клинической картины и (или) на основании этиологии и патогенеза. В соответствии с принятой в России класификацией психические заболевания по происхождению группируются на: эндогенные, экзогенные и обусловленные патологией развития.

Олигофрения(от греч. oligos- малый + phren- ум) -группа различных по этиологии, патогенезу и клинике состояний, объединяемых общим признаком - психическим недоразвитием.

Парез(от греч. paresis - ослабление) - уменьшение силы и (или) амплитуды движений в связи с нарушениями иннервации соответствующих мышц.

Пароксизм(от греч. рaroxysmos – острый приступ болезни) – внезапное, острое, обычно повторяющееся кратковременное появление или усиление признаков болезни.

Перверзия(от лат. perverzio) – извращение.

Персеверация (от лат. persevero- упорно держаться, продолжаться) - склонность к застреванию, многократному повторению действия в сенсорике, моторике, восприятии, эмоциях, мышлении, речи.

Петтинг(от англ. petting) – преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий.

Пиролагния(от греч. pyr – огонь + Lagneia – похоть) – сексуальная перверзия, при которой половое возбуждение вызывается разжиганием огня или видом пожара.

Пиромания(от греч. pyr – огонь + mania – страсть, влечение) – непреодолимое влечение к поджогам.

Плацебо (от лат. placebo – понравлюсь, удовлетворю) – фармакологически индифферентное вещество, по вкусу и внешнему виду схожее с лекарственным препаратом; употребляется в медикаментозном лечении и психотерапии для исключения эффекта, обусловленного внушением или самовнушением пациента.

Преморбидный(от лат. morbus - болезнь) - совокупность врожденных и приобретенных био- и психологических факторов, определяющих возникновение и течение болезни.

Прогредиентный(от лат. progredior- идти вперед) - признак психических заболеваний, протекающих по процессуальному типу, как эндогенных, так и ряда органических.

Промискуитет(от лат. Promiscuous – смешанный, общий) – стремление к частым сексуальным контактам с разными партнерами.

Психогении(от греч. psyche - душа + genea - порождение) - заболевания, причиной которых являются воздействия психических травм - неврозы и реактивные психозы. Синоним - психическая травма.

Психоз - выраженная форма психических расстройств, при которых психическая деятельность отличается резким несоответствием окружающей действительности. Отражение мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения.

Психолагния (от psyche - душа + lagneia - похоть) - вызывание полового возбуждения сексуальными, сладострастными представлениями.

Психотический(от англ. psychotic) - относящийся к психозу.

Пуэрилизм(от лат.рuег- ребенок) - форма истерических психозов, характеризующаяся детскостью поведения на фоне истерически суженного сознания.

Резидуальный (от лат. residuus - остаточный) - остаточное явление, сохранившееся после перенесенного заболевания.

Реманенция(от лат. remaneo- оставаться, сохраняться) - невозможность поспевать за требованиями жизни иди собственными запросами. Может стать причиной развития депрессии.

Ремиссия(от лат. remitto - отпускать, ослаблять) - временное ослабление психопатологической симптоматики.

Ретардация(от лат. retardatio - замедление, задержка) - запаздывание или приостановка развития всех сторон психики.

Рецессивный(от лат. recessus - отсупление) – тот из родительских признаков, который не развивается у потомства первого поколения.

Рецидив(от лат. recidius - возвращающийся) - повторное возникновение психопатологической симптоматики после периода ремиссии.

Реципрокный(от лат. reciprocus) – взаимоисключающий.

Седативные средства(от лат. sedo - успокаивать) – лекарственные средства, оказывающие общее успокаивающее действие на психику (препараты валерианы, бромиды, барбитураты в малых дозах, транквилизаторы).

Сенсибилизация(от лат. sensibilis – чувствительный) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

Сиблинги(от англ. Siblings, sibs) - у человека - сестры и братья, но не близнецы; у животных - потомки одних и тех же родителей от разных пометов.

Синкинезия (от греч. syn - с + kinesis - движение) - рефлекторные содружественные движения одной конечности при произвольном движении другой конечности.

Тонус мышечный - сочетающееся выражение темпа и силы движений.

Трихотилломания(от греч. tryx – волос + tillō – выдергивать + mania – страсть, влечение) – непреодолимое влечение к вырыванию у себя волос. Наблюдается при исходных состояниях шизофренических расстройств, выраженных депрессиях и некоторых невротических состояниях.

Трофический(от греч. trophe - питание) - относящийся к нервной тро-фике - к физиологическим воздействиям нервной системы, непосредствен-но влияющим на обмен веществ в тканях и органах животного организма.

Церебральный (от лат. cerebrum- головной мозг) - относящийся к головному мозгу.

Чувствительность - восприимчивость к эмоциональному воздействию.

Экзальтация(от лат. exaltatio - воодушевление) - приподнятое настроение с повышенной самооценкой. Синоним - гипомания.

Экнойя (от греч. ek – вне + noeo – воспринимать) – господство одного определенного аффекта над всеми психическими проявлениями.

Эмансипация(от лат. emancipatio) – освобождение от зависимости, отмена ограничений, уравнивание в правах.

Этиология(от греч. aitia - причина + logos- учение) учение о причинах происхождения болезней и патологических состояний.

Этиопатогенез(от греч. genesis – происхождение; этио + патогенез) – совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни.

Эхолалия(эхо + греч. lalia - речь) - автоматическое повторение произносимых слов.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук М.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова. - Воронеж: МОДЕК-, 1995. -640с.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерc А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 136 с.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение. 1988. -207с.

4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - М.: Север, 1933. - 143с.

5. Гарбузов В.И. Древние и новые каноны медицины. – СПб.: Изд-во Общ-во ведической культуры, 1992. – 244 с.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.

7. 3ахаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. - СПб.: Союз, 1998. - 144с.

8. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 448с.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 168с.

10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1985. - 492с.

11. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч. Ч.2. – СПб.: СП «Ретур», 1991. – 296с.

12. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. – М.: Медицина, 1997. – 496с.

13. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДПРЕСС, 1998. – 592с.

14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДПРЕСС, 2001. – 432с.

15. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматичес-кая медицина. – М.: МЕДПРЕСС-ИНФОРМ, 2002. – 608с.

16. МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра): Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. - Женева-СПб.: Всемирная организация здравоохранения, 1993. - 208с.

17. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества. – Л., 1925. – 208с.

18.Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. - 496с.

19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986.-192с.

20. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г.С.Васильченко. – М.: Медицина, 1990. – 576с.

21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под общ. ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - 752с.

22. Старович З. Судебная сексология. – М.: Юрид.лит., 1991. – 336.

23. Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. Г.В. Морозова, 4-е изд. - М.: Юрид. лит. - 336с.

24. Юн Г. Дети с отклонениями. - Кишинев: Штиинца, 1987. -176с.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………..3

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА….6

Психологические параметры дизонтогенеза……………………………9

Классификация психического дизонтогенеза………………………….13

ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ И ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ…..17

Д и з о н т о г е н е з и н т е л л е к т у а л ь н о й с ф е р ы ……….18

Умственная отсталость………………………………………………….18

Задержанное психическое развитие …………………………………...26

Д и з о н т о г е н е з в о л е в о й с ф е р ы …..……………………31

Патологические поджоги………………………………………………..31

Патологическое воровство……………………………………………...32

Трихотилломания ……………………………………………….………34

Патологическая склонность к азартным играм …………………….…35

Неорганический энурез …………………………………………………37

Неорганический энкопрез …………………………………………..….41

Д и з о н т о г е н е з э м о ц и о н а л ь н о й с ф е р ы .. ………..…43

Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки

в детском возрасте ……………………………………………….……...43

Фобическое расстройство детского возраста …………………………45

Социальное тревожное расстройство детского возраста ……….……48

Расстройство сиблингового соперничества …………………………..50

Генерализованное тревожное расстройство детского возраста ……..50

Реактивное расстройство привязанности в детском возрасте ……….52

Расторможенное расстройство привязанности в детском возрасте …55

Ипохондрическое (соматоформное) расстройство …………………..56

Неврастения ……………………………………………………………..59

Синдром деперсонализации-дереализации …………………………...61

П с и х о с е к с у а л ь н ы й д и з о н т о г е н е з …...………………63

Транссексуализм ………………………………………………………..63

Трансвестизм с сохранением обеих половых ролей ………………….65

Расстройство половой идентификации у детей ………………………66

Расстройство половой идентификации у подростков………………...68

Расстройтво сексуального предпочтения (парафилии) ………………70

Фетишизм ………………………………………………………………..71

Фетишистский транвестизм …………………………………………....72

Эксгибиционизм ………………………………………………………...73

Вуайеризм ……………………………………………………………….74

Педофилия ………………………………………………………………75

Д и з о н т о г е н е з р е ч е в о й с ф е р ы ………………………....77

Специфическое расстройство артикуляции речи ……………………..77

Расстройство экспрессивной речи ……………………………………..78

Расстройство рецептивной речи ……………………………………….80

Приобретенная афазия с эпилепсией ……………………………….…81

Элективный мутизм …………………………………………………….82

Заикание …………………………………………………………………84

Речь взахлеб …………………………………………………………..…86

Д и з о н т о г е н е з д в и г а т е л ь н о й с ф е р ы .……………….87

Гиперкинетическое расстройство ……………………………………...87

Транзиторное тикозное расстройство …………………………………90

Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство …92

Специфическое расстройство развития двигательных функций ……93

Д и з о н т о г е н е з н а в ы к о в …………………………………….95

Специфическое расстройство чтения …………………………………96

Изолированное расстройство правописания ……………………….....97

Расстройство счета ……………………………………...………………99

ДЕФИЦИТАРНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ……………………..…101

Д и з о н т о г е н е з с е н с о р н о й с ф е р ы ……….……….…..103

Специфика развития при потере слуха ………………………………103

Специфика развития при потере зрения ……………………………..104

Д и з о н т о г е н е з д в и г а т е л ь н о й с ф е р ы …………..…..105

Детский церебральный паралич ………………………………………106

ИСКАЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ…………….…………….110

Детский аутизм…………………………………………………………111

Атипичный аутизм …………………………………………………….115

Синдром Ретта …………………………………………………………116

Синдром Аспергера ……………………………………………………119

ДИСГАРМОНИЧНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ\РАЗВИТИЕ……………………121

Патологическое формирование личности …………………………...121

Параноидное расстройство личности ………………………………..144

Шизоидное расстройство личности ………………………………….146

Диссоциальное расстройство личности ……………………………...148

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности ……………...150

Импульсивный подтип …………………………………………..150

Пограничный подтип ………………………………………….…152

Истерическое расстройство личности ………………………………..153

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности..156

Тревожное расстройство личности …………………………………...158

Зависимое расстройство личности …………………………………...160

Нарциссическое расстройство личности ………………………….…161

Пассивно-агрессивное расстройство личности ……………………...164

Расстройства социального поведения ………………………………..167

Оппозиционно-вызывающее расстройство личности ………………171

Ускоренное (опережающее) развитие ………………………………..173

Одаренность ……………………………………………………………174

Подростковые поведенческие реакции …………………………...….176

РЕГРЕССИВНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ………………………...182

Деменция ……………………………………………………………….182

Расстройство личности и поведения вследствие болезни, повреж-

дения или дисфункции мозга ………………………………………....186

Хронические изменения личности после пережитой экстремаль-

ной ситуации ……………………………………………………..…….188

ЭТАПЫ ДИАГНОСТИКИ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ………………………………………………………………….191

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ……………………………………………………192

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………199

Юсупов

Наши рекомендации