Требования к результатам освоения дисциплины. Степень подготовленности выпускника юридических факультетов университетов к работе в полиции, прокуратуре
Степень подготовленности выпускника юридических факультетов университетов к работе в полиции, прокуратуре, суде, адвокатуре в значительной степени зависит от того, как было поставлено преподавание криминалистики.
Студенты обязаны в совершенстве владеть научными методами и средствами, которые позволяют раскрывать преступления, как бы тщательно они не были завуалированы, разоблачать преступников, как бы они ни маскировались.
Предмет криминалистики составляет совокупность объективных закономерностей, познание которых необходимо для успешного расследования и предотвращения преступлений. А именно, закономерности:
1. механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках,
2. собирания, исследования, оценки и использования доказательств,
3. применениятехнических средств, тактических и методических рекомендаций при расследовании и предотвращении преступлений.
Таким образом, криминалистика– это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках; закономерностях собирания и исследования доказательств, и, разрабатывающая на познании данных закономерностей технические средства, тактические и методические рекомендации расследования и предотвращения преступлений.
Криминалистика как никакая другая наука, своими знаниями обеспечивает надлежащий уровень квалификации будущих практических работников.
Основная цель преподавания криминалистики как учебной дисциплины: сформировать у студентов систему криминалистических знаний о преступлении и преступной деятельности, методах и средствах раскрытия и расследования преступных посягательств. Достижение указанной цели возможно за счет решения следующих задач:
1. овладение знаниями в соответствии с требованиями программы курса;
2. формирование навыков криминалистического мышления;
3. выработку умения быстро раскрывать и расследовать преступления, проводить эмпирические исследования.
Основная задача изучения криминалистики заключается в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний о специальных приемах, методах и средствах сбора, фиксации, исследования и использования доказательств в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Достижение указанной цели и решение поставленных задач достигается путем проведения лекций и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельного изучения студентами отдельных тем и необходимых источников.
Первой задачей изучение дисциплины является практическое освоение криминалистических средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений. В этой связи необходимо показать ведущую роль криминалистики в работе с информацией о событии преступления. Учащиеся должны усвоить, что знание криминалистики и умелое использование ее возможностей является непременным условием профессиональной подготовки.
Вторая, не менее ответственная задача состоит в том, чтобы научить учащихся правильно распознавать по следам и другим последствиям преступления личность и характер преступника, умело использовать криминалистически значимую информацию в его розыске и установлении состава преступления.
Третья задача - овладение тактическими приемами производства следственного осмотра, обыска, допроса, иных следственных действий, а также методикой расследования отдельных видов преступлений.
Изучив раздел I. студенты должны знать:
1. предмет, систему, задачи и методы советской криминалистики;
2. теоретические основы криминалистической идентификации и диагностики, установления групповой принадлежности в криминалистике.
Уметь:
1. использовать теоретические знания раздела;
2. владеть и применять в практической деятельности методику криминалистической идентификации, диагностики и установления групповой принадлежности.
Изучив раздел II. студенты должны знать:
1. современные технические средства, используемые подразделениями органов внутренних дел в процессе раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;
2. классификацию признаков внешнего облика человека;
3. механизм образования и классификацию следов;
4. методы и способы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов;
5. характеристику и классификацию огнестрельного и холодного оружия, следов его применения;
6. способы подделки документов;
7. основные положения криминалистического исследования рукописных и машинописных текстов, методы технико-криминалистического исследования документов;
8. систему и виды криминалистической регистрации (криминалистических учетов).
Уметь:
1. владеть всеми технико-криминалистическими средствами и приемами обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления и преступника; предотвращения преступлений; фиксации хода и результатов следственных действий;
2. обнаруживать, осматривать, фиксировать и изымать различные следы преступлений и преступника, вещественные доказательства, описывать их в протоколе следственного действия и эффективно использовать в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;
3. описывать человека по методу "словесного портрета", составлять ориентировки для розыска лиц, пропавших без вести или совершивших преступления, а также неопознанных трупов;
4. выявлять признаки подделки документов, использовать признаки почерка и письменной речи для установления личности исполнителя документа;
5. пользоваться всеми видами криминалистических учетов.
Изучив раздел III. студенты должны знать:
1. общие положения и задачи криминалистическойтактики;
2. понятие и виды криминалистических версий;
3. понятие, значение и виды планирования расследования преступлений;
4. тактические и организационные основы производства отдельных следственных действий.
Уметь:
1. выдвигать криминалистические версии и осуществлять их проверку;
2. использовать тактические приемы при производстве отдельных следственных действий;
3. подготавливать, планировать, организовывать и проводить следственные действия;
4. фиксировать ход и результаты следственных действий, в том числе и с использованием технико-криминалистических и иных средств.
Изучив раздел IV,студенты должны знать:
1. систему и задачи криминалистической методики;
2. понятие, структуру криминалистической характеристики преступления и ее значение:
3. методику планирования и организацию расследования отдельных видов преступления.
Уметь:
1. давать криминалистическую характеристику отдельным видам преступлений;
2. выдвигать и планировать проверку следственных версий по отдельным видам преступлений, планировать расследование;
3. использовать современные достижения психологии, криминологии, социологии при организации расследования преступления;
4. выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления и принимать меры к их предотвращению.