Любимые игры в сфере труда

ИГРА "ДА, НО"

ПРИМЕР

На совещании продавцов господин Отт сообщает: "Я постоянно теряю заказы из-за того, что конкуренты стали производить новую продукцию и продавать ее по зани­женным ценам (позиция жертвы). Другие коллеги расска­зывают, как они успешно конкурируют каждый в своей области, объясняют, в чем преимущества той продукции, которую они продают (позиция спасителя). На все предло­жения господин Отт отвечает: "Само по себе это, может, и верно, но со многими покупателями эти приемы не сраба­тывают".

Чем больше возражений выдвигает Отт, тем больше коллеги стараются ему помочь. В конце концов, один из продавцов замечает: "Господин Отт, я вижу, что вы в прин­ципе ничего не хотите изменить. И у меня пропало всякое желание дальше вести с вами дискуссию" (позиция пресле­дователя). После этого замечания наступает молчание, воз­никает напряженность и все участники чувствуют себя "не в своей тарелке".

Стратегия выхода из создавшегося положения

ПОЗИЦИЯ КОЛЛЕГ

Если вы заметили, что господин Отт не готов принять советы своих коллег и ваши советы, если он воспринимает их через призму своих предрассудков, выдвигает возраже­ния, то вы могли бы, например, предложить ему следующее: "Господин Отт, я заметил, что вы столкнулись с боль­шими трудностями и сомневаетесь в эффективности на­ших предложений насчет привлечения клиентов. Я предлагаю прежде всего составить список этих предложений. Мы не будем их обсуждать. Вы потом спокойно сами их проанализируете. Я буду очень рад, если на следующем со­вещании вы скажете, что воспользовались некоторыми из них".

При анализе предложений у Отта возникнет состояние взрослые-я и он поймет, что неправильно реагировал на отдельные предложения. При этому ему станет ясно, что не может быть такого, чтобы все коллеги ошибались, и только он был прав во всем. Велика вероятность того, что некоторые из этих предложений он оценит как конструк­тивные и использует.

ПОЗИЦИЯ ГОСПОДИНА ОТТА

Если вам приходилось бывать в такой ситуации, то вы хорошо представляете себе состояние Отта. Вы немного пали духом, ощущаете собственную беспомощность и не видите выхода из положения (состояние ребенок-я). Но взвесьте все "за" и "против" и тогда поймете, что собствен­ные предрассудки мешают вам воспринимать должным образом предложения ваших коллег. Советую вам записать во время совещания все предложения ваших коллег, даже если считаете их полной бессмыслицей. И когда потом в спокойной обстановке вы начнете анализировать их, то на­верняка некоторые из них покажутся вам вполне приемле­мыми.

ИГРА "ПОЗОР"

ПРИМЕР

Шеф (позиция преследователя) постоянно находит у своего сотрудника "волос в супе". И хотя работа на 99 % сделана блестяще, он представляет дело таким образом, словно вся работа "псу под хвост". Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться (позиция жертвы), у него появляется чувство, что он никогда не сможет вы­полнить работу так хорошо, чтобы начальник остался до­волен.

Стратегия выхода из создавшегося положения

ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИКА

Сотрудник сознательно активизирует свое состояние взрослые-я и стимулирует такое же состояние у своего ше­фа. Это побуждает последнего реалистично оценить работу подчиненного. Вероятность того, что шеф перейдет из кри­тического состояния взрослые-я в обычное взрослые-я очень велика. Он поймет: на 99 % работа сделана хорошо и только на 1 % плохо.

ПОЗИЦИЯ ШЕФА

Если вы откроете в себе, что обращаете внимание пре­имущественно на ошибки (часто это бывает типичной ма­нерой поведения начальников) — постарайтесь не рубить сплеча. Определите хорошие и плохие качества сотрудни­ка, достижения и недостатки в его работе. Тем самым вы включите состояние взрослые-я и сможете правильно оце­нить работу сотрудника.

ИГРА "САМ УВИДИШЬ, ЧТО из ВСЕГО ЭТОГО ПОЛУЧИТСЯ"

ПРИМЕР

Шеф дает руководителю предприятия задание купить машины определенных типов. Последний пытается объ­яснить, почему он считает, что одну из машин не следует покупать. Но шеф, за которым всегда последнее слово, ка­жется, обладает более убедительными аргументами, так что, в конце концов, руководитель предприятия соглашает­ся, заявляя: "Ну, хорошо, если вы так думаете, то я закажу именно ту машину, которую вы хотите". На скрытом уров­не он "сигнализирует", что шеф еще убедится в том, что деньги выброшены на ветер.

Спустя несколько месяцев машину монтируют, но она производит продукцию не в том количестве и не того каче­ства, как ожидалось. Когда шеф вызывает к себе руководителя предприятия, тот ему говорит:" Но вы ведь сами хотели купить именно такую машину. Я же с самого начала вас предупреждал, что она никуда не годится". Тем самым он перекладывает ответственность за напрасно потраченные деньги на своего шефа.

Наши рекомендации