МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументация – логический процесс, зависящий от индивидуально-психологических особенностей, кругозора и культурного уровня исследователя.
Суть аргументации заключается в том, что бы доказать истинность значимого нами понятия.
Аргументация достигает цели только тогда, когда исследователь придерживается определенных норм и правил при построении предложений и подборе фактов.
Аргумент – это то, что кажется нам верным.
Нужно представлять, на какой социальный слой рассчитана аргументация, и что для него истинно.
Правила построения тезисов:
- Тезис формулируется четко, кратко, без нарушений языка, без двоезначности. (Нельзя формировать из слов, которые могут быть восприняты неоднозначно, или спровоцировать неправильные ассоциации.)
- Тезис должен оставаться неизменным, т.е. доказывать одно и только одно конкретное положение или сентенцию. В противном случае – это не тезис.
Ошибки, возникающие при построении тезиса:
- Поспешное выдвижение другого тезиса, связанного с первым, однако изменяющим вектор внимания слушателя.
- Замена основного тезиса подобным, однако, являющимся другим по звучанию.
- Частичное видоизменение основного тезиса или устранение определенных его составляющих, что приводит к недоказуемости тезиса.
Для подтверждения тезиса необходимо использовать адекватную аргументацию.
Правила убедительной аргументации:
- Аргументом является только то предложение, истинность которого доказана ранее.
- Аргумент должен быть доказуем вне зависимости от тезиса, на который он опирается или который он подтверждает.
- Аргументы не должны противоречить друг другу.
- Вы должны сами верить в свои аргументы.
Доказательство – обоснование истинности тезиса.
Доказательства должны быть такими, что бы они вызывали минимум нареканий
24.09.12
СОФИЗМ
Софизм – неверное (ошибочное) доказательство, которое выдается за правильное и базируется:
- на внешней схожести явлений
- на подмене понятий
- на сознательном неверном выборе исходных положений
- на сознательном нарушении законов и правил логики
Возник благодаря греческому ученому Софоклу.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной проблемой научного исследования является финансирование. Как следствие, использование того или иного метода упирается в бюджет исследования (или в энтузиазм).
Наиболее часто встречаемые методы:
- Наблюдение
- Эксперимент
- Констатирующий
- Контролирующий
- Лабораторный
- Естественный
Любое исследование начинается с осознания непонятности, т.е. с возникновения некой проблемы.
28.09.12
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Метод фокальных объектов основывается на присоединении к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Рекомендован к использованию при поиске новых модификаций ранее известных устройств, создании рекламы товаров и тому подобное.
Возник в Германии в 1926 году.
Цель метода: совершенствование объекта за счет получения большего количества его модификаций с неожиданными свойствами.
Суть метода.
В фокус нашего внимания помещается просматриваемый объект. Выбирается 3-5 случайных объектов с осознаваемыми нами признаками. Признаки сочетаются с прототипом с целью получения неких свободных ассоциаций.
Алгоритм метода:
1. Выделить объект-прототип и уточнить цель работы
2. Выбрать случайные объекты
3. Выписать для каждого из случайных объектов 3-5 характерных признаков, свойств, черт
4. Полученные признаки перенести на прототип, в следствии чего получим новые словосочетания
5. Полученные словосочетания развить путем свободных ассоциаций и записать полученных результат
Задания:
Фокус сложный, интересный, непонятный
Корабль большой, пиратский, парусный
Дерево высокое, зеленое, красивое
Парта: большая парта, сложная парта, интересная парта, непонятная парта, пиратская парта, парусная парта, высокая парта, зеленая парта, красивая парта.
МЕТОД ШЕСТИ СИГМ
Разработан в США в 1985 году.
Область применения: решение вопросов, связанных с качеством продукции, затратами и поставками. Пригоден для предприятий любых типов.
Цель метода: повышение рентабельности предприятия в результате оптимизации затрат, поставок, контроля качества.
Суть метода: используя систематизированную совокупность инструментов, удается получить: потенциальные эффекты, влияющие на качество продуктов или услуг; причины их появления и выработать действия по их устранению.
Алгоритм:
- Сформировать команду из специалистов, владеющих методом
- Выявить проблемы, требующие решения
- Распознать, оценить и измерить потенциальные дефекты продукции, процесса или услуги и их последствия.
- Выявить причины появления распознанных дефектов и определить действия по их устранению.
- Устранить потенциальные дефекты
- Стандартизировать методы, приемы и процессы, обеспечивающие лучшие показатели качества.
При использовании метода необходимо помнить:
- Руководство должно быть реально заинтересовано в получении результатов
- В процесс необходимо вовлекать всех сотрудников, отведя каждому из них определенную роль
- Лидер проекта должен иметь успешный опыт участия в проектах по улучшению качества продукта или услуг
- Метод «шесть сигм» - узел, требующий соединения науки, технологии, рентабельности, что приведет к улучшению качества
- Для принятия решений, полученных в результате анализа происходящих на предприятии процессов лучше использовать: (НАЙТИ ЧТО ЭТО)
- Диаграммы сродства
- Диаграммы Паретто
- Матричные диаграммы
- Диаграммы связи
- «Рыбий скелет»
- Функции потерь по Тагутти
- Тому подобное (поискать, что это еще может быть)
- Улучшение качества, полученное в результате работы с методом «шесть сигм», без постоянной поддержки нивелируется в течении трех месяцев.
Достоинства метода:
- вынуждает персонал заново изучить способы работ (а не просто отлаживать систему)
- простота в оценке и анализе полученных результатов
Недостатки метода:
- метод не позволяет выявить элементы непроизводительной деятельности
- метод недостаточно чувствителен к временным интервалам
- не позволяет анализировать необходимость рабочих мест, транспортные расходы, запасы на складах, время простоев и т.п.
Метод работает только с конкретными проблемы.