Разработка перспектив
Ответственность за независящие события очень часто вызывает чувство вины. Классический пример. Вы организовали выезд за город с друзьями, и внезапно хлынул дождь, многие в такой ситуации будут испытывать чувство вины. Его легко преодолеть, так как никто не может отвечать за причуды природы. Намного сложнее преодолеть чувство вины, когда близкий человек страдает, обвиняя в этом ваши постоянные ссоры с ним. В таких случаях может быть полезным прояснить ситуацию и понять, за что вы действительно (217:) несете ответственность. Как определить грань, за которой кончается ответственность одного человека и начинается другого?
Пример: сестра и брат. Брат страдает серьезными формами депрессии из-за того, что ушел от родителей и бросил школу. Джейн чувствует вину за страдания брата. Почему? Она всегда была более общительной и трудолюбивой, нежели брат, лучше училась и имела больше друзей. Все это подавляло брата, он чувствовал себя брошенным. В конце концов она решила, что является причиной страданий Теда.
Затем Джейн пришла к лишенному всякой логики выводу: если она будет испытывать депрессию, то Тед благодаря некой обратной связи станет счастлив. Когда Тед приехал домой, то Джейн начала избегать любой деятельности, снизила до минимума свою успеваемость и показывала, насколько плохо себя чувствует. Она старалась, чтобы до Теда дошли слухи, насколько плохо ее самочувствие.
Джейн так серьезно отнеслась к своему плану, что с негодованием приняла мои советы. Она боялась своего выздоровления.
Иллюзия Джейн по поводу того, что она виновата в болезни брата, имела ровно столько реальных оснований, сколько нужно, чтобы выглядеть для нее убедительной. Хотя скорее всего ее брат с самого детства ощущал подавленность и, естественно, несколько завидовал ее успехам. Но неужели это означает, что она — причина депрессии Теда? Неужели Джейн могла изменить ситуацию, заставляя себя страдать?
Для того, чтобы понять свою роль в сложившейся ситуации, я предложил Джейн этот метод (таблица 8.4). В результате (218:) она поняла нелогичность своих мыслей, и что депрессия Теда была вызвана его искаженными мыслями, а не ее успехами. В результате ее чувство вины и депрессия прошли.
Таблица 8.4.
Автоматические мысли | когнитивные искажения | Рациональные ответы |
Наши взаимоотношения с Тедом — причина его депрессии. Я всегда лучше работала и была удачливей. | Скачущие умозаключения (незнание предшествующего), принятие ответственности за независящие события. | Причина депрессии Теда только в его мыслях. Единственная ответственность, которая лежит на мне, это та, что я — часть окружения Теда, которое он оценивает искаженно и отрицательно. |
Я думаю, что Тед расстроится, если я скажу ему, что хорошо провела время в школе, когда он лежал в постели и ничего не делал. | Скачущие умозаключения (ошибка в предсказании судьбы). | Это приободрит Теда, если я скажу, что хорошо провела время, даст надежду. Если же я буду жаловаться — лишит ее. |
Если Тед ничего не делает, то я должна исправить положение. | Принятие ответственности за независящие события. | Я могу вдохновить, а не заставить его действовать. |
Если я ничего не буду делать, это поможет ему. Теду будет легче, если у меня тоже будет депрессия. | Скачущие умозаключения (ошибка в предсказании судьбы). | Нет оснований думать, что моя депрессия поможет ему. Он даже сказал, что не хочет, чтобы я унывала. Если он увидит, что мне лучше, это вдохновит его. Я могу служить примером счастливого человека. Я не помогу ему, забросив свою жизнь. |