Личность. психология личности

РЕФЕРАТ

На тему: Личность. Психология личности о

Студент Пекурин В.А.

Преподаватель Ливач Е.А.

Оценка

Санкт-Петербург

Введение

В повседневной жизни мы часто задаём себе вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Люди во многом схожи, во многом же и различны. Известно, что человеческое поведение очень сложно. Психология личности пытается разобраться в этом сложнейшем процессе. Наука уже имеет данные, что с помощью личностных оценок можно прогнозировать чрезвычайно важные результаты: успеваемость, выбор профессии, уровень доходов, параметры жизни человека. Исследователи в области научного изучения личности стремятся найти порядок и осмысленные связи и, таким образом, ответить на вопрос: почему мы именно такие (что? как? и почему?)

Из вышесказанного следует, что исследования данной темы в науке неоспоримо значимы.

Личность. Психология личности

Знание о личности является составляющей психологического знания, отражающей интерес к сложному человеческому существу и индивидуальности. Личностные психологи обладают очень чуткой реакцией на появление новых направлений философского мышления, принимают постоянное участие в методологических и теоретических полемиках. Первые книжные издания по теории личности появились в 30-е годы. На сегодняшний день только на английском языке издано около ста учебников по психологии личности. До сороковых годов ведущая роль в исследованиях принадлежала европейским учёным, потом американским исследователям. Область психологии личности в XX веке претерпела и упадок, и возрождение: шестидесятые – семидесятые годы считаются периодами упадка, а пятидесятые и восьмидесятые – подъема. Первыми известными направлениями научного исследования личности были френология и анатомическая психология, которые пытались отыскать четкие анатомические маркеры личности. Данный подход используется в псевдонауке (хиромантия) и в социобиологической литературе.

Активизация исследовательской работы произошла в нейроанатомии.

Действительно, многие современные теоретики надеются, что именно исследование анатомической структуры и функционирования головного мозга (вместе с генетическими исследованиями) позволит совершить революцию в современных научных представлениях о нормальном и особенно о патологическом функционировании личности.[1]

В начале XX века повысился научный интерес к интеллекту и его потенциальным генетическим детерминантам. За последние несколько лет появились новые возможности.

Мощные новые технологии генетической идентификации личности (genetic fingerprinting) и расшифровки ДНК, благодаря которым эта область стала наиболее многообещающей и значимой для понимания индивидуальных различий. Сейчас большинство исследователей соглашаются с тем, что черты личности в основном наследуются, причем генетическими факторами обусловлено, по-видимому, от 50 до 60% дисперсии различий (Plomin and Nesselrode, 1990).[2]

Однако до середины 1960-х годов большим влиянием пользовались принципы классического и оперантного обусловливания, подразумевающие, что формирование личности и индивидуальных различий - результат научения.

Так бихевиористы придерживались суждения, что на изменение личности человека влияет научение и даже перенаучение, которое происходит путём наблюдения, подражания, идентификации. Кроме того, своё влияние оказывают поощрения и наказания. Это направление довольно долго интересовало исследователей, и только в последнее время интерес к нему снизился. Необходимо заметить, что личностные психологи продолжают придавать значение научению в раннем возрасте и опыту, полученному в детстве. Но обусловливание они не признают, как основную детерминанту личности. Более того, радикальные бихевиористы являются противниками самого факта существования личности. Они полагают, что главными детерминантами любого вида поведения (особенно если речь идёт о социальном поведении) нужно считать не врождённые черты личности, а социальные ситуации.

Самый плодотворный период в истории психоанализа обозначен двадцатыми-шестидесятыми годами. Многие ученые, чьи исследования пришлись на пятидесятые-восьмидесятые годы, были убеждены в научной несостоятельности психоанализа, однако сейчас некоторые фрейдистские концепции постепенно оживают, и сближаются различные области психологии (например, психоанализ и когнитивная психология). Фрейд, психиатр по образованию, использовал биологические объяснения, а в его теории личности основным является метод исследования случаев. Его последователи же отдавали предпочтение значению неосознаваемых мотивов.

Поскольку все психоаналитики проводят различие между наблюдаемой внешней стороной поведения и его глубинными причинами, то в их концепции функционирования личности центральная роль отводится смысловому и символическому значению поведения.[3]

Фрейд придерживался суждения, что в проблемных случаях энергию нужно направить в другое русло, отделял структуру личности от ее развития и динамики. Он выделил в структуре личности Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Одним из компонентов структуры личности является примитивное Ид, подчиненное принципу удовольствия и исполнения желаний. Эго — объективный компонент личности, подчиненный принципу реальности. В Супер-эго сосредоточена совесть. В своем развитии личность проходит через несколько стадий и кризисов, таких как кризис отнятия от материнской груди, от разрешения которого зависит, сформируется ли личность орального типа, или кризис приучения к туалету, который может быть связан санальными чертами личности. Фрейдисты считают, что Ид, Эго и Супер-эго находятся в постоянном конфликте, поэтому необходимы механизмы для защиты Эго (такие, как отрицание, вытеснение и проекция). Некоторые защитные механизмы, например смещение (displacement) и сублимация, считаются полезными.[4]

В шестидесятые-семидесятые годы большой популярностью пользовались феноменологические, гуманистические теории и теории третьей силы, в которых значение имела Я-концепция, но сейчас утратили свою значимость. Потеряли своих последователей и создатели эго-теории – направления, ставшего результатом сотрудничества экзистенциалистов, гуманистов и феноменологов. С их точки зрения, детерминантами личности являются субъективные переживания, научение, опыт, в также стремление человека к реализации своего потенциала. Личность человека они ставили в зависимость от его субъективного опыта: характера восприятия мира, переживаний, мышления. Для представителей гуманистического направления Я-концепция значила то же, что и личность.

Два этапа развития исторически пройдено «физиологическим», или биологическим, подходом к исследованию личности. На первом этапе внимание учёных было сконцентрировано на строении и структуре тела. Пользуется известностью работа Шелдона, в которой исследованы три типа телосложения: эндоморфный, эктоморфный и мезоморфный. По его суждению, форма тела человека влияет на личность и является отражением ее особенностей. Но данными исследований эти теории подтверждались слабо. Некоторые исследователи высказывали предположение, что телосложение и личность детерминируются не связанными между собой генетическими факторами. Другие учёные предполагали наличие влияния телосложения на развитие личности. Социобиологи предлагали собственную теорию: худощавые люди (эктоморфы) плохо приспособлены для выполнения физической работы, зато способны к выполнению интенсивной умственной деятельности, склонны к уединению.

Известны исследования в области поведенческой генетики, позволяющие определить степень наследуемости личностных переменных. Эволюционные биологи осуществляют деятельность по поиску влияющих на развитие личности эволюционных факторов. Кронбах утверждал наличие двух совершенно разных подходов, которые до сих пор являются ведущими и в общей психологии, и в психологии личности. Экспериментальные психологи изучают влияние экспериментальных манипуляций на специфические реакции испытуемых. Они не обращают внимания на особенности личностей испытуемых (дисперсия ошибки), их внимание сконцентрировано на одной или двух конкретных значимых детерминантах поведения. Личностные психологи ищут устойчивые закономерности поведения, позволяющие формировать суждение о личностных чертах, динамике и последствиях поведения, занимаются выявлением психологических характеристик, отличающих людей друг от друга. Их исследования посвящены поиску ответа на вопрос: как черты объединяются в личность. Влияния экспериментальных манипуляций и стоящих за ними процессов они не учитывают.

Понятно, что психологи различных областей психологии исследуют свой круг проблем, следовательно, им присущи определенные взгляды на личность.

Психология личности стала привлекательной для исследователей. Кроме того, между психологами клинического и экспериментального направлений возникают некоторые разногласия, а переворот в когнитивной психологии значительно повлиял на теории личности. Таким образом, произошло объединение теоретиков личности с клиническими и социальными психологами. До сих пор издаются «Журнал психологии личности и социальной психологии» и «Журнал психологии социального поведения и личности», подтверждающие сотрудничество личностных и социальных психологов.

Сегодня теоретиков личности интересует связь между эмоциями, когнитивными процессами, мотивацией и поведением, а также влияние генетических факторов на личность и поведение, связь личности человека с состоянием здоровья. Интерес к некоторым темам периодически возрастает и снижается, но есть темы, которые вызывают постоянный интерес исследователей. Известна зависимость обращения к определённым темам от моды, хотя это не совсем понятно. Но нужно заметить, что тем, навсегда лишённых внимания учёных, немного.

Айзенк говорит о появлении в последнее время заметных признаков формирования теоретической и методологической парадигмы концепции личностных черт.

Существует множество определений личности, так как психологи вкладывают в них различный смысл.

Первин высказывает мысль о том, что, хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами.

Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете.[5]

Выделив индивидуальные различия и целостного человека как основной предмет исследования, Первин предлагает следующее определение личности.

На данный момент давайте будем использовать следующее рабочее определение личности: личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.[6]

Данное определение позволяет заострить внимание на множестве различных аспектов человека, на согласованных проявлениях чувств, мышления и поведения человека и на тех его внутренних качествах, которые отвечают за эти согласованности.

Разумеется, могут существовать и другие определения, но полезно то из них, которое превращает сферу изучения в науку.

Например, Фернхем указывает на то, что определений личности множество, но во многих не упоминается о физических показателях, умственных способностях, и предлагает следующие три определения личности.

Личность — это внутренняя динамическая организация психофизиологических систем, которая формирует паттерны поведения, мышления и эмоций, характерные для данного человека (Allport, 1961).

Личность — это то, что позволяет прогнозировать поведение человека в любой заданной ситуации (Cattell, 1965).

Личность — это устойчивое сочетание тенденций и характеристик, благодаря которому в психологическом поведении (мышлении, чувствах, действиях) людей существуют общие черты и различия, имеющие долговременный характер и не допускающие простого объяснения как результат социальных и биологических влияний данного момента (Maddi, 1989).[7]

Кроме того, он обращает внимание, что каждое определение имеет специфическую тему:

· индивидуальные различия — каждый человек уникален, однако существуют раз­ личные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать для экономного описания и классификации людей;

· характеристиками личности являются поведенческие диспозиции в том смысле, что они коррелируют с и мотивами и влияют на социальное поведение;

· характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях;

· чтобы понять личность человека, ее можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а также рассматривая как организованную целостную систему.[8]

Теория личности, согласно суждениям Первина, охватывает пять областей: структуру, процесс, рост и развитие, психопатологию, изменения.

1)структура — базовые элементы, или строительные блоки личности; 2)процесс — динамические аспекты личности, включая мотивы; 3)рост и развитие — как мы развиваемся в уникальные личности, которыми все мы являемся; 4)психопатология— природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 5)изменение— как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться.[9]

Структура. Наиболее известны структурообразующие понятия: реакция, привычка, черта, тип. Простой способ понять, сто такое черта - описать себя или своего знакомого: честный, весёлый, умный. Подобные термины используют и специалисты. Люди имеют много черт, но все они могут быть отнесены к какому-то одному типу. Например, индивид может быть определён как экстраверт или интроверт. Для описания структуры используют и другие понятия. Теории личности можно различать по виду структурных понятий. Некоторые теории складываются в сложную многокомпонентную систему. А другие выбирают простую структуру. Так, мозг человека структурно более сложен (много разных частей, связей), чем мозг рыбы. Теории личности различаются по организованности структурных элементов, по видам и количеству элементов структуры.

Процесс. Чтобы объяснить поведение, теории сравнивают по мотивационным понятиям, которые относят к процессуальным поведенческим аспектам. В психологии личности используют следующие категории динамических понятий: мотивы удовольствия, роста и когнитивные мотивы. В разные времена приоритетом пользовались разные теории мотивации: теория влечения, затем модель роста, потом познавательные мотивы. Сейчас интерес растёт к теориям, акцентирующимся на интересе к достижению определённой ожидаемой цели.

Рост и развитие. Считается, что развитие личности определяется следующими детерминантами: генетическими и средовыми. Генетические факторы делают нас индивидами уникальными, средовые детерминанты определяют и нашу похожесть друг на друга, и нашу уникальность. Значимые средовые детерминанты определяет опыт (культурная принадлежность), а также такие факторы, как отношение к социальному классу, семья (этот фактор относят к наиболее важным), сверстники.

Психопатология и изменение поведения. Для того, чтобы разобраться в разнообразии поведения, личностная теория должна проанализировать причины того, что одни люди стрессоустойчивы, а у других наблюдаются поведенческие отклонения по психологическим причинам. Кроме того, данная теория должна предложить способы изменения отклоняющегося поведения (психотерапии).

Названные основные предметные области, по мнению Первина, должны быть учтены любой полноценной теорией личности.

В современной психологии личности существует достаточно проблем или спорных вопросов. Остановимся на них подробнее.

Наследственность или среда. Вопрос заключается в следующем: генетические и биологические факторы или влияние внешней среды являются более важными? Какие факторы определяют личностные различия — генетические, интерактивные или средовые. На этот вопрос теоретики дают разные ответы. Фрейдистская теория отдаёт предпочтение наследственности, в гуманистических, когнитивных и эго-теориях определяющей поведения считается внешняя среда. Возможно, это сложное взаимодействие, и влияние обоих факторов невозможно разделить.

Процессы научения или врожденные закономерности поведения. На изменение личности человека в течение жизни влияют внешние обстоятельства или имеет место какой-то внутренний график? Фрейдисты говорят о наличии внутренних детерминант личности, представители гуманистических теорий настаивают на том, что людей изменяет собственный опыт. Теории научения, когнитивные теории и эго-теории склоняются к мнению о научении на опыте. Вопрос же заключается в том, когда, как и почему осуществляется научение и изменение, а также почему научение у одних людей происходит быстрее, чем у других.

Акцент на прошлом, настоящем или будущем. Фрейдисты убеждены в значении событий раннего детства; теории научения держат в центре внимания прошлые подкрепления с условиями настоящего; гуманистические теории определяют значимость феноменальной реальности настоящего или будущих целей. Только некоторые личностные психологи придерживаются суждения, что будущее влияет на настоящее.

Осознаваемое и бессознательное. Какая сфера отвечает за личностные процессы — сознания, предсознания, подсознания или же сфера бессознательного? Что должно быть включено в описание личности - особенности мышления, чувствования, восприятия? Фрейд отдаёт предпочтение бессознательному, гуманистические и когнитивные теории говорят о значении осознаваемых процессов, теории личностных черт мало внимания отводят осознаваемому и бессознательному. Теоретики личности приходят к мысли о том, что определённые важные личностные процессы людьми вообще не осознаются.

Внутренние диспозиции или внешняя ситуация. Теории научения настаивают на ситуационных факторах, а теории личностных черт - на диспозиционных факторах. Другие теории говорят о том, что индивидуальные и ситуационные переменные взаимодействуют. Фернхем подчёркивает, что внутренние индивидуальные переменные достаточно изучены в отличие от ситуационных внешних факторов.

Ситуационный и «персонологический» подходы к исследованию человеческого поведения. Почему люди отличаются друг от друга? Люди обладают разной реакцией на ситуацию, или в зависимости от личностных особенностей люди создают, выбирают, изменяют ситуацию.

Психофизическая проблема в приложении к личности. Существуют две точки зрения, которые являются основой старейших философских споров. Первая заключается в том, что изменение личности связано с большими трудностями, вторая этого не подразумевает.

«Фольклорная» и научная психология личности. До недавнего времени взгляды неспециалиста на теорию личности определялись как релевантные.

Кук, отметив отсутствие явного прогресса в области личностной психологии, называет следующие причины этого: проблема класса реакций, проблема таксономии ситуаций, количество переменных, невыявленные значимые события, случайные события и случайное блуждание, порочные круги и автокаталитические процессы, идеографическая уникальность, мешающие переменные, этические нормы, давление житейских потребностей, правила и нормы, петли обратной связи, непостоянство корреляций, изменение концепций, использование субъективных суждений, использование слов.

Холл предлагает теоретикам личности использовать и воображение, и методики количественной оценки, а также не бояться риска. Он называет области, которые влияли, влияют и будут влиять на прогресс в теории психологии личности. Среди них биология и эволюционная теория, неврологические науки, когнитивная психология, поведенческая медицина, социальное развитие, каузальное моделирование. Имеющиеся теории личности противоречивы, не обладают достаточной точностью, поэтому синтезировать их пока рано, иначе теории не смогут внести свою лепту в научное понимание личности.

В идеале теория личности должна содержать законы, которые помогают нам понять, почему каждый человек уникален, а также почему люди похожи.[10]

Для этого учёным необходимы теории, позволяющие привести в систему всё, что уже известно. Это даст возможность дальнейших открытий, дальнейшего движения в направлении психологии личности.

Заключение

Проблема личности значима и сложна, она представляет собой огромное поле исследований. Имеет место целый ряд проблем, которые решают теоретики в течение сравнительно короткой истории психологии личности. Ответы, предлагаемые для решения этих проблем, играют важнейшую роль. Они позволяют ответить на главный интересующий нас вопрос: почему мы именно такие, какие мы есть (что? как? и почему?).

В данной работе рассмотрена краткая история психологии личности, рассказано о различных подходах исследователей к определению личности, отмечены области человеческого функционирования, которые непременно должна затрагивать теория личности. Проведён обзор проблем психологии личности и разный подход теоретиков к их решению.

Авторы исследуемых трудов доказывают, что теория важна для понимания поведения человека.

[1] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 20

[2] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 20

[3] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 21

[4] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 21

[5] Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности. М., Аспект Пресс, 2001. – С. 36

[6] Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности. М., Аспект Пресс, 2001. – С. 36

[7] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 24-25

[8] Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб, Питер, 2001. – С. 25

[9] Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности. М., Аспект Пресс, 2001. – С. 37

[10] Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности. М., Аспект Пресс, 2001. – С. 57

Наши рекомендации