Методы современной психологии

Обобщение: период становления психологии, как науки называют периодом кризиса психологической науки.

Причины:

1)Отрыв психологии от практики;

2)Использование интроспекций в качестве основного научного метода;

3)Невозможность объяснить ряд психологических проблем;

4)Многие теоритические положения не были хорошо закреплены экспериментальными данными;

Именно в этот период начинают складываться основные направления психологической науки :бихиоверизм, психоанализ, гештальтпсихология; развитие отечественной психологии.

Основные направления зарубежной психологии:

Важнейшим направлением в период кризиса стал психоанализ (Зигмунд Фрейд – австрийский психолог и психиатр). Первоначально идеи психоанализа использовались в психиатрии при лечении неврозов.

Основная идея психоанализа – поведение человека определяется не столько его сознанием , а сколько бессознательным. (Разнообразные влечения и переживания, в которых человек не может себе признаться- они не допускаются до сознания и вытесняются в подсознательные). Все,что вытесненно в подсознании вытеснено не исчезает и не забывается , а побуждает тем или иным способом,проявляясь в искаженном виде.

Структура личности по Фрейда:

1)Супер я(super ego)-своеобразный цензор,совокупность моральных устоев

2)Я(ego)-с одной стороны следует в безсознательные инстинкты, с другой стороны подчиняется нормативам и требованиям

3)Оно(id)-является той стороной ,где властвуют бессознательные инстинкты

«Я» находится в постоянном конфликте ,так как требования несовместимы. Поэтому «я» прибегает к защитным механизмам. Подавленное желание становится источниками конфликта и часто является причиной различных психических заболеваний.

Основное место в концепции Зигмунда Фрейда занимает эротическое влечение. Эротическое влечение связано со специфической энергией – либидо –она движет и направляет всю жизнь человека.

В психоанализе впервые был поставлен вопрос о соотношении между безсознательным и сознательным. Благодаря Фрейду изменилось понимание роли сексуальности в жизни чел-ка. Основные идеи Фрейда получили развитие в трудах Адлера и Юнга.

Бихевиоризм

Ряд ученых пришли к выводу, что психология должна выбросить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать поведение, поступки и реакции человека.

Предметом изучения бихевиористов была активность,поведение. Они считали, что поведением человека можно управлять ,манипулировать,контролить. Представители:Уотсон,Стиннери и др. По их мнению достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы управлять плведением. Особым направлением бихеовиризма я вляется социобихевиоризм.(1960)

Гештальтпсихология

Возникла в Германии в 20 веке. Гештальтпсихология опиралась на достижения физики математики. Ее основные представители: Вертгеймер,Келер,Каффка,Лейвин. Гештальтпсихология выступала против расчленения сложных психических явлений на элементы.

26.09.11

Методы современной психологии

Метод-1)это путь познания ,способ, посредством которого познается предмет науки.2)это приемы и средства, с помощью которых можно получить достаточные данные об исследуемом объекте.

Требования для методов психологии исследованя:

1) Метод должен отражать специфику предмета;

2) Метод психологии должен быть объективным;

3) Адекватность метода иследуемой проблемы;

4) Должны отличаться валидностью и надежностью;

a) Валидность-соответствие тому,для изучения и оценки чего он предназначен;

b) Надежность- позволяет получать одни и те же результаты при многократном использовании;

В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов.

Рубинштейн выделил 2 основных метода – наблюдение и эксперимент; а также промежуточные методики – беседа, анкета, тест;генетический метод- изучение продуктов деятельности и т.д.

Несколько другая классификация у Ананьева(4 группы):

1)Организационные методы- с их помощью строится весь цикл исследований и взаимодействие других методов(сравнительный метод, лонгитюдный, комплексный)

2)Обширная группа методов- наблюдение и самонаблюдение , экспериментальные,психодиагностическиеметоды, оценка продуктов деятельности человека,биографические методы, моделирование.

3)Количественная и качественная оценка:

а)Количественный анализ- математический

в)Качественный- выделение психологических процессов и явлений

4)интерпритационные методы- направленные на объяснение психических процессов и явлений.

Основной метод психологического исследования- наблюдение самонаблюдение- проводиться в естесвенных условиях без вмешательства. Наблюдение чаще всего проводится по заранее подготовленной программе и четко отражено в плане того,зачем ведется наблюдение(обязательная фиксация ). Наблюдатель может быть непосредственным участником процесса, такое наблюдение включенное;

Также наблюдение может быть сплошным и выборчным.

Выборочное наблюдение- наблюдает за определенными действиями или явлениями.

В отличие от внешнего наблюдения выделяют внутреннее наблюдение(самонаблюдение-интроспекция).

Достоинства метода наблюдения- объект не знает, что за ним следят и ведет себя естественно. Трудности при наблюдении- наблюдатель не в состоянии контролировать ситуацию и наблюдение может быть субъективным.(

Наши рекомендации