V. правовая психология и правовая социализация личности
Понятие правовой психологии – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию (присвоение) личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правомерного и правонарушающего поведения.
Практическая значимость этого направления юридической психологии во многом обусловлена ролью правосознания в системе правого регулирования общественных отношений. Только пройдя через сознание людей, право может повлиять на действительность общественных отношений.
Психологически, сознание – это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностей и механизмов за исключением сферы бессознательного. Поэтому и понять регулирующее воздействие права нельзя, ограничившись упоминанием роли мышления, мотивами или волей. Право воздействует на личность, и личность отвечает всей целостностью своей психологии, всего мира психических явлений, что непременно должно быть принято во внимание при рассмотрении правового регулирования.
Психологические аспекты правового регулирования.
Под правовым регулированием обычно понимается использование всех возможностей воздействия права на сознание и поведение людей, всех его видов – воспитательного, мотивационного и специфически юридического, закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права мерами государственного принуждения.
Помимо правового и социального механизма выделяется психологический механизм правового регулирования, который не всегда срабатывает. Отмечается две группы условий, при которых он срабатывает:
1) связанные со свойствами самих правовых норм и установлений;
2) и – людей, которым они адресованы.
1) Каковы регулятивные свойства правовых норм и установлений, такова и их сила. Однако среди свойств (всеобщей обязательности, определенности содержания, действия через дозволения, государственной гарантированности и др.) не называется ничего напоминающего их психологическую силу. Необходима психологичностьправовой нормы. При подготовке правовых норм следует определять, как они будут восприняты теми, кому адресуются, как сделать так, чтобы они были восприняты должным образом. Еще Платон отмечал, что закон должен не просто управлять, но и убеждать. Проявление психологического свойства неизбежно зависит от:
- ориентированности содержания на улучшение жизни людей, соответствия их социальным ожиданиям, учета правовой культуры, их реалистичности (выполнимости), продуманности непосредственных, отдаленных и возможных побочных последствий;
- оформления писаной нормы: понятности языка, определенности (не допускающей двойственных толкований), полноты (не оставляющей «пустот», которые порождают вопросы, домыслы и сомнения).
2) правомерное и правонарушающее поведение – всегда проявление несоответствия общеобязательного характера правовых норм правовой культуре граждан, их правосознанию.
Вместе с тем правовая психология исследует не только осознание правозначимых явлений, но и область бессознательного восприятия правовой действительности (стереотипы, привычки, автоматизмы, интуиция, привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также стремления, действия, установки, ошибки и заблуждения).
Правовая социализация личности состоит в приобщении ее к правовым нормам, ценностям, к нравственной и правовой культуре, сознательной социально-активной деятельности.
Выделяют три способа правовой социализации личности: научение, приобретение личного опыта, символическая социолизация. Научение основывается на приобретении знаний. Приобретение личного опыта – продукт собственного социального, в том числе правового поведения и деятельности. Он проверяет на практике усвоенные нормы и ценности. В зависимости от степени разрыва между этими нормами и личным опытом первоначальные представления личности о праве, ее установки на правомерное поведение могут быть подвержены усилению или деформации. Символическая социолизация – вырабатывание личностью своей системы понятий не на основе прямого включения в социальную и юридическую практику, а на основе представлений, возникающих из оценок и реакций на них микро- и макросреды.
Процесс присвоения личностью социальных норм называется интериоризацией. Этот процесс включает несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих в обществе социальных норм); аксиологический (оценка норм как справедливых); деонтологический (признание норм обязывающими) и поведенческий (способность личности следовать нормативным предписаниям).
Процесс социализации личности делится на три этапа:
1) Становление и формирование индивида как личности, усвоение ею системы ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию;
2) Осознание личностью норм права в форме закона и обретение качества гражданина;
3) Признание гражданином права нравственной ценностью и органически полное включение в общественные процессы.
Только на третьем этапе происходит окончательная правовая социализация личности.
Правовая социализация может изменяться в зависимости от изменившихся условий: из успешной в неудачную и в дальнейшем, в случае хороших адаптационных способностей личности, вновь достичь успеха. Именно поэтому правовой психологией используется термин «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социально-правовыми предписаниями. Задача правовой психологии – учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития личности, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе правового воспитания.
Дефекты в правовой социализации личности могут возникать еще на ранней стадии ее развития из-за конфликтов с родителями, трудностей в школе, сближения с асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием этого может стать совершение как незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений.
Важной предпосылкой противоправного поведения является особая ментальность российского общества, которая приводит к недооценке значения права (правовой нигилизм), или легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм), или к активному неприятию норм права (правовой негативизм).
Широкое распространение получили примиренческое отношение к преступлениям и гражданская пассивность, которая в определенной степени обусловлена тем, что все большее число граждан контактирует с лицами, совершающими преступления; готовы учинить расправу лично или обратиться к наемным исполнителям.
Во время социально-экономических кризисов социальные нормы разрушаются, люди испытывают состояние дезориентации, все в совокупности способствует коллективной девиации.
Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. К основным видам девиантного поведения относятся как нарушающее нормы права, так и непротивоправное (юридически ненаказуемое) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, социальная распущенность, бродяжничество, суицид.
Девиантное поведение личности – это поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, неправомерное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.
Аддикция и социальное неравенство выступают главными условиями девиации в поведении личности.
Так, аддикция, как пагубное пристрастие к чему-либо, свойственна тем, кто стремится изменить некомфортное психическое состояние не цивилизованным способом, а приемом некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Это обусловлено стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ).
Социальное неравенство – комплекс противоречий между растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения. Главным выступает не уровень удовлетворения, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения, что проявляется в политическом экстремизме или иных его формах.
Цель правовой социализации – обеспечение правомерного и снижение девиантного поведения личности, а также формирование у нее такого интегрального психолого-правового образования, как правосознание.
Правосознание – сфера общественного, группового и индивидуального отражения правовой действительности в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву, практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Функциональная структура правосознания и ее компоненты.
Функции: отражательная, оценочная, регулятивная.
Основные функции правосознания | Психические компоненты | Результат функционирования | Эмпирические показатели |
Отражательная | Познавательный | Правовая готовность | Юридические знания и умение ими пользоваться |
Оценочная | Эмоциональный | Ценностные отношения к праву и практике его применения | Оценочные суждения, система отношений |
Регулятивная | Волевой | Правовые установки и ориентации | Поведенческие позиции (решения) |
Отражательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая готовность.
Оценочная функция отвечает за систему оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения.
Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок, умений, ценностных ориентаций.
Установка – сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой.
Ценностные ориентации – устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям.
Правовая ориентация – интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Основные требования правомерного поведения к гражданину:
- должен знать законы и их требования;
- быть убежденным в необходимости правомерного поведения;
- обладать желанием и уметь вести себя правомерно;
- быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования;
- обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам.
Правовое воспитание предполагает создание специальных условий для усвоения каждым человеком правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренние поведенческие ориентиры. Оно включает в себя целенаправленную деятельность государственных органов, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и применение юридических норм.
Общие и специальные методы правового воспитания. Общие методы осуществляют специально подготовленные методисты по правовой пропаганде и воспитанию (конкретные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых). Процессу распространения правовых знаний, росту общей юридической культуры способствует правовое просвещение. Специальные методы правового воспитания применяются сотрудниками правоохранительных органов. Это указанные в законе контрольно-воспитательные и надзорные меры, применяемые к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений и преступлений.
Правовая культура является частью общей культуры. Правовая культура личности – результат ее правовой социализации. Свидетельствует об уважительном отношении к праву, о достаточном уровне ее правовой информированности, правомерном характере действий во всех жизненных ситуациях.
В качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают:
1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);
2) микросоциальные условия (субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
3) личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).
План семинарского занятия:
1. Предмет, задачи, структура юридической психологии. Теоретико-методологические основы и методы юридической психологии.
2. История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России.
3. Психологические сферы личности. Типическое и индивидуальное в личности.
4. Правовая психология и правовая социализация личности. Девиантное поведение. Правосознание и правовое воспитание.
Сообщение на тему: «История становления и развития зарубежной ЮП. История становления и развития ЮП в России» (5-7 мин.).
Быть готовыми отвечать на вопросы по плану семинара, к тестированию, знать термины.
Задание для самоподготовки:
Подготовиться по вопросам плана семинарского занятия.
Самостоятельно изучить:
1) Содержание и структура ЮП.
2) История становления и развития зарубежной ЮП.
3) История становления и развития ЮП в России.
Доработать:
4) Взаимосвязь ЮП с другими науками.
5) Методы юридической психологии.
При подготовке использовать конспект лекции, литературу из электронной библиотеки НИБ и иную литературу.