Формирование самостоятельности 5 страница

Итак, первая из возможных характеристик психофи-
зиологической природы зрелости, определяемой генети-
ческой психологией,— стабилизация функциональных
уровней основных деятельностей и образование неопре-
деленно долгого стационарного состояния.

Геронтология, в отличие от генетической психоло-
гии, не рассматривает зрелость в качестве «статики
жизни». Напротив, она представляется как серия слож-
ных процессов, нарушающих стационарные состояния.
Особое место среди этих процессов занимают инво-
люционные процессы. Геронтогенез, как показано сов-
ременной геронтологией, располагается на разных
уровнях и в разные периоды жизни взрослого человека.
Следовательно, вторая из возможных характери-

стик психофизиологической природы зрелости, опреде-
ляемая геронтологией,— постепенное, не фронтальное,
а гетерохронное развертывание инволюционных про-
цессов.

Имеются основания полагать, что. стационарное со-
стояние с комплексом стабилизированных функций и
инволюционные процессы не составляют полностью
структуру развития психофизиологических функций
взрослого человека. Главнейшие из этих оснований со-
держатся в прикладной психологии (педагогической,
производственной, военной, спортивной и т. д.), доказы-
вающих наличие процессов становления, структурно-
динамических преобразований поступательного, конст-
руктивного характера. И в самой геронтологии конста-
тировано действие ка-ких-то психофизиологических фак-
торов, противостоящих инволюционным процессам. Эти
факторы оцениваются как своеобразные процессы вос-
становления нарушаемых геронтогенезом функциональ-
ных уровней, и мы можем назвать эти процессы рести-
туционными, если рассматривать новообразования раз-
вития в этом возрасте в их отношении к инволюцион-
ным процессам.

Есть, следовательно, третья из возможных характе-
ристик психофизиологического развития взрослого чело-
века — противостояние инволюционным процессам в
виде реституционных и конструктивных процессов раз-
вития.

Мы предположили, что природа психофизиологиче-
ского развития зрелости разнородна и противоречива,
Она представляет, как можно думать, сложную струк-
туру различных процессов: повышения функционально-
го уровня различных механизмов деятельности, стаби-
лизации этих уровней и их понижения. Требовалось
выяснить, и то, в какой степени допустимо идентифици-
ровать моменты понижения функциональных уровней с
явлениями инволюции функций.

Решение этого важного и трудного вопроса возмож-
но, конечно, лишь в связи с исследованием возрастной
динамики психофизиологических функций путем после-
довательного сопоставления всех моментов повышения,
стабилизации и понижения функций разных систем, как
элементарных, так и сложных, включая интеллект в це-
лом или тип личности.

В итоге наших многолетних комплексных исследова-
ний мы имели возможность сопоставить (в метрических

величинах возраста — годах жизни) эти моменты
взаимодействие которых образует структуру развития
психофизиологических функций взрослого человека
(при возрастном диапазоне от 18 до 35 лет). Нами бы-
ли выделены (по данным всех наших сотрудников) эти
моменты по всем кривым возрастной динамики функ-
ций и рассчитана частота каждого из моментов в об-
щей структуре развития.

Таким образом, были выделены годы жизни, на ко-
торые приходились моменты повышения, стабилизации
и понижения функционального уровня. Именно в этих
критических точках фокусируются наиболее существен-
ные изменения многих функций, образующие тот или
иной микропериод зрелости...

Сопоставляемые характеристики процессов в их вре-
менном (метрическом) выражении приведены в табл.
14.

Таблица 14

Наши рекомендации