Концепция управления персоналом

Глава 1. Методология управления персоналом организации

Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.

Управление персоналом заключается

в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы,

разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала,

определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:

наем, отбор и прием персонала,

деловая оценка при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация;

мотивация трудовой деятельности персонала и его использования;

организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами;

обеспечение безопасности персонала;

управление нововведениями в кадровой работе;

обучение, повышение квалификации и подготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;

управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием;

высвобождение персонала.

Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом.

Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом, аудита персонала.

Все эти вопросы находят отражение в философии управления персоналом организации.

Философия управления персоналом

Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей.

Философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.

Сущность философии управления персоналом заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности в укомплектованности персоналом организации, но также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле.

Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой.

Философия организации – это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.

Философия организации оформляется в отдельный нормативный документ.

Философия организации разрабатывается на основе следующих документов:

Конституции (Основного Закона), Гражданского кодекса, Кодекса Законов о труде,

Коллективного договора,

устава,

стратегии кадровой политики государства и организации.

(Презентация философия персонала)

Концепция управления персоналом

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Однако отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они разобщены с другими подразделениями. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении.

В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом.

Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в кадрах; работа с резервом кадров; маркетинг персонала; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.

В настоящее время эти вопросы выдвинулись на первый план. В их решении заинтересована каждая организация.

Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.

Она включает:

· разработку методологии управления персоналом;

· формирование системы управления персоналом;

· разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Управление персоналом приобретает особую значимость. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения.

Второй – культура, т.е. вырабатываемые совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности.

Третий – рынок, сеть отношений, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя.

Необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. В этом залог успешности организации.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных отделов кадров.

Однако задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации.

В связи с этим они начинают расширять круг своих функций, начиная с изучения рынка трудовых ресурсов.

Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций (рис. 1. приложение 1).

Главная цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Исходя из этого строится сама система управления персоналом (рис. 2. приложение 2).

3. Закономерности и принципы управления персоналом

Управление персоналом организации опирается на закономерности, присущие только этому процессу. Основные закономерности,которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации:

· соответствие системы управления персоналом целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы (т.е. особенностям организации);

· системное формирование управления персоналом (т.е. с учетом всех взаимосвязей внутри системы управления персоналом, системой управления организацией в целом, производственными процессами, внешней средой);

· оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом (важно установить уровень иерархии, на котором принимаются решения по управлению персоналом);

· пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом (совершенствование подсистем или элементов может привести к диспропорциям в целостной системе управления, необходимо пропорционально совершенствовать все подсистемы и элементы системы управления персоналом);

· пропорциональность производства и управления (означает оптимальность соотношения численности работников системы управления персоналом и производственной системы);

· необходимое разнообразие системы управления персоналом (система управления персоналом должна иметь некоторую идентичность по отношению к системе управления организацией: простую систему управления персоналом невозможно создать для сложной системы управления);

· изменение состава и содержания функций управления персоналом с учетом развития организации;

· минимизация числа ступеней управления персоналом;

· единство действий закономерностей управления персоналом.

Не все закономерности управления персоналом достаточно изучены и раскрыты.

Наши рекомендации