Организация как объект менеджмента. Внешняя и Внутренняя среда организации
Наш мир насыщен организациями. Детскими, дошкольными, учебными, исследовательскими, производственными, международными или национальными, военными или гражданскими, государственными или частными, временными или постоянными, формальными или неформальными, большими или маленькими. Существует множество организаций и если и возможно составить их полный перечень, то наэтоуйдет много времени.
Само слово «организация» произошло от латинского organizo, что значит: сообщаю стройный вид, устраиваю. Это слово обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления и в менеджменте под организацией понимают группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Рассматривая любую организацию, можно выделить то, что находится внутри и вне её, иными словами, можно выделить то, что называется внутренней и внешней средой организации. При этом внутренняя среда является, в основном, результатом управленческих решений. Но это не значит, что все параметры внутренней среды полностью могут контролироваться руководством. Так, шумность, связанную с клёпкой фюзеляжа самолёта на ТНТК им.Бериева или на Роствертоле, нельзя преодолеть, заменив клёпку;
например, сваркой. Поступив так, фирма может поставить под угрозу своё существование, т.к. потребуются большие капиталовложения на новое оборудование для сварки, новые виды контроля, а в результате на смену шумности придёт загазованность. Руководство признаёт неблагоприятное воздействие шумности на работников и принимает меры по его снижению.
Основные переменные внутренней среды организации, которые требуют внимания менеджеров, это цели, структура, задачи, технология и люди. Внутренняя среда была основным объектом рассмотрения разных школ менеджмента. Каждая школа акцентировала своё внимание на тех внутренних аспектах, на которые, по её мнению, должно влиять руководство организации в целях её успешного функционирования.
Ясно, что кроме внутренней среды есть внешняя среда, внешние условия. Что касается внешней среды, то абсолютно ясно, что организации, чтобы успешно функционировать, нужно к этим условиям приспособиться. Внешняя среда организации включает экономические, политические условия, законодательство, правительственные акты, конкурирующие организации, технику, технологию и другие составляющие. В менеджменте представление о влиянии внешней среды появилось только в конце 50-х годов.
В 1996г. было высказано предположение, что в организациях существует как минимум три субкультуры:
1) оперативная субкультура, концентрирующаяся на управлении подсистемами организации и взаимодействием людей;
2) инженерная субкультура, ценностью для которой являются технические безошибочные решения;
3) исполнительская субкультура, концентрирующая внимание на финансовой стороне дела.
Разумеется, эти субкультуры взаимодействуют и влияют друг на друга. Менеджер обязан применять особые методы управления, взаимодействуя с той или иной субкультурой.
Ч.Хэнди представил формулу эффективной организации:
э.о. = зи
более корректно Э.О. = И*И*И , где
И = Интеллигентность;
И = Информация;
И = Идеи.
А Ч.Хэнди представил образно форму организации в виде трилистника (клевера). Первый «листок» представляет ключевых работников, или профессиональное ядро фирмы, — сотрудников, определяющих основные вопросы деятельности организации, без которых невозможен её успех. Ключевых работников надо лелеять, что стоит немалых денег. Второй «листок» — окаймление — специалисты, привлекаемые со стороны, но не входящие в штат сотрудников организации. Третий «листок» — текучая рабочая сила — работники, занятые временно или неполный рабочий день. Среди работников этой группы много женщин, пенсионеров и молодёжи. К каждому «листку», по мнению Ч.Хэнди, необходим индивидуальный подход.
Отметим, что на сущность организации есть два исторически сложившихся воззрения: как на механизм и как на организм. Или, говоря другими словами, как на нечто неживое или живое. Данный «водораздел» просматривается во всех более или менее целостных концепциях менеджмента и может быть признан одним из принципиальных критериев для классификации управленческих концепций и методов. В последнее время всё чаще можно встретить исследования об обучающихся (самообучающихся) организациях. Но первые указания на органический характер происходящих в организации процессов можно найти ещё у Файоля.
Менеджер в организации
Менеджер — это власть, а часто и слава. Безусловно, он должен помнить, что власть развращает и по мере возможности стараться остаться в рамках порядочности. Что касается славы, то полезно помнить английского философа Т.Карлейля, который как-то заметил: «Есть люди, которым боги в своём милосердии дают славу; чаще всего дают они её в гневе, как проклятие и как яд,, потому что она расстраивает всё внутреннее здоровье человека и ведёт его шумно, дикими прыжками, как будто его ужалил тарантул, — не к святому венцу».
Для менеджера главным является способность осуществлять руководство, т.е. формулировать цели и организовывать людей на достижение целей, создавая необходимые стимулы. Для решения такой задачи требуется определённый организаторский талант. Здесь нужно быть до конца честным:
талант за деньги не купишь. Изучая менеджмент, можно поднатореть в нём, не больше.
Способность осуществлять руководство предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению. Понятия — предприниматель и менеджер — не вполне совпадают, хотя и содержат кое-что общее. Очень часто встречаются люди, обладающие деловой хваткой, но неспособные пробудить энтузиазм у других, и потому оказывающиеся не в состоянии создать условия для реализации своих способностей к бизнесу.
Многие рассматривают политическое руководство как один из видов менеджмента. В политике в отличии от бизнеса выше ставки, выше дивиденды. Рассмотрим примеры из политической жизни, которые покажут, что способность увлекать людей отнюдь не совпадают с умением выбирать направление или стратегию руководства. Для этого зададим себе простой вопрос: были ли Иосиф Сталин и Адольф Гитлер хорошими руководителями? В краткосрочном аспекте стратегии и Сталина и Гитлера были чрезвычайно успешными. В среднесрочном плане стратегия Гитлера привела Германию к катастрофе, а стратегия Сталина в среднесрочном плане привела к невероятному усилению Советского Союза. Анализ долгосрочной перспективы показывает, что Германия оказалась фактически страной-победительницей, а Советский Союз прекратил своё существование. Таким образом, становится ясно, что взаимосвязь между способностями к руководству, стратегическими способностями и фактором времени совсем не очевидна.