Психодиагностика как наука


Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо зало­жить фундамент.

Н. Н. Ланге

Столь развившийся теперь в науке фельдшеризм, т. е. отрыв технической исполнительской функции исследования, главным образом обслуживания ап­паратов по известному шаблону, от научного мыш­ления, и сказывается прежде всего в упадке науч­ного языка. В сущности, это прекрасно знают все мыслящие психологи: в методологических иссле­дованиях львиную долю забирает терминологиче­ская проблема, требующая вместо простой справ­ки сложнейшего анализа.

Л. С. Выготский

В психодиагностике, как и в любой науке, должны быть опре­делены ее предмет и метод (методы), области приложения, основные понятия. Не менее важен и вопрос о том, что из­меряется (оценивается) с помощью психодиагностических методик. За этим вопросом стоит одна из важнейших и наи­более сложных проблем психодиагностики — взаимосвязь психических свойств и поведения. В этой главе мы постара­емся рассмотреть все эти вопросы, а также уделить внима­ние основным этапам диагностической деятельности психо­лога и проблемам этики тестирования.

Понятие психодиагностики

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появив­шийся с первыми тестами и неоднократно нами использу­емый — «психологическое тестирование».Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в пси­хологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфе­ра психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и при­надлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследова­ния с помощью созданного им «основанного на перцепции

психодиагностика как наука - student2.ru диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как сино­ним психологического тестирования.

Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930-х гг., и связано оно с кризисом психометри­ческих тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испыту­емого на отдельные элементы, "функции"»1). Появление собственно психодиагно­стики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестиро­вания и направленного на раскрытие целостной картины личности.

Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и прак­тикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма сла­бой податливостью традиционным принципам измерения (подробнее см. гл. 7). Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и дру­гими проективными тестами»2. Заметим, что отнесение понятия «психодиагно­стика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолкова­нии), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мей-ли, 1961; Хейс, 1966 и др.).

Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соот­ветственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно загля­нуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика — это наука и практи­ка проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии»3. Читатель может сравнить данное опреде­ление со следующим: «Психодиагностика — оценка психического состояния боль­ных с помощью экспериментально-психологических тестов»4.

Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литерату­ре США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «пси­хологическое тестирование» вплоть до 1970-х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предметаданного направления исследований (см. Анас-тази, 1982). В подтверждение сказанному упомянем только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х гг.: «Психологическое тестирова-

психодиагностика как наука - student2.ru 1 Heis R. Psychologische Diagnostik: Einfuhrung und Uberblick // Handbuch der Psychologie. — Gottin-
gen. 1966. - Bd. 6. - S. 7-16.

2 A Supplement to Oxford English Dictionary. — London: Oxford of the Charendon Press, 1982. — P. 880.

3 Websters. - Springfild, Massachusetts: G and Merriam Co., 1981. - P. 1833.

4 Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — Т. 2. —
С. 389.

психодиагностика как наука - student2.ru ние» (Anastasi, 1968; Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тести­рования» — Essentials of Psychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» — Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория и практика психологического тестирова­ния» — Theory and Practice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся иссле­дования по истории психологического тестирования (A History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно термин «психодиагностика» фактически вы­водится из употребления. Достаточно сказать, что в изданной в 2000 г. восьмитом­ной «Энциклопедии психологии» (Encyclopedia of Psychology. — АРА and Oxford University Press; издано Американской психологической ассоциацией совместно с Оксфордским университетом) нет статьи, посвященной психодиагностике.

Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:

♦ относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

♦ связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологиче­
скими средствами;

♦ иногда используется как синоним психологического тестирования, охваты­
вающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных
инструментов измерения индивидуальных различий.

Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением — отсутствием ее названия при реальном суще­ствования. Более чем вековое развитие области исследований, связанных с изме­рением индивидуально-психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный ско­рее для обозначения процесса применения тестов, но не науки. В свете этого зако­номерно и отсутствие внимания к предмету и методу.

Наши рекомендации