Неадекватное ролевое поведение
Снижение акционального голода, равно как и спонтанности, вызванное неврозами креативности и обусловленными ими депрессивными или агрессивными реакциями, возникает иногда также в результате неправильного ролевого поведения. В таких случаях психодраматическими средствами терапии являются бихевиорально-терапевтический ролевой тренинг (бихевиодрама) либо педагогическая ролевая игра; например, в том случае, когда акциональный голод человека был достаточен для того, чтобы позволить ему справиться со многими ситуациями, в том числе полностью овладеть профессией, однако в профессиональной жизни понес внушающий тревогу ущерб.
Пример: Молодой человек обладал достаточным акциональным голодом, чтобы реализовать имевшуюся у него возможность изучить курс медицины, что в результате привело к появлению у него роли врача. Однако в эту роль — несмотря на свою высокую научную квалификацию — он никак не может вжиться. Ему не удается завоевать ни доверия пациентов, ни уважения врачебного персонала. Из-за состояния фрустрации возникает circulus vitiosus, из которого он не может выбраться. Его поведение становится все более скованным и безразличным, усиливая тем самым его проблемы, которые со своей стороны снижают его акциональный голод. В конце концов он начинает страдать от огромного нежелания работать, чувства неполноценности и т.п. Это к тому же еще и наносит ущерб его межчеловеческим отношениям.
В данном случае самой приемлемой формой терапии с точки зрения экономии времени и эффективности будет, пожалуй, обычный ролевой тренинг. Клиент в воспроизведенных по памяти или вымышленных ситуациях изображает свои взаимоотношения с различными пациентами. В критические моменты разыгранных ситуацийтехника обмена ролями позволяет ему испытать на себе свое неумелое поведение с пациентом, например в форме небрежного, грубого с ним обращения или высокомерной манеры говорить. Этот опыт может быть дополнительно разъяснен благодаря использованию техники зеркала. Если члены группы были к томуже свидетелями типичного для протагониста неумелого поведения, то наиболее мотивированный из них берет на себя роль молодого врача иимитирует, сколь незаинтересованно он подходит как к болезни, так и к самому пациенту. Врач в роли зрителя наблюдает свое точно сымитированное, пренебрежительноеповедение, которое он продемонстрировал, изображая ранее данную ситуацию. В ролевом тренинге, который следует сразу после зеркального отображения, клиент самостоятельно пытается скорректировать свои манеры врача — причем опять-таки в обращении с тем конкретным пациентом, который изображается тем же самым членом группы, что и в первой сцене. Позитивная обратная связь партнера, например, что, беседуя с врачом в вымышленной сцене, он чувствовал себя более защищенным, чем в первой сцене, дает протагонисту основание надеяться, что он все же еще научится удовлетворительно исполнять роль врача. Это эмоциональное переживание сразу же повышает его уверенность в себе и усиливает его ослабленное желание исполнять данную роль.
Здесь также следует предостеречь от прерывания психодраматического занятия до достижения в вымышленных сценах переживания успеха в проблематической роли. При использовании техники зеркала, как и во всех остальных случаях применения конфронтационных техник, рекомендуется поместить дубля позади наблюдающего протагониста. В шокирующие моменты он может уберечь протагониста от нежелательной утраты уважения к себе, например говоря: «В изображенной ситуации я действительно вел себя развязно. Если, однако, все дело только в этом, то я могу быть и деликатным».