IW Жизненная среда I » ■ и дети
Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Но чтобы до конца быть точным и последовательным, следует указать, что индивидуальное существование индивида начинается с момента его зачатия, поэтому первичной окружающей средой человека можно считать лоно матери. Оно позволяет успешно развиваться человеческому зародышу: не только обеспечивает приток питательных веществ и крови, но и является первым организованным пространством, в координатах которого реализуется неповторимая генетическая программа человеческой индивидуальности.
Скажете, что говорить о «психологии внутриутробного существования» несерьезно, но некоторые исследователи доказывают, что человеческий плод реагирует не только на внутренние физиологические изменения, но и на импульсы внешнего мира. Реагирует он и на музыку. Симфония Бетховена слышна в лоне матери так же, как за тонкой стеной панельного дома. В связи с этим возникла идея о том, что будущим матерям в последнюю фазу беременности полезно слушать музыку успокаивающей тональности.
Некоторые психологи утверждают даже, что и взрослый человек в поисках спокойствия и безопасности ищет такое положение, которое как бы напоминало ему о материнском лоне; символически он реализует это, ложась спать: ограничивает до минимума воздействие внешних импульсов, предпочитает темноту.'и тепло, в постели принимает самую удобную позу (и многие действительно принимают позу плода), сгибает ноги, а подушку устраивает так, чтобы почувствовать себя как бы в объятиях Морфея.
В развитии индивида наряду с наследственностью и воспитанием принципиальную роль играет среда. Под влиянием среды мы открываем для себя самые различные силы, оказывающие решающее влияниена развитие человеческой индивидуальности. Говорят о семейной среде (имея в виду не только физическую и жилищную организацию пространства, но также отношения между людьми, среди которых растет ребенок), о школьной среде (от яслей и садика до окончания средней школы и дальше), об эмоциональной среде (об эмоциональной атмосфере, в которой развивается ребенок) и, наконец, об окружающей среде в широком понимании, в которой находится ребенок и в которой он становится взрослым.
Не следует недооценивать влияния других фак* торов развития и формирования взрослого индивида, т. е. врожденных данных и систематического воспитания. Сконцентрируем свое внимание только на нескольких проблемах, которые связаны с ролью среды в онтогенезе человеческого индивида. Нельзя при этом забывать, что указанные основные генетические факторы, а также воздействие воспитания и среды представляет собой соединенные сосуды. Всякая, даже достаточно четко продуманная система воспитания, опирающаяся на проверенный опыт, традиции и вновь приобретенные знания, строится на использовании врожденных данных и осуществляется в конкретной среде. Она включает ряд параметров: природные, культурные, социальные.
Начинается воспитание с дома, квартиры, которые строго ограничены в физическом и территориальном отношениях и в которых находятся родители со своими эмоциями, различным уровнем образования, различным подходом к воспитанию. Ребенок, находящийся под воздействием целого ряда импульсов физической и социальной среды, постепенно впитывает импульсы, исходящие не только от родителей (включающие похвалы, награды, запреты, наказания), но и от разных институтов воспитания и обучения, в том числе яслей, садика, начальной и средней школы и других ступеней системы образования. Нельзя также забывать о влиянии сверстников, с которыми ребенок проводит время в играх. Затем наступает черед воздействия более широкой окружающей среды — воздействия культурного, этнического, идеологического, идущего непрерывным потоком через средства массовой информации, среди которых ведущее место занимает телевидение. Культурная и историческая среда весьма своеобразным способом вписыва-
ется в среду географическую, накладывает свой отпечаток на пейзаж и на окружающую среду в целом.
Б. Краус в статье «Ребенок и его среда» (журнал «Дети а ми», 1983, № 4) показывает важное место семейной среды в развитии ребенка. В это понятие наряду с эмоциональной персональной средой, которая представляет собой нечто большее, чем то, что создают для ребенка взрослые, он включает четыре основные сферы: социально-культурную среду (образовательный уровень родителей и их участие в функционировании надстройки), технико-гигиеническую среду (она отдаленно связана с физическими параметрами среды, сформированными человеком), социально-экономическую и демографическую среду, которые имеют такие параметры, как демографическая структура семьи, имущественные отношения, занятость родителей на работе и т. д. Он подчеркивает, что семейная среда в целом постоянно изменяется в зависимости от развития общества, показывает, что парная семья в отличие от больших «открытых семей» становится более закрытым общественным звеном. При этом резко падает значение родственных связей, растут требования к эмоциональной среде вообще. Он указывает на сокращение масштаба «собственной окружающей среды» ребенка, у которого из-за всеобщего недостатка пространства, особенно в крупных городах и новых микрорайонах, нет необходимых пространственных возможностей для осуществления естественной активности, в процессе которой он учится овладевать пространством.
Следующей важной для ребенка средой, по мнению указанного автора, является среда воспитательных и школьных учреждений. Он считает, что эти учреждения характеризуются большой стереотипностью, весьма сходны друг с другом как в организации действия, так и в физической композиции, проявляющейся в недостаточном освещении, звукоизоляции, уровне гигиены, обеспечении мебелью. И наконец, детально рассматривает локальную среду — это малое географическое целое, где ребенок растет: микрорайон, поселок. Это и есть то окружающее пространство, в котором ребенок проводит большую часть времени.
Б. Краус противопоставляет городскую среду сельской и показывает положительные и отрицатель-иые стороны той и другой для здорового развития будущего взрослого индивида. Он допускает наличие различий между детьми, выросшими в городе и в селе, притом даже внутри одной и той же локальной культурной сферы при относительно идентичных социальных условиях. Дети в данном случае значительно отличаются друг от друга: у сельских детей словарный запас беднее, но с возрастом такое различие исчезает; зато у них есть огромные возможности использовать чрезвычайно изменчивую окружающую среду для игровой активности, в то время как дети городские страдают от недостатка пространства для разрядки естественной активности. Б. Краус правильно подчеркивает, что в новых микрорайонах дети «обнаруживают все уже организованным и приспособленным для функциональных нужд взрослых». У детей нет возможности самим приспосабливать пространство для разных игр, в которых они могли бы самореализовываться, находить себя и готовиться к решению задач, стоящих перед взрослыми.
Различия между окружающей средой села и центра крупного города очевидны. Мы, взрослые, видим их и сознаем в полной мере. Но дети этого не понимают. Они вырастают в той среде, где родились, она их формирует в процессе физического созревания, развития познавательной, мыслительной деятельности, эмоционального созревания и формирования характера. Всем известна зависимость детской преступности от среды, в которой растут дети. Все эти вопросы имеют комплексный характер, на них должны давать ответы разные специалисты.
Художественная литература прекрасно изображав ет влияние среды на развитие ребенка как личности. Сравните, например, жизнь Гека Финна и Тома Сойера в сельской местности с тяжелой судьбой Оливера Твиста в Лондоне, где он очень рано связывается с бандой маленьких воришек, чтобы обеспечить свое существование. В ней мы находим примеры тех критических моментов, которые формируют личность ребенка и в которых закладываются основы будущего взрослого человека. Окружающая среда заселена родителями, прародителями, родственниками, соседями, учителями, сверстниками, и все они решают, какие ценностные системы оказывают наиболее сильное влияние на ребенка. Все это неразрывно связано
с физической и эстетической организацией простран» ства и образует общий характер окружающей среды, в которой растет и развивается дитя человеческое.
Географические условия оказывают большое влия* ние на социокультурное содержание окружающей среды. Маленький эскимос вырастает в совершенно иной среде, чем член племени намбикваров в бассей* не Амазонки; маленький полинезиец видит совершенно иную флору и фауну, чем мальчик, выросший, скажем, в плодородной равнине реки Лабы. Этнокультурные различия проявляются не только в типе жилья, в ином составе пищи, в одежде, верованиях, обычаях и традициях, в различной композиции пространства дома, но и в формах родительской заботы о детях.
Патриархальное общество направляет мужское население к твердому усвоению традиционных стереотипов поведения и полному использованию пространства. Если бы позволял объем книги, то мы могли бы показать, как в разных этносоциальных группах доминирование мужчин закреплено в культурной традиции определенными стереотипами поведения, что проявляется, к примеру, в принятии пищи, способе сна, обеспечении основных жизненных потребностей, в общих представлениях об окружающей среде. Роль женщины также определяют строгие предписания, касающиеся не только словесной формы обращения с ребенком, но и организации пространства, ритма повседневной жизни, который отражает естественные процессы.
Детей обучают пониманию пространства, в восприятии которого четко проявляются особенности, присущие окружающей среде, диалектически связанные с реальной системой координат жизненной среды. Из множества примеров мы приведем только один. Индейскому племени сиуксов, ведущему кочевой образ жизни, нужны сильные охотники, активные мужчины, которые могут долго преследовать добычу. (Так было до тех пор, пока и в их края не пришла цивилизация, вершиной достижений которой стал бифштекс, упакованный в целлофан и готовый для приготовления в гриле.) Мужское потомство у сиуксов с малых лет готовили к быстрым и резким двигательным действиям, к визуальной точности, к терпению и готовности переносить тяготы походнойжизни. Матери, лишая их грудного молока, бьют «милосердно» малышей по лицу, что в сущности является некоторым тестом, ибо пощечины не должны быть чисто символическими, они должны вызывать и боль. Если ребенок начинает плакать, мать этому радуется и приговаривает: «Из него выйдет хороший охотник и воин». Игры детей сиуксов однозначно направлены на активное освоение значительного пространства, что вызвано условиями их жизни.
Окружающая среда определила стиль воспитания и у индейцев племени юроки. Они живут на западном побережье Северо-Американского континента, занимаются рыболовством в устьях рек, впадающих в Тихий океан. В их трудовой деятельности не нужна быстрота, чрезмерная активность, переходящая в агрессивность. Рыбаки, ловящие лосося, понимают, что богатая добыча зависит не от их ловкости, а от цикличности нереста рыбы. Поэтому у мальчиков воспитывают терпение, умение обращаться с рыбацкими снастями, стремление к познанию природы, чтобы точно предсказывать появление рыбы в тех местах, где они ее ловят. Маленькие представители племени юроков во время принятия пищи должны молчать и представлять себе удачную ловлю рыбы на крючок. Магией подражания, убеждением детей в том, что мысленное воспроизведение процесса ловли рыбы обеспечивает успех реального процесса, взрослые добиваются нужного результата.
Перед нами примеры разного подхода к воспитанию мальчиков. Аналогию этому в представлениях и привычках европейцев найти трудно, ибо у них цивилизация подавила воспитанное многими поколениями чуткое отношение к природе. Мы привели эти примеры, чтобы показать решающее влияние среды обитания на воспитание детей.
Существуют ли общие социальные знаменатели влияния окружающей среды на рост и развитие детей? Из изложенного следует, что это влияние весьма многообразно. Можно ли сделать какие-либо общие выводы? Попытаемся это сделать. Приведенные примеры о решающем влиянии окружающей среды на развитие и формирование взрослого следует понимать как дополнительные иллюстративные материалы. Они указывают на роль окружающей среды в успешном воспитании индивида и развитии его гене-
тических данных. Ввиду недостаточного объема книги они изложены несистематично.
Как встретить новорожденного? Мы указывали выше, что первой окружающей средой человека служит материнское лоно. После рождения важнейшим условием является непрерывный контакт ребенка с матерью. Это инстинктивно понимает каждая мать, и все культуры в истории человечества считались с этим фактом. Но с появлением современной медицины в техницированном европейском мире появилось нечто совершенно иное. Дети рождаются в роддомах, и там новорожденный очень рано попадает в атмосферу обезличенности. Он получает свой номер, и его на довольно длительное время отнимают от матери, принося только для кормления. Лишь совсем недавно появилась концепция «руминг-ин». За этим англоязычным термином скрывается древнейшая мудрость акта рождения и ухода за ребенком: новорожденный должен быть с матерью постоянно. Удивителен тот факт, что столь естественная ситуация должна была быть «вновь открыта и обоснованна». Первой средой обитания ребенка после его первого вдоха должны быть руки матери, это важнее всего.
Развивать доверие к жизненной среде. Давно ушли в небытие те времена, когда считалось, что грудной ребенок является пассивным существом. В процессе многочисленных исследований доказано, что новорожденный ребенок с первых дней своего появления активно ищет побудительные импульсы. Конечно, целый ряд импульсов он воспринимает пассивно, тем не менее уже очень скоро он может различать акустические и визуальные импульсы, идущие к нему из окружающей среды. Еще раньше он начинает четко различать запахи, ведь уже спустя несколько дней после своего появления на свет он может узнать мать по запаху, присущему только ей. Бесспорным является и то, что он очень рано запоминает значение многих импульсов, требует их для удовлетворения своих потребностей, начиная от поиска соска материнской груди и кончая бутылочкой с питательной смесью. Попробуем передвигать перед грудным ребенком различные предметы, и он тут же с большим интересом начинает их разглядывать, ощу-пывать и, главное, проверять своими рецепторами в области рта, губ.
Рекомендуем читателям ознакомиться с книгойа
Znamenacek К. Nemluvnata. Praha; Avicennum, 1976.; Этот эрудированный автор вложил в книгу свой многолетний опыт общения с новорожденными, и после знакомства с ней у вас не будет сомнений в том, что дети по восприятию импульсов жизненной среды резко отличаются друг от друга сразу же после рождения. Грудные дети очень рано проявляют интерес к различным объектам, притом без какого-" либо утилитарного смысла, ожидания награды или похвалы.
При активном освоении окружающего мира ребенок получает самое важное, что необходимо для его здорового развития и роста, — основополагающее доверие к миру: уверенность в том, что мир, окружающий его, является стабильным в пространстве и времени, гарантирует ему эмоциональный отклик и обеспечивает его биологические потребности. У грудного ребенка нет иной возможности обратить внима* ние взрослых на его потребности, чем крик, причем кричит он в такой тональности, что всегда разбудит взрослого. До двух лет на расстоянии двух метров детский крик обладает такими же децибелами, как и циркулярная пила на том же расстоянии. Посте" пенно грудной ребенок начинает понимать, что среда, в которой он родился, есть его среда, что он так же законно принадлежит к ней, как и те большие «демиурги», совершающие чудо и удовлетворяющие все его потребности. Это главное доверие к миру, которое можно понимать как основополагающее доверие к окружающему пространству.
Однако у новорожденных и грудных детей, от которых отказались родители, а также у детей, находящихся в детских приемниках, возникает недоверие к миру, к окружающему пространству. Несмотря на то что общество старается сделать максимум для удовлетворения потребностей таких детей, создать у них доверие к миру, в котором они живут, такие дети страдают определенной эмоциональной ущербностью, , которая преследует их практически всю жизнь: мир кажется им враждебным, какой-то чужой планетой, где ходят как бы за стеклянным барьером не понимающие друг друга люди. Ранняя оторванность от
родителей порождает психопатологические явления, оказывающие большое влияние на формирование личности эмоционально обедненного существа, которое не может найти необходимую для нормального развития среду.
Не допускать страдания! Термин «депривация» означает недостаток чего-либо очень важного, невозможность удовлетворения потребностей. Например, депривация чувств может быть осуществлена в лабораторных условиях. Несколько добровольцев согласились провести определенное время в изолированном помещении, куда не проникают никакие импульсы. Спустя некоторое время участвующие в этом эксперименте впадают в депрессивное состояние. Затем наступают изменения в психике, которые могут достигнуть такой степени, что у человека возникают галлюцинации, имитирующие отсутствующие импульсы. Это говорит о том, насколько среда со всеми ее импульсами важна для здоровья человека. Под материнской и эмоциональной депривацией мы понимаем полное отсутствие той первой формирующей окружающей среды, которую создает мать и продолжением которой является семья.
Известны случаи полной депривации детей, выросших в лесах среди зверей. Их судьба была далеко не столь счастливой, как у Маугли. В период Великой французской революции был найден дикий мальчик из Аверона, которого взял к себе доктор Франсуа Итар. С раннего детства этот мальчик жил в лесу, говорить не мог, ел сырое мясо и человеком так и не стал. Много писалось также о приключениях двух индийских девочек—Камалы и Амалы, найденных в джунглях, где они жили с волками. Их так и не удалось научить говорить, они не принимали теплую еду, ходили на четвереньках. Одна из сестер вскоре умерла, но другая не смогла стать полноценным человеком. Она не смогла восполнить в своем развитии то, что утратила в раннем детстве. И еще один случай подобного порядка. В 1977 г. в Калифорнии найдена была девочка, которую ученые назвали Женни. Она родилась в семье психически больных. Отец кормил ее только консервами для собак, держал в тем* ной клетке, часто связанной. Всякое проявление недовольства с ее стороны жестоко каралось. Немно-тому ее удалось научить после освобождения из-под власти отца. Усвоила всего два слова и некоторые основные человеческие потребности.
Эти случаи свидетельствуют о важности для детей подлинно человеческой окружающей среды. И если в психическом развитии ребенка упущен определенный критический момент, то позже сделать уже ничего не удается. В этой связи перед эколо* гической психологией и психологией развития встает важнейшая задача: определение оптимальной окру' жающей среды для здорового и гармоничного развития человека. При этом нужно провести оптимальный отбор стимулов, которые предлагает среда, по количеству и качеству. Недостаток импульсов ограничивает развитие ребенка по всем направлениям, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов его дезориентирует.
Поддерживать игру в окружающем пространстве. Как только ребенок выйдет из колыбели и начнет следующую фазу своего открытия мира в движении, количество импульсов возрастает в геометрической прогрессии, возникают первые проблемы, которые начинаются уже с познания силы земного притяжения. Ребенок покидает свою постель и манеж и постепенно открывает для себя все новые пространства, в результате чего его окружающая среда все больше расширяется и обогащается. Притом эту новую окружающую среду ребенок открывает в процессе игры.
О сущности игры ребенка написано достаточно много. Мы же рассмотрим только значение игры в овладении ребенком окружающим пространством в процессе его развития и проблему оптимального пространства, которое способствовало бы развитию игры или подавляло бы ее. Кроме того, обратим внимание на различие в играх мальчиков и девочек, которое определяется разным пониманием ими организации пространства и окружающей среды. И наконец, рассмотрим проблему детских игровых площадок.
Детскую игру можно воспринимать как стремление развивающегося Я синтезировать имеющийся жизненный опыт, с тем чтобы быть готовым выполнить следующие, более сложные задачи. Каждая игра проходит в жизненной среде. Иногда для этого
нужно совсем немного. Давайте вспомним одну сцену из «Приключений Тома Сойера». По приказу тети Том вынужден красить забор. В это же время приятель Тома Бен Роджерс увлечен игрой, изображает вершину тогдашнего развития техники — пароход «Большая Миссури». В действительности Бен вовсе не изображает пароход, в момент игры он им является. Он одновременно и капитан, и команда, и сам пароход, и пристань. Все это происходит на широком лугу, который в этот момент должен быть рекой. Бен играет в пароход до тех пор, пока хитрый Том не превращает свое наказание в игру, вовлекая в нее Бена. Это обнаруживает в нем своего рода психолога.
Растущим детям нужна игра, так как процесс роста ребенка как бы разделяется на несколько частей, в которых он развивается неодинаково. У мальчика возникают проблемы овладения еще не очень крепким телом и недостаточно развитым мышлением. Временную победу над телом и мыслью обеспечивает ему игра: в случае с Беном мы видим хорошо функционирующее целое, где есть свой мыслительный центр (он изображает и капитана), четкое движение (он же машина и сигнальная система), владение всем корпусом (Бен изображает пароход в целом). Он сам себе и хозяин, так как слушается только самого себя. Он избрал образ из мира техники своего времени и отождествляет себя с идеалом мужчины. Прототипы Бена есть и сегодня, и тысячи их играют, изображая различные технические достижения своего времени, с помощью которых овладевают окружающим пространством.
Игру можно понимать и как попытку синхронизации физических процессов, духовного развития и социального формирования личности ребенка на фоне окружающей среды. Самые разные детские игры, основанные на имитации и всем известном «как будто», являются не чем иным, как овладением реальностью, т. е. окружающей средой, на грани фантазии и действительности. В этом смысл игры, о которой Платон сказал, что она выступает потребностью всех детенышей. Ее проявлением является детская непоседливость, потребность проникнуть в пространство и таким путем ознакомиться с ним, а в широком понимании — с окружающей средой, так как для игр нужна какая-нибудь площадка, которую опять-таки можнонайти только в окружающем пространстве, т. е. в окружающей среде.
Как выглядит, хотя бы в кратких чертах, развитие детской игры в ее взаимосвязи с пространством жизненной среды?
Детская игра начинается с овладения собственным телом. Ребенок изучает самого себя путем различных движений и реакций. В этом процессе он исследует все части своего тела. По существу это — первое детское путешествие, которое он чаще всего осуществляет во время игры с матерью. Она, несомненно, является первой ориентацией ребенка в мире. Вторая фаза игры развивается в микросфере — в малом мире игрушек; здесь поблизости всегда есть без* опасная пристань, руки мамы. Именно через игру, происходящую в пространстве, ребенок знакомится с миром предметов, у которого есть свои закономерности. Если ребенок разочарован микросферой игры, он переходит от исследования окружающего пространства к исследованию своего внутреннего мира, сосет пальчики, спит. И наоборот, если первые выходы в мир вещей и в его маленький сектор жизненной среды успешны, то появляется чувство уверенности, гордости за овладение окружающим миром. И наконец, в дошкольном возрасте, когда ребенок уже владеет своими двигательными способностями, он завоевывает макросферу, мир, который он разделяет с другими. Таким образом, игра открывает для него мир в полном смысле слова.
В плане экологической психологии детская игра является начальной формой всеобщей способности людей создавать модельные ситуации в рамках жизненной среды. Это в сущности детская форма овладения человеком реальностью с помощью эксперимента. Игра мотивируется любопытством и активной сущностью человека. В игре ребенок лучше всего познает структуру пространства и особенности жизненной среды. С большим успехом дети познают растения во время военных игр на природе, а не за школьной партой на уроках биологии.
Можно с уверенностью сказать, что любая окружающая среда вызывает у детей желание играть. Ведь дети в своей фантазии могут наделять и самую неприглядную среду чем-то таинственным, в чем они испытывают потребность. С этой точки зрения мож-
но констатировать, что окружающая среда может или способствовать играм, или препятствовать им, или быть нейтральной. Побуждающей средой, которая помогает в играх, можно считать хорошо оборудованные игровые площадки, которых, впрочем, очень мало. Самый хороший стимул к играм дает сама природа, имеющая тысячекратное преимущество перед любым гимнастическим залом. Способствующей игре средой является такая, которая дает широкую возможность двигаться, не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Мы знаем, что в своих играх дети любят различные старые предметы, заброшенные сельскохозяйственные машины, валяющиеся на полях, возможность лазить (но вовсе не через металлические решетки на игровых площадках, а в старых сараях), места, где можно спрятаться и внезапно появиться. Перечень таких мест или вариантов можно было бы продолжать до бесконечности.
Препятствующей играм окружающей средой может быть такая, которая наполнена чисто функциональными предметами. Примером монотонной среды является скопление панельных домов. Среду, предназначенную только для серьезных занятий взрослых, представляют, например, магазины. Нейтральной средой является такая, где игра в принципе могла бы происходить, но по разным причинам это невозможно, скажем, на улице с движущимся транспортом, в больнице и т. д.
Различия между девочками и мальчиками в понимании среды. В детской клинической психологии игру используют в качестве диагностического инструмента, раскрывающего психическое состояние детей. Есть, например, «тесты мира» или «тесты села», которые состоят из множества предметов для игр: ломиков, машин, деревьев, фигурок, т. е. представляют среду обитания в миниатюре. Дети из предоставленных им предметов создают какие-то сцены или композиции, а психолог делает в соответствии с этим свои выводы.
В пространственной игре маленьких детей четко проявляются половые различия. Это тоже представляет большой интерес в смысле изучения процессаовладения детьми жизненным пространством. Автором одной диагностической игры является американский детский психолог Эрик Эриксон. Дети в дошкольном возрасте и в первые школьные годы игра-ют, по его мнению, не с такими предметами, которые изображают конкретные вещи, а с простыми игрушками в виде куба, пирамиды, конуса, с маленькими фигурками обоих полов. Это — не сложные детские игрушки, а простые объекты, которыми дети заполняют пространство перед собой. Задачей их является составить какую-нибудь композицию, а потом рассказать в связи с этим какую-то историю, т. е, как-то оживить композицию.
Очень важно, как дети организуют свободное пространство перед собой, как бы демонстрируя тем самым свой внутренний мир. Все предметы, которые предоставил детям психолог, имели какие-то универсальные характеристики, связанные с данным пространством: одни конструкции были высокими, другие простирались на поверхности стола и т. д. Эриксон очень скоро заметил, что между игрой мальчиков и девочек существуют четко различимые особенности в организации и использовании пространства, что похожие композиции и темы рассказов, связанные с ними, на удивление часто повторяются у мальчиков, в то время как девочки создают такие композиции очень редко. Мальчики отдают предпочтение композициям на сельскую тему. Строят дома, улицы, мосты. Показывают передвижение животных и- фигурок в открытом пространстве. Обожают всякие аварии. Дома строят в высоту. Возводят высокие башни с крышами из конусов. Их постройки четко демонстрируют некоторую экспансию вовне. При этом они используют меньшее количество фигурок и животных, чем девочки.
Резким контрастом являются композиции девочек. Они подчеркивают прежде всего интерьеры домиков. Как правило, их композиции представляют пространства, окруженные стеной. Кроме того, они используют больше фигурок и животных. Часто ctdo-ят даже вход в эти домики, у которых обычно ставят мужские фигурки или животных.
Из сказанного можно сделать вывод, что в композициях мальчиков преобладает высота, экспансия во внешнее пространство, резкое движение и его внезап-
ная остановка. У девочек доминируют статические интерьеры. Однако из этого не следует, что «мальчики любят бои, а девочки — накрывать на стол». Именно так поняли опыты Эриксона его противники, интерпретировавшие их как нападки на эмансипацию женщин. Результаты этой диагностической игры, ко* торая основана на структурировании модели окружи' ющего пространства, ничего не говорят о преимущеч стве пола и не дают никакой возможности для оценки. Эта игра показывает противоположность внеш.' него и внутреннего пространства при создании окружающей среды, в данном случае моделированной в форме детской игры. Различия в организации игрового пространства четко отражают видимые различия в физической организации полов. Анатомия проявляется и в характере игры: в то время как мальчики склонны к захвату и подчинению внешнего пространства, овладению его движением, игра девочек является прообразом их будущей деятельности во внутреннем пространстве. Склонность к заботе о внутреннем пространстве, его культивирование открывает в девочке будущую женщину, мать, заботящуюся о детях.
Противостояние внешнего и внутреннего пространства следует понимать как противоположные полюсы широкого спектра, между которыми есть постепенные переходы. Девочки тоже проникают во внешнее пространство, а мальчики в свою очередь строят сложные интерьеры. Это вы можете наблюдать и на примере собственных детей. Понятие «внутреннее — внешнее» давно было известно производителям игрушек. Игрушки для мальчиков конструируются с расчетом на передвижение в пространстве, овладение внешним пространством, экспансию, борьбу, исследование. Они представляют собой средства, стимулирующие в различных вариантах такую активность. Можно сказать, что склонность к наступательным действиям во внешнем пространстве символически как бы определяет устремленность к использованию источников окружающего пространства. Игрушки для мальчиков и девочек по традиции четко различаются.
Указанные различия в использовании пространства детьми во время игры вызывают споры и дискуссии. Некоторые исследователи считают, что путем детских игр происходит только подготовка к традиционной социальной роли, что эта роль им попросту внушается. В действительности же, подчеркивают они, в настоящее время никаких различий по половому признаку в играх не существует, а если они и проявляются, то создаются искусственно или представляют пережиток прошлого. Никто этого не отрицает. Но ведь нельзя отрицать и того, что женщины и мужчины резко отличаются друг от друга. И слава богу! Я с ужасом думаю о том, что мужчины и женщины могли бы быть похожими друг на друга — ничего страшнее и придумать нельзя.
Равноправие между ними и психологические различия — вещи совершенно несравнимые. Мы не знаем, как отражается различная пространственная организация, отчетливо видимая в детском игровом моделировании окружающего пространства, на отношении взрослых к среде обитания. Тем не менее интуитивно можно кое-что утверждать: у мужчин есть тенденция к овладению окружающим пространством. Женщины склонны больше к организации окружающего пространства, его украшению. Опосредованно об этом же говорят и многократно документированные в процессе исследований психологические различия между полами в области производительности труда, доказанные на большом статистическом материале.
Мужчины лучше видят днем. У мужчин более быстрая реакция, чем у женщин, они быстрее воспринимают и отвечают на важные сигналы. Мужчины более ловки и изобретательны. Они могут использовать различные инструменты помимо их прямого назначения. Уже с детства их больше интересуют предметы и машины, чем другие люди. Мужчины лучше выполняют задачи, которые требуют пространственного видения; более способны к математике, к четкому абстрактному мышлению. Математические способности мужчин связаны с сильнее развитым восприятием пространства, поэтому они лучше женщин решают задачи по геометрии и тригонометрии. В то же время мальчики легко возбудимы, что отражает их склонность к взрывному поведению, а это в свою очередь выражается в их действиях в окружающей среде.
У женщин проявляется четко склонность к овла-
дению внутренним пространством. У них более тонкий вкус, чем у мужчин. Они лучше различают мате* риалы и формы, лучше слышат, более резко реагируют на шум, чем мужчины, может быть, и потому, что они больше были заняты во внутреннем пространстве. Женщины видят лучше в сумерках и ночью. С раннего детства они проявляют большие способности в овладении речью и вообще обладают хороши* ми способностями к общению. Быстрее научаются читать, составлять из букв слова. В дискуссиях проявляют быструю реакцию, но по части обобщений уступают мужчинам. Для женщин характерна грациозность движений, обусловленная лучшей способностью к координации, что более всего проявляется в организации внутреннего пространства, придании ему только женщине присущего шарма. Женщины больше интересуются другими людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого. Больше внимания уделяют звукам и могут тоньше воспринимать их эмоциональную окраску. Указанные различия доказаны многочисленными статистическими данными.
Доказано, что мужчина может печатать на машинке быстрее, чем 90 его конкуренток из числа женщин, а женщина в свою очередь может работать на сложнейшем станке не хуже мужчины. Внешнее и внутреннее пространства смыкаются в вечной диалектике обоих полов. При зачатии нового существа, его рождении внешнее и внутреннее соединяются. Нам остается только пожелать, чтобы внешнее и внутреннее столь же плодотворно соединялись и при решении экологических проблем окружающего пространства, чтобы учитывалось состояние как внутреннего пространства, так и внешнего, природы, которой угрожает само развитие человеческой цивилизации.
Как построить детскую площадку? Рассмотрим вкратце тему детских площадок. Ее любят все, кто занимается организацией окружающего пространства, так как именно здесь они могут применить свою фан* тазию и творческие возможности.
В природном и сельском окружающем пространств ве детские площадки никто не строит, поскольку здесь пространство само по себе дает достаточноозможностей для проявления детской игровой фантазии: дети сами выберут пространство и организуют в нем идру.
В городах ситуация в этом отношении более сложная. К сожалению, в городах становится все меньше пространства для детских площадок и мест для проявления детской активности. По мнению урбанистов, старые городские центры нужно законсервировать, а сооружение детской площадки нарушило бы их композицию. В новых микрорайонах ситуация в этом отношении более благоприятна, но и там детских площадок не так уж много. Но дело не в их количестве, а скорее в их пространственной наполненности. К сожалению, как правило, на детской площадке мы в лучшем случае сейчас увидим песочницу, «горку» и несколько сомнительной с точки зрения безопасности ценности металлических конструкций для лазания. Иногда есть еще лавочка для уставших мам. От таких площадок веет унынием и тоской. Конечно, для совсем маленьких достаточно и песочницы, их фантазию она полностью удовлетворяет. Ну а дальше? Скучные металлические конструкции, на которых в лучшем случае можно сделать несколько гимнастических упражнений. Такие площадки, естественно, детей старшего возраста уже не привлекают. Детская площадка в таком виде не возбуждает никакой фантазии, более того, она лимитирует действия ребенка.
Теоретически пространство для детских игр должно отвечать двум основным требованиям: доступности и наличию побудительных моментов. Под доступностью понимается небольшое расстояние от дома, которое ребенок может преодолеть, не подвергаясь никакой опасности. Побудительные моменты — это импульсы, которые стимулировали бы детей на поиск чего-то постоянно нового в играх. Именно это на большинстве детских площадок отсутствует, поэтому более или менее самостоятельные дети ищут применения своей фантазии на улице, стройке, в брошенных домах и т. д.
Исходя из этого, детские игровые площадки разделяются в последнее время на традиционные и нетрадиционные. Традиционные нам слишком хорошо известны, они пригодны только для самых малень-ких. Нетрадиционные игровые площадки должны были бы включать нечто такое, что позволяло бы де-
тям старшего возраста развивать здесь свою фантг зию, страсть к приключениям. Организация прс странства должна была бы предоставить возможнс сти для многовариантных игр. Здесь следовало 6i применять в качестве строительного материала песо* дерево, кирпич, использованные шины, старые вг гончики. Одним словом, нужно создавать более слож ное и безопасное пространство, где может быть pea лизована склонность ребенка что-то для себя откры вать, применять свою фантазию в организации про странства, становиться героем придуманных им при ключений. В каждой игре есть свой риск, но дети придумывающие их, как правило, сами подсозна тельно устанавливают границы безопасного.
Наряду с этим нетрадиционные игровые площад ки должны были бы иметь и свободно определяемьи элементы — своеобразные пространственные пере менные в рамках игровой площадки, которые дава ли бы простор изобретательству, открытиям. Детская площадка должна быть комплексной, чтобы она могла дать ребенку намного больше возможностей, чем улица. Не следует забывать о том, что начиная с шести—семи лет дети уже отдают предпочтение реальному миру и не принимают организованного игрового пространства.
В последнее время много спорят о противоречии между жестко организованными и свободными детскими площадками. Появляются проекты «идеальных игровых площадок», которые столь же нереальны, как и идеальные города. Путь от проекта до его осуществления всегда весьма сложен. Однако уже появляются детские площадки новой конструкции, которые своей усложненностью привлекают детей длительное время.
Мы уже указывали, что самым лучшим пространством для детских игр является сама природа. Нужно только некоторое вмешательство человека, и природный потенциал в этом отношении будет только усилен. Такую возможность предоставляют спортивные площадки с различными снарядами, расположен* ные в «ареале здоровья», т. е. на природе, в естественном окружающем пространстве. Это может быть также «тропа здоровья», на которой дети не только играют, но и учатся бережно относиться к окружающей природе.Заключение
Мы попытались осветить психологическую сторону отношения человека к окружающей среде. Экология имеет также социальный характер, обусловленный общей взаимосвязью человеческого общества и окружающего пространства. Экология как наука об окружающей среде должна была бы учитывать и психологические аспекты отношения человека к среде. Экология наглядно продемонстрировала, что миф о простых причинах сложных комплексов есть только миф, и не более, поэтому не следует ни упрощать экологические стороны психики человека, ни тем более забывать о них.
Изучая океан человеческих действий с его ритмом приливов и отливов различных проблем, мы отмечаем и различия в движении волн, связанные с окружающим пространством. Жизнь протекает в определенной жизненной среде, и действия людей неизбежно связаны с этой средой. Структура жизненной среды определяет и вид деятельности человека, хотя это может быть деятельность, преобразующая среду. Установив все стороны, направления влияния окружающей среды на действия человека, мы сможем определить будущую форму взаимных отношений людей с окружающей средой. Крайне необходимым для цельного познания таких отношений является изучение среды с точки зрения ее психологического влияния на человека.
Экология включает также этические аспекты от« ношения человека и общества в целом к окружающей среде, которые являются составной частью психологических отношений к окружающей среде. С точки зрения охраны природы и взаимодействия человека с окружающей средой потенциально опасны слепой технократический оптимизм, надутый экологический пессимизм и позиция потребительской апатии, отказывающейся учитывать экологические проблемы. Мы живем в такое время, когда нужно пред-принимать значительные усилия для решения проблем, связанных с организацией окружающего про*
странства. Вклад психологии в экологию заключается не только в том, что она изучает отн©шение человека к окружающему пространству, но и в том, что она раскрывает возможность оказывать положительное влияние на это отношение. Мы создаем окружающее пространство не только для настоящего момента, но и для будущего, когда оно (включая охрану природы) будет окружающим пространством наших детей и детей их детей. Поэтому психология окружающей среды может сыграть важную роль в решении экологических проблем.
На примере некоторых сфер человеческой деятельности в жизненной среде мы попытались показать, как психология во взаимодействии с экологией может способствовать появлению новых экологических ценностей. Экологической психологии как особого предмета еще нет, но уже появились первые попытки синтезировать эти два научных направления. Однако конкретное применение данных психологии к решению экологических проблем и созданию жизненной среды находится еще в зачаточном состоянии.
Я не могу еще дать окончательного ответа на вопрос «Что делать?», так как только будущее откроет возможности и границы применения данных психологии для охраны и организации окружающей среды. Пока же я могу только сказать следующее: нужно развивать и обогащать экологическое сознание человека с учетом данных психологии.
Конечно, я не мог исчерпать в книге все аспекты взаимосвязи экологии и психологии. Я только вкратце коснулся психологического аспекта отношения человека к природе *. Мною сделано всего лишь несколько замечаний о психологии принятия решений в организации окружающего пространства. Мне хотелось бы обратить внимание читателей на отношения между экологией и психологией, изложив свои размышления в форме эссе. Мне кажется, что в этой области наряду с антропоэкологией, гуманной географией, социальной экологией открываются новые возможности для выявления проблематики окружающей среды. Страницы этой книги могут стать информацией к серьезному размышлению над новыми проблемами.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная статья 3
Предисловие 25
I. Введение 27
1. О необходимости экологии —
2. Психология и экология 31
3. Отношение между психологией и экологией 41
II. Восприятие жизненной среды 46
1. Введение —
2. Окружающая среда как источник информации 57
III. Окружающая среда и межчеловеческие отношения110
1. Влияние среды на социальное взаимодействие 115
2. Территориальное поведение человека 125
3. Проблема «перенаселения» 142
4. Экологическая психология личного пространства 152
IV. Жизненная среда и дети 155
Заключение 174
Научная
Михал Черноушек