IW Жизненная среда I » ■ и дети

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Но чтобы до конца быть точным и последовательным, следует указать, что индивидуальное существование индивида начи­нается с момента его зачатия, поэтому первичной ок­ружающей средой человека можно считать лоно ма­тери. Оно позволяет успешно развиваться человече­скому зародышу: не только обеспечивает приток пи­тательных веществ и крови, но и является первым организованным пространством, в координатах кото­рого реализуется неповторимая генетическая про­грамма человеческой индивидуальности.

Скажете, что говорить о «психологии внутриут­робного существования» несерьезно, но некоторые ис­следователи доказывают, что человеческий плод реа­гирует не только на внутренние физиологические из­менения, но и на импульсы внешнего мира. Реаги­рует он и на музыку. Симфония Бетховена слышна в лоне матери так же, как за тонкой стеной панельного дома. В связи с этим возникла идея о том, что буду­щим матерям в последнюю фазу беременности по­лезно слушать музыку успокаивающей тональности.

Некоторые психологи утверждают даже, что и взрослый человек в поисках спокойствия и безопас­ности ищет такое положение, которое как бы напо­минало ему о материнском лоне; символически он реа­лизует это, ложась спать: ограничивает до миниму­ма воздействие внешних импульсов, предпочитает темноту.'и тепло, в постели принимает самую удоб­ную позу (и многие действительно принимают позу плода), сгибает ноги, а подушку устраивает так, что­бы почувствовать себя как бы в объятиях Морфея.

В развитии индивида наряду с наследственностью и воспитанием принципиальную роль играет среда. Под влиянием среды мы открываем для себя самые различные силы, оказывающие решающее влияниена развитие человеческой индивидуальности. Гово­рят о семейной среде (имея в виду не только физи­ческую и жилищную организацию пространства, но также отношения между людьми, среди которых рас­тет ребенок), о школьной среде (от яслей и садика до окончания средней школы и дальше), об эмоциональ­ной среде (об эмоциональной атмосфере, в которой развивается ребенок) и, наконец, об окружающей среде в широком понимании, в которой находится ребенок и в которой он становится взрослым.

Не следует недооценивать влияния других фак* торов развития и формирования взрослого индивида, т. е. врожденных данных и систематического воспита­ния. Сконцентрируем свое внимание только на не­скольких проблемах, которые связаны с ролью среды в онтогенезе человеческого индивида. Нельзя при этом забывать, что указанные основные генетические фак­торы, а также воздействие воспитания и среды пред­ставляет собой соединенные сосуды. Всякая, даже достаточно четко продуманная система воспитания, опирающаяся на проверенный опыт, традиции и вновь приобретенные знания, строится на использовании врожденных данных и осуществляется в конкретной среде. Она включает ряд параметров: природные, культурные, социальные.

Начинается воспитание с дома, квартиры, кото­рые строго ограничены в физическом и территориаль­ном отношениях и в которых находятся родители со своими эмоциями, различным уровнем образования, различным подходом к воспитанию. Ребенок, находя­щийся под воздействием целого ряда импульсов фи­зической и социальной среды, постепенно впитывает импульсы, исходящие не только от родителей (вклю­чающие похвалы, награды, запреты, наказания), но и от разных институтов воспитания и обучения, в том числе яслей, садика, начальной и средней школы и других ступеней системы образования. Нельзя так­же забывать о влиянии сверстников, с которыми ре­бенок проводит время в играх. Затем наступает черед воздействия более широкой окружающей среды — воздействия культурного, этнического, идеологиче­ского, идущего непрерывным потоком через сред­ства массовой информации, среди которых ведущее место занимает телевидение. Культурная и историче­ская среда весьма своеобразным способом вписыва-

ется в среду географическую, накладывает свой отпе­чаток на пейзаж и на окружающую среду в целом.

Б. Краус в статье «Ребенок и его среда» (журнал «Дети а ми», 1983, № 4) показывает важное место семейной среды в развитии ребенка. В это понятие наряду с эмоциональной персональной средой, кото­рая представляет собой нечто большее, чем то, что создают для ребенка взрослые, он включает четыре основные сферы: социально-культурную среду (обра­зовательный уровень родителей и их участие в функ­ционировании надстройки), технико-гигиеническую среду (она отдаленно связана с физическими пара­метрами среды, сформированными человеком), со­циально-экономическую и демографическую среду, ко­торые имеют такие параметры, как демографическая структура семьи, имущественные отношения, заня­тость родителей на работе и т. д. Он подчеркивает, что семейная среда в целом постоянно изменяется в зависимости от развития общества, показывает, что парная семья в отличие от больших «открытых се­мей» становится более закрытым общественным зве­ном. При этом резко падает значение родственных связей, растут требования к эмоциональной среде вообще. Он указывает на сокращение масштаба «соб­ственной окружающей среды» ребенка, у которого из-за всеобщего недостатка пространства, особенно в крупных городах и новых микрорайонах, нет необхо­димых пространственных возможностей для осущест­вления естественной активности, в процессе которой он учится овладевать пространством.

Следующей важной для ребенка средой, по мне­нию указанного автора, является среда воспитатель­ных и школьных учреждений. Он считает, что эти уч­реждения характеризуются большой стереотипно­стью, весьма сходны друг с другом как в организа­ции действия, так и в физической композиции, про­являющейся в недостаточном освещении, звукоизо­ляции, уровне гигиены, обеспечении мебелью. И на­конец, детально рассматривает локальную среду — это малое географическое целое, где ребенок растет: микрорайон, поселок. Это и есть то окружающее про­странство, в котором ребенок проводит большую часть времени.

Б. Краус противопоставляет городскую среду сельской и показывает положительные и отрицатель-иые стороны той и другой для здорового развития бу­дущего взрослого индивида. Он допускает наличие различий между детьми, выросшими в городе и в селе, притом даже внутри одной и той же локальной культурной сферы при относительно идентичных со­циальных условиях. Дети в данном случае значитель­но отличаются друг от друга: у сельских детей сло­варный запас беднее, но с возрастом такое различие исчезает; зато у них есть огромные возможности ис­пользовать чрезвычайно изменчивую окружающую среду для игровой активности, в то время как дети городские страдают от недостатка пространства для разрядки естественной активности. Б. Краус пра­вильно подчеркивает, что в новых микрорайонах де­ти «обнаруживают все уже организованным и при­способленным для функциональных нужд взрослых». У детей нет возможности самим приспосабливать пространство для разных игр, в которых они могли бы самореализовываться, находить себя и готовиться к решению задач, стоящих перед взрослыми.

Различия между окружающей средой села и цент­ра крупного города очевидны. Мы, взрослые, видим их и сознаем в полной мере. Но дети этого не пони­мают. Они вырастают в той среде, где родились, она их формирует в процессе физического созревания, развития познавательной, мыслительной деятельно­сти, эмоционального созревания и формирования ха­рактера. Всем известна зависимость детской пре­ступности от среды, в которой растут дети. Все эти вопросы имеют комплексный характер, на них долж­ны давать ответы разные специалисты.

Художественная литература прекрасно изображав ет влияние среды на развитие ребенка как личности. Сравните, например, жизнь Гека Финна и Тома Сойера в сельской местности с тяжелой судьбой Оливера Твиста в Лондоне, где он очень рано связы­вается с бандой маленьких воришек, чтобы обеспе­чить свое существование. В ней мы находим примеры тех критических моментов, которые формируют лич­ность ребенка и в которых закладываются основы бу­дущего взрослого человека. Окружающая среда засе­лена родителями, прародителями, родственниками, соседями, учителями, сверстниками, и все они решают, какие ценностные системы оказывают наиболее силь­ное влияние на ребенка. Все это неразрывно связано

с физической и эстетической организацией простран» ства и образует общий характер окружающей среды, в которой растет и развивается дитя человеческое.

Географические условия оказывают большое влия* ние на социокультурное содержание окружающей среды. Маленький эскимос вырастает в совершенно иной среде, чем член племени намбикваров в бассей* не Амазонки; маленький полинезиец видит совер­шенно иную флору и фауну, чем мальчик, выросший, скажем, в плодородной равнине реки Лабы. Этно­культурные различия проявляются не только в типе жилья, в ином составе пищи, в одежде, верованиях, обычаях и традициях, в различной композиции про­странства дома, но и в формах родительской заботы о детях.

Патриархальное общество направляет мужское население к твердому усвоению традиционных сте­реотипов поведения и полному использованию про­странства. Если бы позволял объем книги, то мы могли бы показать, как в разных этносоциальных группах доминирование мужчин закреплено в куль­турной традиции определенными стереотипами пове­дения, что проявляется, к примеру, в принятии пищи, способе сна, обеспечении основных жизненных по­требностей, в общих представлениях об окружающей среде. Роль женщины также определяют строгие предписания, касающиеся не только словесной фор­мы обращения с ребенком, но и организации про­странства, ритма повседневной жизни, который отра­жает естественные процессы.

Детей обучают пониманию пространства, в вос­приятии которого четко проявляются особенности, присущие окружающей среде, диалектически связан­ные с реальной системой координат жизненной сре­ды. Из множества примеров мы приведем только один. Индейскому племени сиуксов, ведущему коче­вой образ жизни, нужны сильные охотники, актив­ные мужчины, которые могут долго преследовать добычу. (Так было до тех пор, пока и в их края не пришла цивилизация, вершиной достижений которой стал бифштекс, упакованный в целлофан и готовый для приготовления в гриле.) Мужское потомство у сиуксов с малых лет готовили к быстрым и резким двигательным действиям, к визуальной точности, к терпению и готовности переносить тяготы походнойжизни. Матери, лишая их грудного молока, бьют «ми­лосердно» малышей по лицу, что в сущности явля­ется некоторым тестом, ибо пощечины не должны быть чисто символическими, они должны вызывать и боль. Если ребенок начинает плакать, мать этому радуется и приговаривает: «Из него выйдет хороший охотник и воин». Игры детей сиуксов однозначно направлены на активное освоение значительного пространства, что вызвано условиями их жизни.

Окружающая среда определила стиль воспита­ния и у индейцев племени юроки. Они живут на за­падном побережье Северо-Американского континен­та, занимаются рыболовством в устьях рек, впада­ющих в Тихий океан. В их трудовой деятельности не нужна быстрота, чрезмерная активность, перехо­дящая в агрессивность. Рыбаки, ловящие лосося, по­нимают, что богатая добыча зависит не от их ловко­сти, а от цикличности нереста рыбы. Поэтому у маль­чиков воспитывают терпение, умение обращаться с рыбацкими снастями, стремление к познанию приро­ды, чтобы точно предсказывать появление рыбы в тех местах, где они ее ловят. Маленькие представи­тели племени юроков во время принятия пищи долж­ны молчать и представлять себе удачную ловлю рыбы на крючок. Магией подражания, убеждением детей в том, что мысленное воспроизведение процесса ловли рыбы обеспечивает успех реального процес­са, взрослые добиваются нужного результата.

Перед нами примеры разного подхода к воспита­нию мальчиков. Аналогию этому в представлениях и привычках европейцев найти трудно, ибо у них циви­лизация подавила воспитанное многими поколениями чуткое отношение к природе. Мы привели эти приме­ры, чтобы показать решающее влияние среды обита­ния на воспитание детей.

Существуют ли общие социальные знаменатели влияния окружающей среды на рост и развитие де­тей? Из изложенного следует, что это влияние весь­ма многообразно. Можно ли сделать какие-либо общие выводы? Попытаемся это сделать. Приведенные при­меры о решающем влиянии окружающей среды на развитие и формирование взрослого следует пони­мать как дополнительные иллюстративные материа­лы. Они указывают на роль окружающей среды в успешном воспитании индивида и развитии его гене-

тических данных. Ввиду недостаточного объема кни­ги они изложены несистематично.

Как встретить новорожденного? Мы указывали выше, что первой окружающей средой человека слу­жит материнское лоно. После рождения важнейшим условием является непрерывный контакт ребенка с матерью. Это инстинктивно понимает каждая мать, и все культуры в истории человечества считались с этим фактом. Но с появлением современной медици­ны в техницированном европейском мире появилось нечто совершенно иное. Дети рождаются в роддо­мах, и там новорожденный очень рано попадает в атмосферу обезличенности. Он получает свой номер, и его на довольно длительное время отнимают от ма­тери, принося только для кормления. Лишь совсем недавно появилась концепция «руминг-ин». За этим англоязычным термином скрывается древнейшая мудрость акта рождения и ухода за ребенком: ново­рожденный должен быть с матерью постоянно. Уди­вителен тот факт, что столь естественная ситуация должна была быть «вновь открыта и обоснованна». Первой средой обитания ребенка после его первого вдоха должны быть руки матери, это важнее всего.

Развивать доверие к жизненной среде. Давно ушли в небытие те времена, когда считалось, что грудной ребенок является пассивным существом. В процессе многочисленных исследований доказано, что новорожденный ребенок с первых дней своего появ­ления активно ищет побудительные импульсы. Ко­нечно, целый ряд импульсов он воспринимает пас­сивно, тем не менее уже очень скоро он может раз­личать акустические и визуальные импульсы, иду­щие к нему из окружающей среды. Еще раньше он начинает четко различать запахи, ведь уже спустя несколько дней после своего появления на свет он может узнать мать по запаху, присущему только ей. Бесспорным является и то, что он очень рано запо­минает значение многих импульсов, требует их для удовлетворения своих потребностей, начиная от по­иска соска материнской груди и кончая бутылочкой с питательной смесью. Попробуем передвигать перед грудным ребенком различные предметы, и он тут же с большим интересом начинает их разглядывать, ощу-пывать и, главное, проверять своими рецепторами в области рта, губ.

Рекомендуем читателям ознакомиться с книгойа

Znamenacek К. Nemluvnata. Praha; Avicennum, 1976.; Этот эрудированный автор вложил в книгу свой многолетний опыт общения с новорожденными, и после знакомства с ней у вас не будет сомнений в том, что дети по восприятию импульсов жизненной среды резко отличаются друг от друга сразу же после рождения. Грудные дети очень рано проявляют интерес к различным объектам, притом без какого-" либо утилитарного смысла, ожидания награды или похвалы.

При активном освоении окружающего мира ребе­нок получает самое важное, что необходимо для его здорового развития и роста, — основополагающее до­верие к миру: уверенность в том, что мир, окружаю­щий его, является стабильным в пространстве и вре­мени, гарантирует ему эмоциональный отклик и обеспечивает его биологические потребности. У груд­ного ребенка нет иной возможности обратить внима* ние взрослых на его потребности, чем крик, причем кричит он в такой тональности, что всегда разбудит взрослого. До двух лет на расстоянии двух метров детский крик обладает такими же децибелами, как и циркулярная пила на том же расстоянии. Посте" пенно грудной ребенок начинает понимать, что среда, в которой он родился, есть его среда, что он так же законно принадлежит к ней, как и те большие «демиурги», совершающие чудо и удовлетворяющие все его потребности. Это главное доверие к миру, ко­торое можно понимать как основополагающее дове­рие к окружающему пространству.

Однако у новорожденных и грудных детей, от ко­торых отказались родители, а также у детей, нахо­дящихся в детских приемниках, возникает недоверие к миру, к окружающему пространству. Несмотря на то что общество старается сделать максимум для удовлетворения потребностей таких детей, создать у них доверие к миру, в котором они живут, такие дети страдают определенной эмоциональной ущербностью, , которая преследует их практически всю жизнь: мир кажется им враждебным, какой-то чужой планетой, где ходят как бы за стеклянным барьером не пони­мающие друг друга люди. Ранняя оторванность от

родителей порождает психопатологические явления, оказывающие большое влияние на формирование личности эмоционально обедненного существа, ко­торое не может найти необходимую для нормального развития среду.

Не допускать страдания! Термин «депривация» означает недостаток чего-либо очень важного, невоз­можность удовлетворения потребностей. Например, депривация чувств может быть осуществлена в лабо­раторных условиях. Несколько добровольцев согла­сились провести определенное время в изолирован­ном помещении, куда не проникают никакие импуль­сы. Спустя некоторое время участвующие в этом экс­перименте впадают в депрессивное состояние. Затем наступают изменения в психике, которые могут до­стигнуть такой степени, что у человека возникают галлюцинации, имитирующие отсутствующие им­пульсы. Это говорит о том, насколько среда со всеми ее импульсами важна для здоровья человека. Под материнской и эмоциональной депривацией мы по­нимаем полное отсутствие той первой формирующей окружающей среды, которую создает мать и продол­жением которой является семья.

Известны случаи полной депривации детей, вы­росших в лесах среди зверей. Их судьба была далеко не столь счастливой, как у Маугли. В период Вели­кой французской революции был найден дикий маль­чик из Аверона, которого взял к себе доктор Фран­суа Итар. С раннего детства этот мальчик жил в лесу, говорить не мог, ел сырое мясо и человеком так и не стал. Много писалось также о приключениях двух индийских девочек—Камалы и Амалы, найденных в джунглях, где они жили с волками. Их так и не удалось научить говорить, они не принимали теплую еду, ходили на четвереньках. Одна из сестер вскоре умерла, но другая не смогла стать полноценным че­ловеком. Она не смогла восполнить в своем развитии то, что утратила в раннем детстве. И еще один слу­чай подобного порядка. В 1977 г. в Калифорнии най­дена была девочка, которую ученые назвали Женни. Она родилась в семье психически больных. Отец кор­мил ее только консервами для собак, держал в тем* ной клетке, часто связанной. Всякое проявление не­довольства с ее стороны жестоко каралось. Немно-тому ее удалось научить после освобождения из-под власти отца. Усвоила всего два слова и некоторые основные человеческие потребности.

Эти случаи свидетельствуют о важности для де­тей подлинно человеческой окружающей среды. И если в психическом развитии ребенка упущен опре­деленный критический момент, то позже сделать уже ничего не удается. В этой связи перед эколо* гической психологией и психологией развития встает важнейшая задача: определение оптимальной окру' жающей среды для здорового и гармоничного разви­тия человека. При этом нужно провести оптималь­ный отбор стимулов, которые предлагает среда, по количеству и качеству. Недостаток импульсов ограни­чивает развитие ребенка по всем направлениям, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов его дезориентирует.

Поддерживать игру в окружающем пространст­ве. Как только ребенок выйдет из колыбели и начнет следующую фазу своего открытия мира в движении, количество импульсов возрастает в геометрической прогрессии, возникают первые проблемы, которые начинаются уже с познания силы земного притяже­ния. Ребенок покидает свою постель и манеж и по­степенно открывает для себя все новые пространства, в результате чего его окружающая среда все боль­ше расширяется и обогащается. Притом эту новую окружающую среду ребенок открывает в процессе игры.

О сущности игры ребенка написано достаточно много. Мы же рассмотрим только значение игры в овладении ребенком окружающим пространством в процессе его развития и проблему оптимального про­странства, которое способствовало бы развитию иг­ры или подавляло бы ее. Кроме того, обратим внима­ние на различие в играх мальчиков и девочек, кото­рое определяется разным пониманием ими организа­ции пространства и окружающей среды. И наконец, рассмотрим проблему детских игровых площадок.

Детскую игру можно воспринимать как стремле­ние развивающегося Я синтезировать имеющийся жизненный опыт, с тем чтобы быть готовым выпол­нить следующие, более сложные задачи. Каждая игра проходит в жизненной среде. Иногда для этого

нужно совсем немного. Давайте вспомним одну сце­ну из «Приключений Тома Сойера». По приказу тети Том вынужден красить забор. В это же время прия­тель Тома Бен Роджерс увлечен игрой, изображает вершину тогдашнего развития техники — пароход «Большая Миссури». В действительности Бен вовсе не изображает пароход, в момент игры он им явля­ется. Он одновременно и капитан, и команда, и сам пароход, и пристань. Все это происходит на широком лугу, который в этот момент должен быть рекой. Бен играет в пароход до тех пор, пока хитрый Том не пре­вращает свое наказание в игру, вовлекая в нее Бена. Это обнаруживает в нем своего рода психолога.

Растущим детям нужна игра, так как процесс роста ребенка как бы разделяется на несколько ча­стей, в которых он развивается неодинаково. У маль­чика возникают проблемы овладения еще не очень крепким телом и недостаточно развитым мышлением. Временную победу над телом и мыслью обеспечи­вает ему игра: в случае с Беном мы видим хорошо функционирующее целое, где есть свой мыслитель­ный центр (он изображает и капитана), четкое дви­жение (он же машина и сигнальная система), вла­дение всем корпусом (Бен изображает пароход в це­лом). Он сам себе и хозяин, так как слушается только самого себя. Он избрал образ из мира техни­ки своего времени и отождествляет себя с идеалом мужчины. Прототипы Бена есть и сегодня, и тысячи их играют, изображая различные технические дости­жения своего времени, с помощью которых овладева­ют окружающим пространством.

Игру можно понимать и как попытку синхрониза­ции физических процессов, духовного развития и со­циального формирования личности ребенка на фоне окружающей среды. Самые разные детские игры, ос­нованные на имитации и всем известном «как будто», являются не чем иным, как овладением реально­стью, т. е. окружающей средой, на грани фантазии и действительности. В этом смысл игры, о которой Пла­тон сказал, что она выступает потребностью всех де­тенышей. Ее проявлением является детская непосед­ливость, потребность проникнуть в пространство и та­ким путем ознакомиться с ним, а в широком понима­нии — с окружающей средой, так как для игр нужна какая-нибудь площадка, которую опять-таки можнонайти только в окружающем пространстве, т. е. в ок­ружающей среде.

Как выглядит, хотя бы в кратких чертах, разви­тие детской игры в ее взаимосвязи с пространством жизненной среды?

Детская игра начинается с овладения собствен­ным телом. Ребенок изучает самого себя путем раз­личных движений и реакций. В этом процессе он исследует все части своего тела. По существу это — первое детское путешествие, которое он чаще всего осуществляет во время игры с матерью. Она, несом­ненно, является первой ориентацией ребенка в мире. Вторая фаза игры развивается в микросфере — в ма­лом мире игрушек; здесь поблизости всегда есть без* опасная пристань, руки мамы. Именно через игру, происходящую в пространстве, ребенок знакомится с миром предметов, у которого есть свои закономер­ности. Если ребенок разочарован микросферой игры, он переходит от исследования окружающего про­странства к исследованию своего внутреннего мира, сосет пальчики, спит. И наоборот, если первые выхо­ды в мир вещей и в его маленький сектор жизнен­ной среды успешны, то появляется чувство уверенно­сти, гордости за овладение окружающим миром. И наконец, в дошкольном возрасте, когда ребенок уже владеет своими двигательными способностями, он завоевывает макросферу, мир, который он разде­ляет с другими. Таким образом, игра открывает для него мир в полном смысле слова.

В плане экологической психологии детская игра является начальной формой всеобщей способности людей создавать модельные ситуации в рамках жиз­ненной среды. Это в сущности детская форма овла­дения человеком реальностью с помощью экспери­мента. Игра мотивируется любопытством и активной сущностью человека. В игре ребенок лучше всего познает структуру пространства и особенности жиз­ненной среды. С большим успехом дети познают ра­стения во время военных игр на природе, а не за школьной партой на уроках биологии.

Можно с уверенностью сказать, что любая окру­жающая среда вызывает у детей желание играть. Ведь дети в своей фантазии могут наделять и самую неприглядную среду чем-то таинственным, в чем они испытывают потребность. С этой точки зрения мож-

но констатировать, что окружающая среда может или способствовать играм, или препятствовать им, или быть нейтральной. Побуждающей средой, кото­рая помогает в играх, можно считать хорошо обору­дованные игровые площадки, которых, впрочем, очень мало. Самый хороший стимул к играм дает сама природа, имеющая тысячекратное преимуще­ство перед любым гимнастическим залом. Способ­ствующей игре средой является такая, которая дает широкую возможность двигаться, не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозмож­ные предметы для использования их в игре. Мы зна­ем, что в своих играх дети любят различные старые предметы, заброшенные сельскохозяйственные маши­ны, валяющиеся на полях, возможность лазить (но вовсе не через металлические решетки на игровых площадках, а в старых сараях), места, где можно спрятаться и внезапно появиться. Перечень таких мест или вариантов можно было бы продолжать до бесконечности.

Препятствующей играм окружающей средой мо­жет быть такая, которая наполнена чисто функцио­нальными предметами. Примером монотонной среды является скопление панельных домов. Среду, предна­значенную только для серьезных занятий взрослых, представляют, например, магазины. Нейтральной средой является такая, где игра в принципе могла бы происходить, но по разным причинам это невоз­можно, скажем, на улице с движущимся транспор­том, в больнице и т. д.

Различия между девочками и мальчиками в пони­мании среды. В детской клинической психологии игру используют в качестве диагностического инстру­мента, раскрывающего психическое состояние детей. Есть, например, «тесты мира» или «тесты села», которые состоят из множества предметов для игр: ломиков, машин, деревьев, фигурок, т. е. представ­ляют среду обитания в миниатюре. Дети из предо­ставленных им предметов создают какие-то сцены или композиции, а психолог делает в соответствии с этим свои выводы.

В пространственной игре маленьких детей четко проявляются половые различия. Это тоже представ­ляет большой интерес в смысле изучения процессаовладения детьми жизненным пространством. Авто­ром одной диагностической игры является амери­канский детский психолог Эрик Эриксон. Дети в до­школьном возрасте и в первые школьные годы игра-ют, по его мнению, не с такими предметами, которые изображают конкретные вещи, а с простыми игруш­ками в виде куба, пирамиды, конуса, с маленькими фигурками обоих полов. Это — не сложные детские игрушки, а простые объекты, которыми дети заполня­ют пространство перед собой. Задачей их является составить какую-нибудь композицию, а потом рас­сказать в связи с этим какую-то историю, т. е, как-то оживить композицию.

Очень важно, как дети организуют свободное про­странство перед собой, как бы демонстрируя тем са­мым свой внутренний мир. Все предметы, которые предоставил детям психолог, имели какие-то универ­сальные характеристики, связанные с данным про­странством: одни конструкции были высокими, дру­гие простирались на поверхности стола и т. д. Эрик­сон очень скоро заметил, что между игрой мальчиков и девочек существуют четко различимые особенно­сти в организации и использовании пространства, что похожие композиции и темы рассказов, связан­ные с ними, на удивление часто повторяются у мальчиков, в то время как девочки создают такие композиции очень редко. Мальчики отдают предпоч­тение композициям на сельскую тему. Строят дома, улицы, мосты. Показывают передвижение животных и- фигурок в открытом пространстве. Обожают вся­кие аварии. Дома строят в высоту. Возводят высо­кие башни с крышами из конусов. Их постройки четко демонстрируют некоторую экспансию вовне. При этом они используют меньшее количество фигу­рок и животных, чем девочки.

Резким контрастом являются композиции дево­чек. Они подчеркивают прежде всего интерьеры до­миков. Как правило, их композиции представляют пространства, окруженные стеной. Кроме того, они используют больше фигурок и животных. Часто ctdo-ят даже вход в эти домики, у которых обычно ставят мужские фигурки или животных.

Из сказанного можно сделать вывод, что в ком­позициях мальчиков преобладает высота, экспансия во внешнее пространство, резкое движение и его внезап-

ная остановка. У девочек доминируют статические интерьеры. Однако из этого не следует, что «маль­чики любят бои, а девочки — накрывать на стол». Именно так поняли опыты Эриксона его противники, интерпретировавшие их как нападки на эмансипацию женщин. Результаты этой диагностической игры, ко* торая основана на структурировании модели окружи' ющего пространства, ничего не говорят о преимущеч стве пола и не дают никакой возможности для оцен­ки. Эта игра показывает противоположность внеш.' него и внутреннего пространства при создании ок­ружающей среды, в данном случае моделированной в форме детской игры. Различия в организации иг­рового пространства четко отражают видимые раз­личия в физической организации полов. Анатомия проявляется и в характере игры: в то время как мальчики склонны к захвату и подчинению внешнего пространства, овладению его движением, игра дево­чек является прообразом их будущей деятельности во внутреннем пространстве. Склонность к заботе о внутреннем пространстве, его культивирование откры­вает в девочке будущую женщину, мать, заботящую­ся о детях.

Противостояние внешнего и внутреннего про­странства следует понимать как противоположные полюсы широкого спектра, между которыми есть по­степенные переходы. Девочки тоже проникают во внешнее пространство, а мальчики в свою очередь строят сложные интерьеры. Это вы можете наблю­дать и на примере собственных детей. Понятие «внутреннее — внешнее» давно было известно произ­водителям игрушек. Игрушки для мальчиков конструи­руются с расчетом на передвижение в пространстве, овладение внешним пространством, экспансию, борь­бу, исследование. Они представляют собой средства, стимулирующие в различных вариантах такую ак­тивность. Можно сказать, что склонность к наступа­тельным действиям во внешнем пространстве симво­лически как бы определяет устремленность к исполь­зованию источников окружающего пространства. Иг­рушки для мальчиков и девочек по традиции четко различаются.

Указанные различия в использовании простран­ства детьми во время игры вызывают споры и дис­куссии. Некоторые исследователи считают, что путем детских игр происходит только подготовка к тради­ционной социальной роли, что эта роль им попросту внушается. В действительности же, подчеркивают они, в настоящее время никаких различий по поло­вому признаку в играх не существует, а если они и проявляются, то создаются искусственно или пред­ставляют пережиток прошлого. Никто этого не отри­цает. Но ведь нельзя отрицать и того, что женщины и мужчины резко отличаются друг от друга. И слава богу! Я с ужасом думаю о том, что мужчины и жен­щины могли бы быть похожими друг на друга — ни­чего страшнее и придумать нельзя.

Равноправие между ними и психологические раз­личия — вещи совершенно несравнимые. Мы не зна­ем, как отражается различная пространственная ор­ганизация, отчетливо видимая в детском игровом мо­делировании окружающего пространства, на отноше­нии взрослых к среде обитания. Тем не менее интуи­тивно можно кое-что утверждать: у мужчин есть тенденция к овладению окружающим пространством. Женщины склонны больше к организации окружаю­щего пространства, его украшению. Опосредованно об этом же говорят и многократно документирован­ные в процессе исследований психологические раз­личия между полами в области производительности труда, доказанные на большом статистическом мате­риале.

Мужчины лучше видят днем. У мужчин более бы­страя реакция, чем у женщин, они быстрее воспри­нимают и отвечают на важные сигналы. Мужчины более ловки и изобретательны. Они могут использо­вать различные инструменты помимо их прямого на­значения. Уже с детства их больше интересуют пред­меты и машины, чем другие люди. Мужчины лучше выполняют задачи, которые требуют пространствен­ного видения; более способны к математике, к четко­му абстрактному мышлению. Математические спо­собности мужчин связаны с сильнее развитым вос­приятием пространства, поэтому они лучше женщин решают задачи по геометрии и тригонометрии. В то же время мальчики легко возбудимы, что отражает их склонность к взрывному поведению, а это в свою очередь выражается в их действиях в окружающей среде.

У женщин проявляется четко склонность к овла-

дению внутренним пространством. У них более тон­кий вкус, чем у мужчин. Они лучше различают мате* риалы и формы, лучше слышат, более резко реагиру­ют на шум, чем мужчины, может быть, и потому, что они больше были заняты во внутреннем пространст­ве. Женщины видят лучше в сумерках и ночью. С раннего детства они проявляют большие способно­сти в овладении речью и вообще обладают хороши* ми способностями к общению. Быстрее научаются чи­тать, составлять из букв слова. В дискуссиях прояв­ляют быструю реакцию, но по части обобщений усту­пают мужчинам. Для женщин характерна грациоз­ность движений, обусловленная лучшей способностью к координации, что более всего проявляется в орга­низации внутреннего пространства, придании ему только женщине присущего шарма. Женщины боль­ше интересуются другими людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого. Больше внимания уделяют звукам и могут тоньше воспринимать их эмоцио­нальную окраску. Указанные различия доказаны мно­гочисленными статистическими данными.

Доказано, что мужчина может печатать на машин­ке быстрее, чем 90 его конкуренток из числа жен­щин, а женщина в свою очередь может работать на сложнейшем станке не хуже мужчины. Внешнее и внутреннее пространства смыкаются в вечной диа­лектике обоих полов. При зачатии нового существа, его рождении внешнее и внутреннее соединяются. Нам остается только пожелать, чтобы внешнее и внутреннее столь же плодотворно соединялись и при решении экологических проблем окружающего про­странства, чтобы учитывалось состояние как внут­реннего пространства, так и внешнего, природы, которой угрожает само развитие человеческой циви­лизации.

Как построить детскую площадку? Рассмотрим вкратце тему детских площадок. Ее любят все, кто за­нимается организацией окружающего пространства, так как именно здесь они могут применить свою фан* тазию и творческие возможности.

В природном и сельском окружающем пространств ве детские площадки никто не строит, поскольку здесь пространство само по себе дает достаточноозможностей для проявления детской игровой фан­тазии: дети сами выберут пространство и организу­ют в нем идру.

В городах ситуация в этом отношении более слож­ная. К сожалению, в городах становится все меньше пространства для детских площадок и мест для про­явления детской активности. По мнению урбанистов, старые городские центры нужно законсервировать, а сооружение детской площадки нарушило бы их ком­позицию. В новых микрорайонах ситуация в этом от­ношении более благоприятна, но и там детских пло­щадок не так уж много. Но дело не в их количестве, а скорее в их пространственной наполненности. К со­жалению, как правило, на детской площадке мы в лучшем случае сейчас увидим песочницу, «горку» и несколько сомнительной с точки зрения безопасности ценности металлических конструкций для лазания. Иногда есть еще лавочка для уставших мам. От та­ких площадок веет унынием и тоской. Конечно, для совсем маленьких достаточно и песочницы, их фан­тазию она полностью удовлетворяет. Ну а дальше? Скучные металлические конструкции, на которых в лучшем случае можно сделать несколько гимнастиче­ских упражнений. Такие площадки, естественно, де­тей старшего возраста уже не привлекают. Детская площадка в таком виде не возбуждает никакой фан­тазии, более того, она лимитирует действия ребенка.

Теоретически пространство для детских игр долж­но отвечать двум основным требованиям: доступности и наличию побудительных моментов. Под доступно­стью понимается небольшое расстояние от дома, ко­торое ребенок может преодолеть, не подвергаясь ни­какой опасности. Побудительные моменты — это им­пульсы, которые стимулировали бы детей на поиск чего-то постоянно нового в играх. Именно это на большинстве детских площадок отсутствует, поэтому более или менее самостоятельные дети ищут приме­нения своей фантазии на улице, стройке, в брошен­ных домах и т. д.

Исходя из этого, детские игровые площадки раз­деляются в последнее время на традиционные и не­традиционные. Традиционные нам слишком хорошо известны, они пригодны только для самых малень-ких. Нетрадиционные игровые площадки должны были бы включать нечто такое, что позволяло бы де-

тям старшего возраста развивать здесь свою фантг зию, страсть к приключениям. Организация прс странства должна была бы предоставить возможнс сти для многовариантных игр. Здесь следовало 6i применять в качестве строительного материала песо* дерево, кирпич, использованные шины, старые вг гончики. Одним словом, нужно создавать более слож ное и безопасное пространство, где может быть pea лизована склонность ребенка что-то для себя откры вать, применять свою фантазию в организации про странства, становиться героем придуманных им при ключений. В каждой игре есть свой риск, но дети придумывающие их, как правило, сами подсозна тельно устанавливают границы безопасного.

Наряду с этим нетрадиционные игровые площад ки должны были бы иметь и свободно определяемьи элементы — своеобразные пространственные пере менные в рамках игровой площадки, которые дава ли бы простор изобретательству, открытиям. Дет­ская площадка должна быть комплексной, чтобы она могла дать ребенку намного больше возможностей, чем улица. Не следует забывать о том, что начиная с шести—семи лет дети уже отдают предпочтение реальному миру и не принимают организованного игрового пространства.

В последнее время много спорят о противоречии между жестко организованными и свободными дет­скими площадками. Появляются проекты «идеальных игровых площадок», которые столь же нереальны, как и идеальные города. Путь от проекта до его осуще­ствления всегда весьма сложен. Однако уже появля­ются детские площадки новой конструкции, которые своей усложненностью привлекают детей длительное время.

Мы уже указывали, что самым лучшим простран­ством для детских игр является сама природа. Нуж­но только некоторое вмешательство человека, и при­родный потенциал в этом отношении будет только усилен. Такую возможность предоставляют спортив­ные площадки с различными снарядами, расположен* ные в «ареале здоровья», т. е. на природе, в естест­венном окружающем пространстве. Это может быть также «тропа здоровья», на которой дети не только играют, но и учатся бережно относиться к окружа­ющей природе.Заключение

Мы попытались осветить психологическую сто­рону отношения человека к окружающей среде. Эко­логия имеет также социальный характер, обуслов­ленный общей взаимосвязью человеческого общества и окружающего пространства. Экология как наука об окружающей среде должна была бы учитывать и психологические аспекты отношения человека к сре­де. Экология наглядно продемонстрировала, что миф о простых причинах сложных комплексов есть только миф, и не более, поэтому не следует ни упрощать экологические стороны психики человека, ни тем бо­лее забывать о них.

Изучая океан человеческих действий с его рит­мом приливов и отливов различных проблем, мы от­мечаем и различия в движении волн, связанные с ок­ружающим пространством. Жизнь протекает в опре­деленной жизненной среде, и действия людей неиз­бежно связаны с этой средой. Структура жизненной среды определяет и вид деятельности человека, хотя это может быть деятельность, преобразующая среду. Установив все стороны, направления влияния окру­жающей среды на действия человека, мы сможем оп­ределить будущую форму взаимных отношений людей с окружающей средой. Крайне необходимым для цельного познания таких отношений является изуче­ние среды с точки зрения ее психологического влия­ния на человека.

Экология включает также этические аспекты от« ношения человека и общества в целом к окружаю­щей среде, которые являются составной частью пси­хологических отношений к окружающей среде. С точ­ки зрения охраны природы и взаимодействия чело­века с окружающей средой потенциально опасны слепой технократический оптимизм, надутый эколо­гический пессимизм и позиция потребительской апа­тии, отказывающейся учитывать экологические про­блемы. Мы живем в такое время, когда нужно пред-принимать значительные усилия для решения про­блем, связанных с организацией окружающего про*

странства. Вклад психологии в экологию заключается не только в том, что она изучает отн©шение человека к окружающему пространству, но и в том, что она раскрывает возможность оказывать положительное влияние на это отношение. Мы создаем окружающее пространство не только для настоящего момента, но и для будущего, когда оно (включая охрану природы) будет окружающим пространством наших детей и де­тей их детей. Поэтому психология окружающей сре­ды может сыграть важную роль в решении экологи­ческих проблем.

На примере некоторых сфер человеческой дея­тельности в жизненной среде мы попытались пока­зать, как психология во взаимодействии с экологией может способствовать появлению новых экологи­ческих ценностей. Экологической психологии как осо­бого предмета еще нет, но уже появились первые по­пытки синтезировать эти два научных направления. Однако конкретное применение данных психологии к решению экологических проблем и созданию жизнен­ной среды находится еще в зачаточном состоянии.

Я не могу еще дать окончательного ответа на во­прос «Что делать?», так как только будущее откроет возможности и границы применения данных психоло­гии для охраны и организации окружающей среды. Пока же я могу только сказать следующее: нужно развивать и обогащать экологическое сознание че­ловека с учетом данных психологии.

Конечно, я не мог исчерпать в книге все аспекты взаимосвязи экологии и психологии. Я только вкрат­це коснулся психологического аспекта отношения человека к природе *. Мною сделано всего лишь не­сколько замечаний о психологии принятия решений в организации окружающего пространства. Мне хоте­лось бы обратить внимание читателей на отношения между экологией и психологией, изложив свои раз­мышления в форме эссе. Мне кажется, что в этой об­ласти наряду с антропоэкологией, гуманной геогра­фией, социальной экологией открываются новые воз­можности для выявления проблематики окружающей среды. Страницы этой книги могут стать информацией к серьезному размышлению над новыми проблемами.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительная статья 3

Предисловие 25

I. Введение 27

1. О необходимости экологии —

2. Психология и экология 31

3. Отношение между психологией и экологией 41

II. Восприятие жизненной среды 46

1. Введение —

2. Окружающая среда как источник информации 57

III. Окружающая среда и межчеловеческие отношения110

1. Влияние среды на социальное вза­имодействие 115

2. Территориальное поведение чело­века 125

3. Проблема «перенаселения» 142

4. Экологическая психология личного пространства 152

IV. Жизненная среда и дети 155

Заключение 174

Научная

Михал Черноушек

Наши рекомендации