Модели и методы принятия решений
В науке управления принято различать три базовых типа моделей для принятия решений: ФИЗИЧЕСКАЯ АНАЛОГОВАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ(см. эл. вар., гл. 6. «Интеграционные процессы в менеджменте:6.3. Моделирование ситуаций и разработка решений).
Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.
Примеры физической модели — синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы, например, размещение дверей, ускоряющее движение людей и материалов. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики типа аэродинамического сопротивления. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящего. Подобным образом строительная компания всегда строит миниатюрную модель, прежде чем начать строительство производственного или административного корпуса или склада.
Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой.
Пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязей всех работников.
В математической модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Вероятно, математические модели относятся к типу моделей, чаще всего используемых при принятии организационных решений.
В практике управленческой деятельности менеджер далеко не всегда стремится получить наилучшее решение. Такой вывод стал результатом развития теорий принятия решений.
1. Классическая теорияменеджмента первой половины XX в. предполагала, что решения принимаются индивидом. Эти решения являются наилучшими, рациональными, и критерием рациональности являются интересы организации. Предполагалось, что:
1) принимающий решение обладает полнотой информации об объекте управления;
2) принимающий решение обладает полной информацией о возможных альтернативах решения;
3) принимающий решение имеет систему отбора приоритетов в иерархии возможностей;
4) целью принимающего решение является максимизация выгоды организации.
Однако жизнь показала, что во многих случаях на принятие решения влияют личностные предпочтения менеджера, его эмоции, субъективные мотивы, его взаимоотношения с другими людьми.
2. Поведенческая теорияутверждает, что менеджер стремится не к наилучшему, а к удовлетворительному решению, что на принятие решения оказывает большое влияние личность самого менеджера. Поведенческая теория исходит из того, что:
1) принимающий решение не обладает полнотой информации об объекте;
2) принимающий решение не имеет полной информации об альтернативах;
3) принимающий решение не способен и (или) не желает полностью воспринять условия каждой альтернативы.
3. Теория иррациональностипоставила под сомнение выводы и классической, и поведенческой теорий. Ведь рациональность предполагает, что рассмотрение альтернатив предшествует самому решению. Пример — поиск работы выпускниками университета. Оказалось, что студенты до поступления на работу имеют ориентацию на компанию, в которой хотели бы работать. Поэтому их цель — не найти наилучшую или хотя бы удовлетворительную работу. Их цель — убедить себя, что их предварительный выбор является наилучшим вариантом. Некоторые студенты впоследствии могут даже выработать теорию, объясняющую, почему предварительный выбор был действительно наилучшим.
Исходя из того, что решения воспринимаются и интерпретируются на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений (см. рис. 1):
Организационный уровень принятия решения | МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНО-ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» (удовлетворенность индивида) | РАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (организационная максимизация) |
Индивидуальный уровень принятия решения | ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (индивидуальная максимизация) | МОДЕЛЬ «ОРГАНИЗАЦИОННО-ОГРАНИЧЕН-НОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» (удовлетворенность организации) |
«Я» Восприятие и интерпретация решения «МЫ» |
Рис. 1. Модели принятия решений в организации
Рациональная модельпредполагает выбор оптимального решения из имеющихся альтернатив путем тщательного подбора данных, их углубленного анализа, определения оценочного критерия. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональностипредполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Эта модель может иметь две разновидности: личностно-ограниченная рациональность; организационно-ограниченная рациональность.
В результате принимаются не оптимальные, а удовлетворительные решения.
Удовлетворительное решение— это курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации.
Решение менеджера — это всегда компромисс. Американский специалист по управлению Роберт Кац указывает, что каждое решение должно «уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей».
Политическая модельобычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои собственные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей.
Определение проблемы, поиск альтернатив, сбор данных, оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации (см. рис. 2).
Рис. 2. Методы принятия решений
Из всего сказанного следует: все, что делает менеджер, сводится к выбору метода принятия решения. Можно выделить две основных группы методов принятия решений: интуитивные и рациональные.