Тема: Межличностные отношения

1. Понятие группы и виды групп.

2. Групповая динамика.

3. Группа и личность. Влияние группы на личность и личности на группу.

4. Социально-психологический климат в группе.

5. Методы изучения внутригрупповых процессов.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2002. С. 231-253

2. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996. С. 310-361

3. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 528-600

4. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 262-289

5. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. С. 359-361, 370-379

6. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 381-420

7. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. С. 454-534

Конспектировать

1. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев //Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 117-124

2. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло­гии // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 146-151

Основные понятия

Межличностные отношения, внушение, группа, условная группа, реальная группа, официальная группа, неофициальная группа, большая группа, малая группа, диффузная группа, референтная группа, социомет­рия, коллектив, психологическая совместимость, авторитет, конфор­мизм, нонконформизм, референтометрия, кооперация, корпорация, лидер, статус, аттракция, каузальная атрибуция, аффилиация, психологический барьер, смысловой барьер, социально-психологический климат, когнитивный диссонанс, сотрудничество, соперничество, негативизм.

Дополнительная литература

1. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе

/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

2. Барлас, Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я»

/ Т.В. Барлас. - М.: Академия, 1997. – 160 с.

3. Немов, Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. - М.: Педагогика, 1988. –

144 с.

4. Рогов, Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. –

430 с.

Вопросы для обсуждения

1. Обоснуйте особенности «социометрического метода».

2. Какова технология применения социометрического метода для изучения межличностных отношений в группе.

3. Что следует понимать под психологическим климатом в коллективе и от чего он, прежде всего, зависит?

4. От чего зависит статус личности в группе и можно ли его целенаправленно изменить?

Практические задания

1. Проведите наблюдение, выделите и осуществите анализ развития личных взаимоотношений в какой-нибудь временной детской группе.

2. Определите свое положение в системе межличностных отношений в учебной группе, дайте психологическую оценку своим взаимоотноше­ниям со студентами.

3. Выделите те отношения в своей учебной группе, которые являются отрицательными. Произведите их квалифицированную социально-психологическую диагностику и наметьте меры по их улучшению.

Занятие 8

Тема: Общение

1. Понятие общения и его функции.

2. Средства общения (вербальная и невербальная коммуникация).

3. Структура общения

4. Виды общения.

5. Качества личности, необходимые для общения.

6. Развитие общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.Академический проезд, 2002. С. 203-214

2. Куницина, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 511-527

4. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 233-261

5. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. С. 362-369

6. Станкин, М.И. Психология общения / М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 304 с.

7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. С. 454-511

Основные понятия

Общение, коммуникация, интеракция, речь, внушение, заражение, подражание, толерантность, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения, специальная пер­цепция, педагогическое общение, внешняя речь, внутренняя речь, моно­логическая речь, диалогическая речь, письменная речь, афазия, невер­бальная коммуникация, жест, мимика, пантомимика, облик, такт, бес­тактность, роль, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эф­фект ореола, эмпатия, стереотип, установка, суггестия, социально-психологический тренинг, социальная фасилитация.

Конспектировать

1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983, С. 55-69

2. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986, гл. 1, 2

3. Мудрик, А.В. Время поисков и решений или Старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1990, С. 169-176

4. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]; под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. С. 85-91

5. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2001. С. 195-211

Дополнительная литература

1.Барлас, Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я» / Т.В. Барлас. - М.: Академия, 1997. - 160 с.

2. Дерябо, С.Д. Гроссмейстер общения / С.Д. Дерябо, В.М. Ясвин. – М.: Смысл; Академия, 1996. – 192 с.

3. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

4. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996. - 254 с.

5. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи в школе / Н.В. Жутикова. - М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

6. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

7. Петрова, Е.А. Знаки общения / Е.А. Петрова. – М.: «ГНОМ и Д», 2001. – 256 с.

8. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 421-438

9. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; ­Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 180 с.

10. Фомин, Ю. А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – Минск: Амалфея, 1999. – 352 с.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

2. Подберите примеры, раскрывающие смысл каждой из функций общения.

3. Возможно ли бесконфликтное общение?

4. Что общего между общением и предметной деятельностью?

5. Для чего партнеры по общению познают друг друга?

6. Почему наше знание о других является относительным и неполным?

Практические задания

1. Проанализируйте совершенствование искусства общения по методике занятий для студентов педагогических вузов, разработанных В.А. Кан-Каликом (А.В. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987, С. 169-173.).

2. С какими функциями общения связаны следующие ситуации:

1) человек испытывает чувство одиночества;

2) ребенок отстает в психическом развитии;

3) в условиях совместного решения задачи ученик значительно хуже соображает;

4) при решении сложной задачи человек иногда незаметно для себя начинает рассуждать вслух;

5) ребенок, выросший в условиях социальной изоляции, не может пользоваться ложкой, кружкой и другими предметами обихода;

6) после нескольких деловых встреч между молодыми сотрудниками отдела возникло взаимное чувство уважения и симпатии.

3. Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека (не более 10 личностных черт). Подготовьте психологические рекомендации, предписывающие наиболее разумные способы общения с ним.

Занятие 9

Тема: Темперамент

1. Темперамент и его основные компоненты.

2. Основные свойства темперамента.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

4. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности, возможности его изменения и развития.

5. Методы диагностики темперамента.

Литература

1. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1995. С. 432-450

2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. С. 337-353

3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. С. 553-566

4. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 394-404

5. Нуркова, В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. С. 409-413

6. Рогов, Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 379-391

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. С. 613-619

Конспектировать

1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989, С. 83-84

2. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента / В.С. Мерлин // Хрестоматия по психологии. - М. Просвещение, 1987. С. 286-292

3. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Просвещение, 2003. С. 59-77

4. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 301-313

5. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу; под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Прогресс, 1982. С. 49-108

Задачи

Сборник задач по общей психологии /под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвещение, 1974. № 260, 262-265, 268-271, 279, 280, 282, 283, 286

Основные понятия

Темперамент, тип ВНД, сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность, интравертированность, динамичность.

Дополнительная литература

1. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

2. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С.7-72

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – Л.: ЛГУ, 1988. С. 337-353

4. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. С. 72-85

5. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 82-84, 115-117

6. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 14-312

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию темперамента.

2. Каково происхождение темперамента?

3. Определите роль темперамента в становлении и социальном бытии человека как субъекта и как личности.

4. Как соотносятся темперамент и индивидуальный стиль деятельности и общения?

5. Установите принципы работы с людьми разного типа темперамента.

Практические задания

1. Установите путем собственных наблюдений и обобщения мнений других людей, с какого возраста у детей начинает отчетливо прояв­ляться тип темперамента.

2. Определите тип темперамента у кого-либо из своих друзей и собст­венный тип темперамента, пользуясь классификацией.

3. Придумайте правила (режим) организации умственного и физического труда для детей младшего школьного возраста, рассчитанные на то, чтобы при разных типах темперамента давать наилучшие результаты с точки зрения сохранения работоспособности, снижения физической и умственной усталости.

(Правила должны быть разработаны для каждого типа темперамента).

4. Спроектируйте способы психологического воздействия по отношению к людям, обладающим различными типами темперамента в следующих вариациях:

1) в ситуации спора;

2) при наказании за ошибку в работе;

3) при отказе в просьбе о помощи;

4) при поручении ответственного задания;

5) в ситуации предупреждения об ответственности;

6) в ситуации просьбы об услуге;

7) при проверке выполненной работы;

8) в ситуации знакомства;

9) в ситуации ведения переговоров о сотрудничестве;

10) в ситуации недоверия.

Занятие 10

Тема: Характер

1. Понятие о характере.

2. Направленность личности и характер.

3. Характер и темперамент. Природные основы характера.

4. Структура характера.

5. Акцентуации характера.

6. Формирование характера в семье и школе. Самовоспитание характера.

Литература

1. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1995. С. 451- 467

3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. С. 567-581

4 . Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 405-423

5. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. С. 148-152

6. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 457-474

7. Рогов, Е.И. Общая психология. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 392-418

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. С. 620-633

9. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. С. 361-464

Конспектировать

1. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика / Д.В. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 501-576

2. Психология и психоанализ характера // Хрестоматия по психологии, М.: Просвещение, 1997, С. 417-489

3. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 314-319

4. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2001. С. 166-173

Основные понятия

Характер, физиогномика, хиромантия, френология, динамический стереотип, художественный тип личности, мыслительный тип личности, смешанный тип личности, акцентуация характера, черта характера, структура характера.

Дополнительная литература

1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностка / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 73-99

2. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 608с.

3. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

4. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Просвещение, 2003. С. 78-98

5. Орлов, Ю.Н. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты – М.: МГУ, 1982. С. 288-315

7. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 111-115

8. Райх, В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх; общ ред. А.В. Россохина. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 464 с.

Вопросы для обсуждения

1. Для чего нужно знать типы характера?

2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?

3. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

4. Что такое самовоспитание и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?

Практические задания

1. Определите свой тип характера.

2. Наблюдая за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выясните, в чем разница в проявлениях темперамента и ха­рактера. Опишите замеченные различия.

3. Найдите в жизни знакомых людей (или в собственной биографии) при­меры, показывающие, как с возрастом изменяется характер у челове­ка. Объясните произошедшие изменения.

4. Опишите десять конкретных жизненных ситуаций, в которых обнаруживается влияние на способы поведения ребенка одного из следующих индивидных свойств: опережение физического развития, рыжий цвет волос, слабый тип нервной системы, инертность нервных процессов, плохо выраженная половая конституция, низкая эмоциональность, большое родимое пятно на лице, плохое здоровье, неуравновешенность нервных процессов, плохое зрение.

5. Опишите возможные способы поведения ребенка в каждой из представленных ситуаций и сделайте прогноз развития соответствующих черт характера.

6. Разработайте десять психологических рекомендаций, направленных на преодоление возможных негативных последствий для характера, выделенного индивидного типа.

Занятие 11

Тема: Способности

1. Способности человека как деятельное выражение субъективности.

2. Способности и задатки.

3. Способности и личность:

а) способности, личность, индивидуальность;

б) связь темперамента и способностей;

в) компенсация способностей.

4. Виды способностей.

5. Уровни способностей.

6. Развитие способностей человека, компенсация их в процессе дея­тельности.

Литература

1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. С. 535- 552

2. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Просвещение, 2003.гл. 6

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 373-396

4. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 475-496

5. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. С. 190-228

6. Рогов, Е.И. Общая психология. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 430-454

Основные понятия

Способности, задатки, общий тип ВНД, сензитивные периоды, структура способностей, уровни способностей, одаренность, талант, гениальность, общие способ­ности, специальные способности, количественная характеристика спо­собностей, качественная характеристика способностей, трудолюбие, ин­терес, склонность.

Конспектировать

1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999, гл.2

2. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 176-190

3. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – СПб.: Питер, 2001. С. 187-193

4. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов //Хрестоматия по психоло­гии. - М.: Просвещение, 1987, С. 281-286

5. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2003. С. 203-254

Задачи

Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С. Мерлина.- М.: Просвещение, 1974. № 305, 306, 311, 312, 314, 315

Дополнительная литература

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

2. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 152-166

3. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 1993. – 306 с.

4. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1996. – 352 с.

5. Петровский, А.В. Психология о каждом, каждому о психологии / А.В. Петровский. – М.: РОУ, 1996. – 328 с.

6. Популярная психология: Хрестоматия / сост. В.В. Мироненко. – М.: Просвещение, 1990. С. 319-334

7. Способности и склонности / под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. – 200 с.

Вопросы для обсуждения

1. В каких жизненных ситуациях происходит актуализация способностей?

2. Охарактеризуйте соотношение природного и социального в способностях.

3. Раскройте суть взаимодействия и компенсации способностей.

4. Определите основные факторы, влияющие на развитие способностей.

Практические задания

1. Докажите, что способности по своей природе биосоциальны.

2. Определите, что из перечисленного можно отнести к способностям, а что нельзя и почему? Способность к прямохождению; способность представлять свои мысли и чувства в наглядных образах; способность к распознаванию запахов; способность к волевой регуляции поведения; способность к точному восприятию цветовых оттенков; способность к говорению; способность к игре на органе; способность к быстрому счету в уме; способность к языкам; способность к стихосложению; ораторские способности; педагогические способности; способность к кулинарии; способность к построению абстрактных мысленных конструкций; способность к труду; способность к рефлексии, способность к саморазвитию.

3. Наблюдая за разными людьми, установите, имеются ли у них какие-либо задатки к развитию определенных межличностных и предметно-деятельностных (познавательных) способностей. Опишите их.

4. Выделите в своей учебной группе студентов, которые отличаются по индивидуальному стилю деятельности. На их примере пока­жите, какие преимущества для каждого из них дает, и какие труд­ности в общении и практической деятельности создает их индиви­дуальный стиль деятельности.

5. Сделайте то же самое, о чем говорится в задании 3 и 4 в отношении самого себя, и сравните свои оценки в этом плане с суждениями других людей.

6. В течение пятнадцати минут предложите максимальное количество способов использования несложного предмета (стержень шариковой ручки, конторская кнопка, карандаш и т.п.).

7. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к различным видам деятельности.

Занятие 12

Тема: Внимание

1. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

2. Системная организация внимания: виды и свойства.

3. Внимание в учебно-воспитательном процессе: пути привлечения, поддержания и развития внимания.

5. Методики исследования внимания. Составить методичку «Как развивать внимание».

Литература

1. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. С. 354-372

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. С. 201-216

3. Нуркова, В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. С. 216-336

4. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. С. 55-64

5. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2002. С. 227-232

6. Психология / под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2001. С. 155-165

7. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология. / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. С. 280-295

8. Рогов, Е.И. Общая психология. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 190-205

9. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2008. С. 119-123

Основные понятия

Внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, ориентировочный рефлекс, доминанта, опти­мальный очаг возбудимости, внешнее внимание, внутреннее внимание, коллективное внимание, групповое внимание, индивидуальное внимание, рассеянность, концентрация, объем, распределение, переключение, коле­бание внимания.

Конспектировать

1. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. С. 269-275

2. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика / Д.В. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 275-309

3. Коффка, К. О внимании / К. Коффка // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2001, с. 432-436

4. Ланге, Н.Н. Исторический очерк теорий внимания / Н.Н. Ланге // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 2001, с. 373-381

Задачи

Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С. Мерлина. - М.: Просвещение, 1974. № 79, 80, 81, 84, 85, 87, 88, 90, 91, 94, 95

Дополнительная литература

1. Величковский, Б.Н. Когнитивная наука: Основы психологического познания: в 2 т. Т.2 / Б.Н. Величковский. – М.: Смысл: Академия, 2006. С. 299-345

2. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1972. С. 5-43

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1988. С. 51-74

4. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984. С. 45-213

5. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. С. 5-30

6. Психология / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 69-71

7. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 32-50

Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли разумная деятельность без внимания?

2. Какие условия необходимы для актуализации основных свойств внимания?

3. Определите условия, стимулирующие непроизвольное и произвольное внимание?

4. Проанализируйте, какова связь между вниманием и деятельностью?

Практические задания

1. Наблюдая за собой в процессе чтения книги, определите моменты отвлечения внимания, установите причины отвлечения.

2. Проведите опыты с детьми дошкольного и младшего школьного воз­раста по определению объема внимания в зависимости от интереса ребенка к предмету деятельности.

3. Придумайте приемы, с помощью которых можно было бы в течение длительного времени сохранять внимание детей в ходе учебных за­нятий без утомления и ущерба, т.е. как можно меньше используя для привлечения внимания развлекательные моменты, не имеющие пря­мого отношения к содержанию проводимых занятий.

4. Подготовьте психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по работе с детьми, у которых выявлены такие особенности внимания: низкая успеваемость; плохая переключаемость; плохое распределение; слабая концентрация.

5. Подготовьте и опишите множество жизненных ситуаций, в которых возникает необходимость не привлекать внимание.

6. Подберите игры, задачи на развитие внимания.

7. Составьте методичку для школьников «Как стать внимательным?»

Литература к методичке «Как стать внимательным?»

1. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. С. 100-112

2. Иванов, М.М Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. - М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», 1996. С.18-29

3. Князева, М.К. Ключ к самосозиданию / С.В. Князева. - М.: Молодая гвардия, 1992. – 255 с.

4. Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно их сдать / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. С. 16 – 26

5. Пекелис, В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис. - М.: Знание, 1984. С. 45-188

6. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1991. С. 50-58

7. Пунский, В.О. Азбука учебного труда / В.О. Пунский. - М.: Просвещение, 1988. С. 77-80

8. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 32-49

9. Русаков, Б. А. Как научиться учиться / Б.А. Русаков. – Новосибирск: Зап-сиб. книжное изд-во, 1974. С. 29-32

10. Станкин, М.И. Общая психология / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 182-196

11. Учимся учиться / под ред. А.М. Зимичева. – Л.: Лениздат, 1990. С. 144 – 157

12. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. С. 23-29

13. Штерн, А.С. Введение в психологию / А.С. Штерн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. С. 137-151

Занятие 13

Наши рекомендации