Теория доминантного полушария.
Особенно чувствительный удар по теории доминантного полушария нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии (табл. 13.3).
Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи, только другим способом.
В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного — после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.
Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания (М. С. Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.
При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10'раз меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что в японском языке используются два вида письма: кана, где, как и в нашем алфавите, символы соответствуют звукам (хотя каждый символ означает не отдельный звук, а слог, т. е. сочетание звуков) и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или понятия (рис. 13.2).
Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария, осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно). Правое полушарие воспринимает наборы элементов, подобные представленным на рис. 13.3, как цельные конструкции, не рассматривая отдельные входящие в них части.
Поэтому японцы, перенесшие инсульт при локализации очага поражения в левом полушарии, теряли способность читать слова, написанные на кана, но продолжали читать иероглифические тексты.
Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной {В. Т. Бахур, 1956).
Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.
Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что •«центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым Местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено», 1955, с. 106).
По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины — обоими полушариями.
Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария. Еще более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров, заведующих другими психическими функциями, в частности — интеллектом.
Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.
Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный интеллект — с доминантностью правого полушария.
Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межпблушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария.
Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них, вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11 -летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам (В. И. Голод, 1984; Э. Г. Симерницкая, 1985).
Зрительно-пространственная ориентировка. Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и схемы тела, по мнению многих авторов, возникают, в основном, при левосторонних параличах. Особенно впечатляют данные, полученные С. В. Бабенковой (1963), которая нашла, что среди 238 случаев поражения правого полушария в 78 % были нарушения схемы тела, которые распределились следующим образом: анозогнозия — 37 человек; неразличение правого и левого — 34 человека; незнание частей тела (аутотопагнозия) — 21 человек; ощущение отсутствия и чуждости конечности — 24 человек; появление третьей руки на больной стороне (псевдополимелия) — 6 человек.
Однако имеется ряд фактов, заставляющих осторожно относиться к безапеляци-онному выводу о роли правого полушария в зрительно-пространственнной ориентировки и восприятии схемы тела. Во-первых, отмечается, что большинство лиц, не различающих правое и левое — это амбидекстры (т. е. люди, у которых нет ведущей руки). Это им раньше в армии при обучении ходьбе в строю командовали «сено-солома», привязывая им к одной ноге сено, а к другой — солому. Во-вторых, и С. В. Бабенкова не склонна считать выявленные ею нарушения «собственной функцией» правого полушария. Ей больше импонирует точка зрения, согласно которой у ребенка-правши со-матогнозия приобретается не сразу для всего тела, а на месяц раньше для правой стороны. Исходя из того, рассуждает она, что легче страдает то, что приобретено позднее, чаще наблюдается нарушение схемы тела при правополушарном поражении, так как оно связано с левой стороной (С. В. Бабенкова, (1963); И. Ф. Николаева, 1961). В-третьих, А. П. Демичев (1949) наблюдал у левшей нарушение схемы тела при поражении как правого, так и левого полушария, а О. Зангуилл (О. Zangwill, 1960) отмечает, что нарушения схемы тела у правшей наблюдаются и при поражении левой теменной доли. Он считает, что топографическая ориентировка нарушается при поражении любого полушария.
Это подтверждают и опыты X. Терциана и К. Цекотто (Н. Terzian, С. Cecotto, 1959) с введением барбитуратов в правую и левую сонные артерии, что приводит к выключению на несколько минут гомолатерального полушария. Эти эксперименты показали, что анозогнозия наблюдается как в том, так и в другом случае, что свидетельствует об отсутствии связи этой функции только с одним полушарием, будь то правое или левое.
При правополушарных поражениях отмечаются конфабуляции' и псевдореминисценции2 (С. Н. Давиденков и др., 1949; Г. П. Губина, 1964; С. В. Бабенкова, 1963). При левополушарном повреждении наблюдается только снижение интеллектуально-мнестических процессов.
Эмоции и межполушарная асимметрия. В отношении латерализации эмоций мнения ученых разделились. Бытующее представление о том, что эмоциональные процессы связаны исключительно с правым полушарием, многими учеными оспаривается. Одни из них высказываются за связь положительных эмоций с левым полушарием, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным X. Терциана и К. Цекотто, выключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало разные результаты. При действии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-маниакальное состояние, а при действии на левое полушарие — депрессивно-катастрофическое состояние. Это подтверждает данные ряда авторов (К. Клейст, 1934; М. С. Лебединский, 1941; С. В. Бабенкова, 1963), что при поражении правого полушария у больных наблюдается эйфория, дурашливость, бестактность, неадекватность поведения.
По данным А. Кепалайте (1982), люди более жизнерадостные, оптимистичные и с большей успешностью решения вербальных тестов отличаются большей активностью левого полушария, тогда как склонные к депрессивным переживаниям и характеризующиеся наглядно-образным мышлением — большей активностью правого полушария.
Другие ученые считают, что определяющей является специфика протекания эмоций. Так, при поражении правого полушария особо нарушаются эмоции, связанные с процессами восприятия или наглядно-действенного (невербального) мышления, а при поражении левого полушария нарушаются эмоции, обслуживающие речь (Т. А. Доброхотова, 1974).
Черты тревожно-мнительного характера выражены у правшей слабее, чем у левшей (Р. Хикс, Р. Пелегрини [R. Hicks, R. Pellegrini, 1978]; К. Маскик-Тейлор [С. Mas-cic-Taylor, 1981]).
Итак, вышеизложенное свидетельствует 6 том, что представления ученых первой половины XX века о доминантности левого полушария у правшей не оправдались. В большинстве случаев асимметрии рук, ног, зрения и слуха у одного человека не совпадают. Этому способствует и несовершенство используемых проб для выявления «рукости» или «ногости» (см. главу 17). Неудивительно, что по данным многих авторов (например, по Е. И. Николаевой и Н. М. Субботиной, 1989) процент лиц с левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных.
26. Знание право- и леворукости: онтогенез и центрально-нервные механизмы.
Совместная деятельность полушарий мозга обеспечивается расположенным между полушариями мозолистым те-лом, которое передает поступающую в мозг информацию сразу в оба полушария, обеспечивая тем самым их согласованную работу. Поэтому и правое и левое полушария участвуют в обработке всей информации. Взаимодействие полушарий основывается на таких принципах, как суммация информации, межполушарный перенос, интерференция, взаимное торможение и др.
Полушария головного мозга эквипотенциальны относительно выполнения простых функций и специализированы относительно контроля сложных функций.
Правое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию одновременно и целостно, по принципу дедукции (от общего к частному). Ему свойственен синтетический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования правого полушария являются субстратом ассоциативно-эмпирического мышления. Правое полушарие связано с промежуточным мозгом. Оно приспособлено к восприятию и переработке пространственной информации и эмоций. В нем представлен план построения обеих половин тела.
Левое полушарие обрабатывает поступающую в мозг информацию последовательно, по принципу индукции (от частного к общему). Ему свойственен аналитический подход в решении задач. Структурно-функциональные образования левого полушария являются субстратом формально-логического мышления. Левое полушарие связано со специфическими активирующими системами ствола мозга. Оно участвует в функционировании речи и играет подчиненную роль в обеспечении процесса научения, сравнения и коммуникации. В нем представлен план построения только противоположной стороны тела.
При проведении исследований с применением методов электроэнцефалографии, электромиографии, оценки интенсивности обменных процессов и некоторых других было установлено, что в состоянии физиологического покоя у чело-века отсутствуют различия в активности полушарий головного мозга. Поэтому в таком состоянии право- и леворукость как постоянная функциональная асимметрия не обнаруживается. Однако при совершении произвольных, преднамеренных актов у праворуких людей регистрируется левополушарная асимметрия активности мозга, а у леворуких людей — правополушарная асимметрия (Николаева Е. И., 2008).
Преобладание у человека одной из рук или одинаково хорошее функционирование их обеих ученые пытаются объяснять с разных позиций. Согласно одним авторам, функциональная асимметрия рук является врожденной, а согласно другим — приобретенной в процессе развития человека. В качестве доказательства разработано несколько теорий, подтверждающих врожденность или приобретенность функциональной асимметрии рук.
Существуют следующие теории врожденности.
• Эмбриональная теория объясняет праворукость положением плода в утробе матери. Считается, что плод чаще лежит на левой стороне и это обеспечивает ему большую свободу развития правой руки. Данная теория ставится под сомнение в связи с анализом расположения эмбрионов близнецов в утробе матери.
• Теория кровоснабжения полушарий основана на том, что анатомически левое полушарие имеет лучшее кровоснабжение за счет лучше развитой левой сонной артерии, поэтому лучше снабжается кровью правая рука. Однако эта теория опровергается в связи с наличием большого числа анастомозов между правой и левой сосудистой сетью в мозге (Виллизиев круг).
• Генетическая теория связывает появление право- или леворукости с действием одного гена, имеющего два различных аллеля. Один из них является доминантным и кодирует праворукость, а другой — рецессивным и кодирует леворукость. Данная теория не может объяснить факт того, что более половины детей, родившихся от двух леворуких родителей, являются праворукими.
Для объяснения приобретенности функциональной асимметрии рук также разработано несколько теорий. Одна из них базируется на том, что праворукость является следствием того, что матери чаще носят детей на правой руке, что дает правой руке ребенка большую свободу для развития, чем левой. Однако у некоторых народов детей носят на спине или на груди. Согласно другой теории, причиной право- и леворукости является асимметричное расположение центра тяжести тела, т. е. его смещение вправо или влево. Однако ребенок начинает предпочитать действовать правой или левой рукой еще задолго до того, как научается стоять и ходить.
Интересен тот факт, что у 5—8-месячных детей отсутствует предпочтение руки. Оно фиксируется с началом произнесения первых слогов. С 3 лет моторная асимметрия рук становится четко выраженной. У детей дошкольного возраста наблюдается преобладание активности правого полушария, а у младших школьников увеличивается активность левого полушария