Основные свойства ощущений
Впервые были описаны вундтом.
· Качество (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными. Качество— это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения;
· Интенсивность - является количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя;
· Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя.
· Пространственная локализация; это свойство присуще не всем ощущениям. Это способность определять расположение раздражителя в пространстве. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. Е. Мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания.
Дополнительно: Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия: две стороны повышения чувствительности. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме.Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.
Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха».
Развитие в онтогенезе. Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность (дрожит, Реагирует на прикосновения, боль). к моменту рождения развиты вкусовая, обонятельная чувствительность. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств. начинает реагировать на звуки в течение первой недели. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.
Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.
Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце.
абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.
Ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.