Оптическая стимуляция как источник восприятия движения.

В окружающем нас мире предметы перемещаются по-разному, в разных направле­ниях и с разными скоростями. В довершении к этому, по мере того как перемеща­ется сам наблюдатель, постоянно изменяется и местоположение точки, с которой он видит то, что его окружает. Все эти динамичные события вызывают соответству­ющие изменения освещенности ретинального изображения. Следовательно, вос­приятие движения вычленяется из сложного паттерна изменяющихся стимуляций, отраженного в сетчаточном образе.

Когда индивидуум перемещается в окружающем его мире, изображение на сетчат­ке изменяется в соответствии с физическими характеристиками движения. Ины­ми словами, по мере того как наблюдатель перемещается, непрерывно изменяется оптическая проекция большинства поверхностей (т. е. полов, стен, потолков, до­рог и полей). Паттерн изменений, создаваемый движением наблюдателя, называ­ется паттерном оптического потока.

Поскольку паттерн оптического потока создается движением наблюдателя, он яв­ляется надежным источником информации о направлении этого движения. Все мы по­стоянно сталкиваемся с паттернами оптического потока. Они возникают всякий раз, когда мы едем в машине, или бежим трусцой по дороге, или идем по коридору какого-либо здания, глядя прямо перед собой. Нетрудно смоделировать любой сложный паттерн оптического потока, создающий впечатление движения в опре­деленном направлении. Именно манипулирование паттернами оптического пото­ка при помощи сложных световых дисплеев и создает поразительные эффекты движения в большинстве видеоигр.

Сетчаточная экспансия и скорость движения

Информация о характере изменений в сетчатке тоже помогает наблюдателю оце­нивать относительную скорость их движения. При движении к стационарной по­верхности сетчаточный образ уве­личивается. Источник информации о движении, образующийся в результате этого, называется сетчаточной экспансией. По мере приближения наблюдателя к стацио­нарной поверхности скорость сетчаточной экспансии (т. е. степень увеличения сетчаточного образа стационарной поверхности) непосредственно отражает скорость его приближения. Быстрое увеличение образа поверхности на сетчатке наблюда­теля, приближающегося к стационарной поверхности, может быть потенциальным сигналом, предупреждающим о возможности столкновения с ней. Аналогичным образом можно представить себе и противоположную ситуацию, при которой по­верхности или предметы приближаются к неподвижному наблюдателю. Объект на поверхности, расположенной перед наблюдателем на близком или дальнем рассто­янии, будет восприниматься как приближающийся с некоторой скоростью, если его ретинальное изображение начнет увеличиваться. Следовательно, увеличение изображения на сетчатке неподвижного наблюдателя воспринимается последним как движение в его сторону, и скорость увеличения изображения отражает ско­рость движения объекта. Это перцептивное явление называется луминг.

Изменения величины образа объекта на сетчатке могут также свидетельство­вать о таком редком, а потому маловероятном явлении, как изменение величины стационарного объекта. Когда непосредственных пространственных признаков для I восприятия движения недостаточно, увеличение изображения объекта на сетчатке может явиться результатом одного из двух независимых друг от друга событий: 1) объект неподвижен по отношению к наблюдателю, но он увеличивается в размере или 2) объект действительно приближается к наблюдателю с некоторой по­стоянной скоростью. Если у неподвижного наблюдателя нет никакой другой зрительной информации, постепенное увеличение сетчаточного образа, например: круглого предмета, может означать, что стационарный шар постепенно раздувает­ся, но это также может означать и то, что шар, габариты которого не изменяются, постепенно приближается к наблюдателю. В ситуации, не дающей достаточных оснований для ее однозначного толкования, изменения габаритов объекта могут явиться как признаком его физического увеличения, так и сигналом его движения.

Пороги восприятия движения

Насколько эффективно мы обнаруживаем движение? С одной стороны, объекты могут с такой скоростью проноситься по полю зрения, что в лучшем случае мы за­мечаем лишь размытое пятно. Но, с другой стороны, есть и такие объекты и собы­тия, скорость движения которых настолько мала, что мы едва замечаем его. Змея может очень медленно подкрадываться к своей жертве, но поражает ее с такой быстротой, что человек вообще может не увидеть никакого движения. Обратив­шись к более знакомым примерам, можно сказать, что мы не замечаем движения часовой стрелки часов и с трудом замечаем движение минутной стрелки, а враща­ющиеся лопасти мощного электрического вентилятора практически неразличимы. Пороговые значения для восприятия движения — минимальная скорость, ко­торая может быть обнаружена, — зависят от многих физических и психофизиоло­гических факторов, а не только от скорости движения как таковой. Порог воспри­ятия движения зависит от таких факторов, как величина объекта и компоненты пространственной частоты, расстояние от движущегося объекта и его фон (напри­мер, однородный он или текстурированный), уровень освещенности, стимулиру­емый участок сетчатки и степень адаптации глаз. Так, лучше всего движение обнаруживается (т. е. пороговые значения самые низкие) в тех случаях, когда хорошо освещенные стимулы, образы которых проецируются на центральную ямку, перемещаются на фоне неподвижных предметов. Рассмот­рим следующие конкретные пороговые условия. Когда стимулируется централь­ная ямка, хорошо освещенный стимул величиной 0,8 см2, находящийся на рассто­янии, равном 2 м, обнаруживается при условии, что скорость его движения равна примерно 0,2 см/с. Когда же стимул, находящийся на расстоянии 2 м от наблюдателя, двигается со скоростью, превышающей 150 см/с, он воспринимается скорее как размытое пятно, нежели как движущийся стимул. Можно сказать, что существуют как нижний предел порога — минимальная обнаруживаемая скорость, ниже которой движение не воспринимается, так и верхний предел порога — максимальная обнаруживаемая скорость, выше которой движение также не обнаружи­вается. Таким образом, объекты, которые перемещаются либо слишком медленно, либо слишком быстро, не воспри­нимаются как движущиеся.

10.2. Восприятие кажущегося движения

Термином кажущееся движение обозначается восприятие дви­жения в тех случаях, когда на самом деле никакого физического перемещения объекта в пространстве нет. Иными словами, речь идет об иллюзии движения неподвиж­ного объекта. Однако кажущееся движение — это нечто большее, чем редкий пер­цептивный курьез, наблюдаемый в лабораторных условиях. В действительности кажущееся движение — чрезвычайно распространенное явление. Мы сталкиваем­ся с ним каждый раз, когда смотрим фильм или телепередачу.

Индуцированное движение.Пространственный контекст оказывает весьма заметное влияние на восприятие формы и величины объекта. Нередко динамический контекст таков, что наблюда­тель не может точно сказать, какой именно объект находится в движении. Если две освещенные фигуры разного размера находятся в полной темноте и перемещает­ся только та из них, которая больше, как правило, наблюдателю кажется, что она неподвижна, а движется только фигура меньшего размера. Когда речь идет о по­добных невыгодных условиях визуального наблюдения, говорят, что движущийся стимул большего размера индуцирует движение меньшего по величине стимула. Например, если неподвижную светящуюся точку поместить в находящийся в тем­ноте освещенный прямоугольник и начать медленно перемещать его вправо, то создастся впечатление, что прямоугольник неподвижен, а точка сдвигается впра­во. Кажущееся движение точки индуцировано физическим перемещением прямоугольника.

Более знакомый пример — луна на фоне покрытого тучами ночного неба. В по­добной ситуации всегда создается впечатление, что луна мчится за кажущимися неподвижными тучами, хотя на самом деле все наоборот: тучи проносятся на фоне неподвижной луны и закрывают ее. Это индуцированное движение — визуальное искажение, или иллюзия, в которой присутствует реальное физическое движение, но оно ошибочно приписывается не тому фрагменту конфигурации стимулов, ко­торый его совершает, а неподвижному.

Когда есть возможность двоякого толкования признаков фона и рамочных усло­вий, создается впечатление, что вписанный объект меньшего размера перемещает­ся относительно описывающего его объекта большей величины. Возможно, при­чина этого явления заключается в тех выводах, которые мы автоматически делаем на основании своего предшествующего опыта наблюдений за взаимодействием мелких и крупных объектов в окружающем нас мире. Дело в том, что вокруг нас обычно перемещаются именно небольшие объекты, а крупные предметы вместе с фоном чаще остаются неподвижными.

Отвес маятника совершает возвратно-поступательное прямолинейное движе­ние в плоскости, перпендикулярной взгляду наблюдателя. Однако когда наблюда­тель смотрит на него обоими глазами, но один из них прикрыт темным фильтром (т. е. когда он в солнечных очках с одним темным стеклом), ему кажется, что отвес маятника движется по эллиптической траектории, то приближаясь к нему, то уда­ляясь. Причина этого искажения — зависимость времени реакции зрительной системы от интенсивности стимуляции. Фильтр уменьшает количество света, по­падающего в один глаз, что, в свою очередь, вызывает незначительную, но суще­ственную с нейронной точки зрения задержку поступления сигнала от глаза в мозг. Следовательно, в любой момент кажущаяся позиция отвеса маятника, восприни­маемая глазом через фильтр, немного отстает от позиции, воспринимаемой глазом без фильтра, в результате чего позиции, в которых оба глаза видят отвес маятника, несколько отличаются друг от друга. Во время движения маятника слегка отлич­ные друг от друга кажущиеся позиции отвеса, возникшие вследствие задержки сиг­нала от глаза с фильтром, соответствуют картине, созданной такой стимуляцией глаз и мозга, которая была бы, если бы маятник действительно двигался вглубь по эллиптической траектории. Иными словами, зрительная система тщательно срав­нивает и «примиряет» несогласованную информацию, полученную мозгом от обо­их глаз, тем, что воспринимает реальное движение в искаженном виде: наблюда­телю кажется, что отвес маятника движется вглубь по эллиптической траектории.

Это явление описано и объяснено в 1922 г. немец­ким физиком Карлом Пульфрихом, которому не довелось испытать его на собствен­ном опыте, ибо он был слеп на один глаз.

Стробоскопическое движение.Ситуация, при которой два стационарных источника света, расположенных на не­большом расстоянии друг от друга, включаются попеременно через определенные промежутки времени, была изучена одной из первых и представляет собой один из наиболее убедительных примеров кажущегося движения. Когда источник света А включается, источник света В выключается, и наобо­рот. Характер кажущегося движения зависит от интервала между включениями или — что одно и то же — от межстимульного интервала (МИ). Как правило, некая форма кажущегося движения воспринимается при МИ, равном от 30 до 200 мс, Если МИ очень продолжительный (более 200 мс), то воспринимается только по­следовательность включений — поочередно зажигаются то один, то другой источ­ник света. При очень коротком МИ (менее 30 мс) восприятие кажущегося дви­жения сменяется восприятием двух источников света,включающихся прак­тически одновременно каждый на своем месте. Однако если МИ равен примерно 60 мс, условия для восприятия кажущегося движения оптимальны и создается впе­чатление, что одна светящаяся точка «бежит» от одного источника к другому. Когда МИ равен 100 мс, возникает кажущееся движение необычного типа (необычный феномен), так на­зываемое фи-движение. При этом наблюдатели ощущают движение по смещению светящихся точек, но они не видят движения объекта от одного источника света к другому. Этот эффект используется в елочных гирляндах – «бегущие огни».

Кажущееся движение, возникающее в результате изменения МИ, называется стробоскопическим движением, или бета-движением.(Приспособление для со­здания стробоскопического движения — стробоскоп — было изобретено в 1833 г,) Эта форма кажущегося движения широко используется в различных светящихся, в том числе и неоновых, надписях — на афишах, на указателях железнодорожных переездов, а также на всевозможных рекламных щитах, указывающих дорогу к ре­сторанам, парковкам, почтовым отделениям. Природа стробоскопиче­ского движения определяется не только МИ, но и интенсивностью источников све­та и их взаимным расположением в пространстве. Сложные зависимости, связывающие эти три переменные величины, были изучены в 1915 г. и известны как законы Корте. Например, при увеличении расстояния между источниками света для сохранения восприятия стробоскопического движе­ния необходимо увеличить либо их интенсивность, либо МИ.

«Движущиеся картины» (кинематограф).Эффект кажущегося движения могут вызвать не только такие простые, последо­вательно воздействующие на зрительную систему стимулы, как расположенные рядом точечные источники света.

На подобных, но более сложных принципах основан один из самых знакомых и убедительных примеров движения — «движущиеся картины».

Хотя инерционность зрительной системы (т. е. эффект последействия) важна для восприятия плавного, непрерывного движения из последовательно представ­ляемых отдельных изображений, и прежде всего потому, что благодаря ей перио­ды затемнения между изображениями остаются незамеченными, не менее важен и другой фактор. Плавное объединение кадров достигается за счет близкого сходства их отличительных признаков и общности содержания. Чем теснее они связаны между собой и чем больше структурное сходство соседних кадров, тем выше их «феноменальная идентичность», т. е. тем легче зрительной системе объединить информацию, последовательно получаемую от физически дискретных (не связан­ных друг с другом) стимулов, таким образом, что мы воспринимаем, как непрерыв­ное движение.

Когда мы смотрим какой-либо отрывок из кинофильма — например, кадры, на которых изображен бегущий человек и между которыми сохраняется преемствен­ность, — изменения в положении его рук, ног и всего тела от кадра к кадру проеци­руются на один и тот же участок сетчатки, то, что изображено на кадре, сохраняет свою кажущуюся связность и структурную общность. Перцептивный результат таков, что зрительная система интерпретирует эти последовательные, связанные друг с другом изменения как движение. Напротив, череда не похожих друг на дру­га, откровенно не совместимых друг с другом кадров способна дезориентировать зрительную систему. Хотя у нее и может быть опыт восприятия последовательно­сти превращающихся друг в друга разных форм, возможность восприятия плавно­го, кажущегося движения снижается. Условия, способствующие проявлению по­добного феномена, можно создать только в лаборатории, занимающейся изучением восприятия.

Восприятие кинофильма на основании ряда дис­кретных, прерывистых изображений является результатом инерционности зри­тельной системы, а также распознавания общих отличительных признаков и по­следовательных изменений от кадра к кадру.

Автокинетическое движение.Ощутить движение можно, если, находясь в абсолютно темной комнате, сосредото­чить взгляд на светящейся точке. В этих условиях у наблюдателя нет ни простран­ственного фона, ни каких-либо фиксированных зрительных координат, с которы­ми можно было бы соотнести эту светящуюся точку. В результате единственная стационарная светящаяся точка начинает «дрейфовать», и это явление называет­ся автокинетическим движением.Как правило, светящаяся точка лишь ненамно­го отклоняется от своего положения, однако нередко совершает и весьма заметное движение. В том, что касается масштаба и направления автокинетического движе­ния, индивидуальные различия наблюдателей очень велики и на восприятие этого явления заметно влияет их социальный статус.

Предложено несколько механизмов, объясняющих возникновение автокинети­ческого движения и основанных преимущественно на роли непроизвольных дви­жений глаз. Заслуживающее внимание объяс­нение автокинетического феномена предложено Грегори. Его теория, иногда называемая теорией утомленных глазных мышц, основана на изменяющей­ся способности глазных мышц поддерживать фиксацию глаза на неподвижной све­тящейся точке. В ходе продолжительной фиксации микродвижения глаз вызыва­ют флуктуации фиксации, и в результате длительной фиксации глазные мышцы «устают». Чтобы компенсировать усталость и возрастающие усилия, необходимые для поддержания фиксации на светящейся точке, глазным мышцам требуются не­обычные командные сигналы, корригирующие командные сигналы. По своей сути эти корригирующие сигналы — то же самое, что и эфферентные сигналы, приводящие в движение глаза, совершающие следящие движения во время наблюдения за перемещающимся стимулом. Однако поскольку эти сигналы полностью лишены ка­ких-либо признаков визуального фона, они превратно толкуются как сигналы к движению глаз. Следовательно, по Грегори, причиной движения светящейся точ­ки в темноте являются не движения глаз, а корригирующие сигналы, призванные предотвратить их.

Эффект последействия движения («эффект водопада»).Пассажиру только что остановившегося поезда, до этого долго смотревшему в окно, кажется, что теперь уже неподвижный пейзаж движется вперед, и это ощущение настолько реально, словно поезд медленно катится назад. Это пример эффекта последействия движения,суть которого заключается в том, что восприятие движения может продолжаться после прекращения воздействия движущегося раздражителя.

Точно так же и неподвижная скала покажется движущейся вверх, если до этого долго смотреть на падающую воду (на водопад). Это пример особого эффекта последействия движения, описанного в 1834 г. и называемого иллюзией водопада.

Причиной этих явлений является селективная адаптация и уставание чувствительных к восприятию движения детекторов.

Вопросы для проверки усвоения материала к модулю10:

1. Охарактеризуйте детекторы движения.

2. Опишите систему «изображение-сетчатка».

3. Опишите систему «глаз-голова».

4. Что такое паттерны оптического потока?

5. Какова роль сетчаточной экспансии?

6. Охарактеризуйте пороги восприятия движения.

7. Что такое индуцированное движение?

8. На чем основан стереоэффект Пульфриха?

9. Опишите виды стробоскопического движения.

10. Каковы механизмы автокинетического движения?

11. Что мы называем «эффектом водопада»?

Проектные задания к модулю 10:

1. Проанализировать основные механизмы восприятия реального движения.

2. Обосновать эффект кажущегося движения в кинематографе.

Тесты к модулю 10:

Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:

1. Кажущееся движение луны за облаками -

А) автокинетический эффект

Б) индуцированное движение

В) стробоскопический эффект

2. На этом кажущемся движении основано кино:

А) автокинетическое движение

Б) индуцированное движение

В) стробоскопическое движение

3. Паттерн изменений, создаваемый движением наблюдателя, называется

А) паттерном оптического потока

Б) паттерном направления

В) паттерном движения

4. Источник информации о движении за счет увеличения сетчаточной проекции объекта – это:

А) сетчаточная диспаратность

Б) сетчаточная экспансия

В) сетчаточная диплопия

5. Основные системы восприятия реального движения –

А) проприоцептивные, экстероцептивные

Б) бинокулярное соревнование, автокинетический эффект

В) глаз-голова, изображение-сетчатка

Правильные ответы: 1Б, 2В, 3А, 4А, 5В.

Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ощущения и восприятие, в от­личие от других психических процессов, участвуют в создании первичного образа, т.е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раз­дражитель. Получаемая нами информация о предметах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Процессы ощущений и восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предметах или явлениях, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и вос­принимается нами субъективно.

Человек как субъект деятельности, активно взаимодействуя с предметами и явлениями окружающего мира, отражает объективную реальность и выступает как субъект познания. При этом ощущения и восприятие нельзя отрывать от других психических процессов, с точки зрения реально отражаемого мира, все психические процессы переплетены в одно целое.

Сенсорно-перцептивная система человека не является неким застывшим образованием, она активно развивается в процессе онтогенеза, обеспечивая саморегуляцию человека и его взаимодействие с окружающей средой. Постоянно совершенствуясь, она все в большей степени отображает качественное многообразие мира.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л.:ЛГУ, 1961.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания – М.:Наука, 1977.

3. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. – М.: Наука, 1969.

4. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. – М., 1976.

5. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: «прайм-Еврознак», 2006.

6. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия – М.: МГУ, 1973.

7. Восприятие и действие. /Под ред. А.В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976.

8. Восприятие и деятельность. /Под ред. Леонтьева А.Н.. М.: МГУ, 1976.

9. Восприятие. Механизмы и модели. М.: «МИР», 1974.

10. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л, 1974.

11. Гельдфанд С.А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. М., 1984.

12. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М.: Прогресс,1988.

13. Годфруа Ж.Что такое психология. В 2-х томах. /Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.

14. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: «Прогресс», 1970.

15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. Психическое развитие ребенка. – М.,1986.

16. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения М.: МГУ, 1989.

17. Исследования по психологии восприятия. /Под ред. С.Л. Рубинштейна. М.-Л., АН СССР, 1948.

18. Канаев И.И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. – Л.: Наука, 1971.

19. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. – М.: Высшая школа, 1971.

20. Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М.-Л.: АН СССР, 1946.

21. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС , т. 18.

22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. /Введение в психологию/. М.: «Мир», 1974.

24. Логвиненко А.Д. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1987.

25. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981.

26. Ломов Б.С. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

27. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: МГУ, 1975.

28. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси: «Мецниереба»,1976.

29. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988.

30. Общая психология /Под ред. Петровского А.В., Брушлинского А.В., Зинченко В.П. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

31. Обозов Н.Н. Психология человека. – СПб: «Облик», 2001.

32. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. Запорожца А.В., Ломова Б.Ф., Зинченко В.П.. М.: Педагогика, 1982.

33. Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А.А. – М.: «Проспект», 1998.

34. Психология ощущений и восприятия. Изд-е 2-е, исправленное и дополненное. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В. и Михалевской М.Б.. – М.: ЧеРо, 1999. – (Серия: Хрестоматия по психологии).

35. Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

36. Психология. Словарь. /Под ред. Зинченко В.П. – М., 1999.

37. Психология восприятия /Материалы советско-норвежского симпозиума. – М.: Наука, 1989.

38. Психофизические исследования восприятия и памяти / Под ред. Забродина Ю.М. – М.: Наука, 1981.

39. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.

40. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1, М.: Педагогика, 1989.

42. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. /Уч. Пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2001.

44. Сенсорные и сенсомоторные процессы. /Под ред. Ломова Б.Ф. - М.: «Педагогика», 1972.

45. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. –М.: МГУ, 1985.

46. Соловьева А.И. Основы психологии слуха. – М., 1972.

47. Тихомиров О.К. Психология. Учебник /Под ред. Гордеевой О.В. – М.: Высшее образование, 2006.

48. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева. /Под ред. Войскунского А.Е., Ждан А.Н., Тихомирова О.К. – М.: Смысл, 1999.

49. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V1, М.: «Прогресс», 1978.

50. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б.. М.: МГУ, 1975.

51. Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. – М.: Педагогика, 1981.

52. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.

Наши рекомендации