Психолого – акмеологическое сопровождение повышения эффективности профессионального психологического отбора военнослужащих

В соответствии со спецификой профессиональной деятельности военнослужащих мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

В целях повышения эффективности психологической диагностики кандидатов на военную службу нами был разработан надежный и валидный инструментарий, который может найти применение в практической деятельности психологов силовых структур. Проведенное нами исследование позволило выделить характеристики личности, необходимые для деятельности в силовых структурах. Так, для кандидатов на военную службу профессионально важными качествами являются: достаточный уровень общего интеллектуального развития; эмоциональная устойчивость; высокий уровень волевой регуляции поведения; внутренняя организованность; высокий уровень правосознания и нравственных убеждений; зрелость личности; адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха.Таким образом, профессиональная психологическая диагностика должна быть направлена преимущественно на изучение вышеперечисленных характеристик, так как именно они обеспечивают своевременное освоение специальности и последующую эффективность профессиональной деятельности кандидатов на военную службу.

Проведение успешного и эффективного отбора сотрудников на военную службу требует от специалистов разработки все новых методик диагностики, а так же совершенствование самой системы отбора. На данный момент существует множество различных опросников, тестов. Особенностью нашей программы диагностики является интегрирование разных теорий в единую теоретическую базу. Использование понятия личностные особенности как базовой характеристики позволяет нам учитывать как индивидуальные врожденные особенности, так и черты личности, сформированные под влиянием среды. Включение в программу понятия о мотивации способствует более эффективному прогнозированию успешности профессиональной деятельности, а также дает возможность оценивать уровень потенциала сотрудников. Для прогнозирования успешности профессиональной деятельности необходимо учитывать в том числе и наличие склонности к определенным видам деятельности, что обуславливает включение изучения профессиональных предпочтений в нашу программу.

Для совершенствования системы оценки уровня развития профессионально важных качеств у военнослужащих и сотрудников силовых структур была разработана программа психологической диагностики взаимосвязи между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональные предпочтения кандидатов на военную службу.

Диагностический инструментарий, разработанный и апробированный в дипломном исследовании может найти применение в практике психологической диагностики военнослужащих, а также в профессиональной подготовке и переподготовке практических психологов. Разработанная надежная и валидная программа психологической диагностики кандидатов на военную службу может быть использована для повышения эффективности профессионального отбора военнослужащих и сотрудников силовых структур, а так же в целях прогнозирования успешности их профессиональной деятельности и выявления потенциальных областей развития.

Выводы главы 2

На основе эмпирических данных подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями у кандидатов на военную службу. Были выявлены характеристики личности, присущие кандидатам в зависимости от склонности к определенному виду деятельности. Так, лица, имеющие склонность к работе в сфере «человек-армия, спорт», общительны, дисциплинированны, добросовестны, обладают хорошим самоконтролем, а также имеют высокие значения эмоциональной стабильности, адаптивности и социальной зрелости личности.

Гипотеза о гендерных различиях подтвердилась: в нашей выборке мужчины и женщины достоверно различаются по степени выраженности показателей психодиагностических методик. Мужчины более склонны к предпринимательской и технической деятельности, а также к работе в сфере«человек – армия, спорт». При этом для них характерностремление к получению материального вознаграждения, а также стремление к власти и влиятельности. Женщины в большей степени склонны к работе с людьми, к творческим видам деятельности и к работе с документами. В своей профессиональной деятельности они ориентированы на комфортные физические условия, на признание и одобрение со стороны коллег и руководства.

В результате проведения кластерного анализа были выявлены группы кандидатов на военную службу, отличающиеся по преобладающим мотивам профессиональной деятельности, а также по наличию склонности к определенному виду деятельности.

По результатам проведенного исследования даны рекомендации в целях повышения эффективности профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу.

Заключение

Необходимость как можно более успешно решать задачи по охране государственной безопасности требует от силовых ведомств совершенствования системы комплектования, в том числе, улучшения системы психологического отбора. Как известно, в рамках психологического отбора осуществляется оценка соответствия уровня развития необходимых психофизиологических, психологических и социально-психологических (индивидуальных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.

Успешность и эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от изначальной склонности человека к определенным видам деятельности, уровня развития у него профессионально важных качеств, а также от его мотивационной направленности. Интеграция этих трех понятий в одно поле для решения вопросов профессиональной деятельности позволяет нам проводить более эффективный профессиональный отбор кандидатов на военную службу, а также более успешно прогнозировать их дальнейшую деятельность.

С позиции рассмотренного нами интегративного похода в отечественной и зарубежной психологии человек рассматривается как интегральная индивидуальность, т.е. системное, многоуровневое, сложно взаимосвязанное образование, формирующееся в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Данные положения обуславливают необходимость целостного изучения личности кандидатов на военную службу в рамках проведения профессионального психологического отбора.

С целью изучения взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности, а также профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу нами была разработана программа акмеологической диагностики, которая включает шесть методик, разработанных и адаптированных М.Ю.Колосницыной для изучения личности военнослужащих: 1) Личностный опросник кандидата (ЛОК), 2) Мотивационная направленность личности (МНЛ), 3) Вербальные способности, 4) Числовые ряды, 5) Память на лесные пейзажи, 6) Профессиональные предпочтения. Апробация методик осуществлена на базе подразделений органов безопасности, а также при участии студентов московских ВУЗов. Все методики обладают достаточной для экспертной ситуации надежностью, валидностью и репрезентативностью.

Комплексное исследование взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу, проведенное на основании интеграции методологических принципов и подходов с помощью разработанной программы диагностики, позволило выявить сущностные признаки и структуру, а также содержательные аспекты проявления изучаемых феноменов.

Полученные эмпирические данные выявили взаимосвязь между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями кандидатов на военную службу, а также позволили определить гендерные различия по рассматриваемым характеристикам.

Полученные результаты могут быть использованы психологами силовых структур при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу, а также для подготовки и переподготовки практических психологов.

Список использованной литературы:

1. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 166 с.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.;

3. Анастази А., Урбина С. Психометрика: Введение / Пер. с англ.; Под ред. Батурина Н.А. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 445 с.

4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 360 с.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 — 158 с.

6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов// Учеб. пособие. - 3-е изд. М.: Смысл, 2007. - 528 с.

7. Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / О. А. Ахвердова, Т.В. Белых, Н.Н.Волоскова//, Учеб. Пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с.

8. Барри М. Стоу. Антология организационной психологии / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712 с.

9. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств/ А.В. Батаршев, И.Ю.Алексеева , Е.В.Майорова// 1-е изд.- 2007 г. – 192 с.

10. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. … канд. социол. наук / Батырева Мария Владимировна. – Тюмень, 2003. – 25 с.

11. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.

12. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 87-101.

13. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672с.

14. Борисова Е. М. Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

15. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации че­ловека.—М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с

16. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2.– С. 19 – 26.

17. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

18. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 752 с.

19. Дорфман Л.Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина// Методология и история психологии – 2008 - №3

20. Захарова Т. И., Гаврилова С. В. Мотивация трудовой деятельности: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. – 216 с.

21. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

23. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

24. Колосницына М.Ю. Современные психодиагностические методики в практике психологического отбора кадров – М.: «Печатный дом», 2012. – 286 с.

25. Колосницына М.Ю. НИР «Разработка комплекса психодиагностических методик для применения на ранних этапах изучения граждан, поступающих на военную службу по контракту в пограничные органы», шифр «Изумруд – 2013» (этапный). – М.: ЦНИЛ ПФПТ ФСБ России, 2014. – 155 с.

26. Колосницына М.Ю., Селезнева Е.В. Особенности интегральной индивидуальности у лиц опасных профессий // Акмеология - 2014 - №2- С. 101-115

27. Кочеткова О.П. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6

28. Кухарчук A. M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Минск: Народная асвета, 1976. – 128 с.

29. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психичес­кой активности. Программа исследования личности. –СПб.: Алетейя, 2001. – 192 с.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

31. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.– С. 57-66.

32. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

33. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 230 с.

34. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 77-105.

35. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

36. Мегедь В.В. Типы личности и профессия. Электронный ресурс «Динамическая соционика», 2014 г.

37. Мерлин В. С. Лекции по психологии моти­вов человека. — Пермь, 1971.

38. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под редакцией Е.А. Климова – М.: Изд-во Института прикладной психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 448 с.

39. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. – 1975. № 5. – С. 110 – 122.

40. Практикум по общей по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2002. – 560 с.

41. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 475 с.

42. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.

43. Резапкина Г.В. Акцентуации и выбор профессии. МПК: Статьи. 2011

44. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. 12 факторов. М.: Юнити-Дана, 2015. - 400 с.

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

46. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах. Утверждено приказом Министра обороны РФ от 26 января 2000 г № 50; Федеральный закон от 28.03.1998 года № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

47. Теории личности: познание человека. 3-е изд. / Под ред. С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2009 – 720 с.

48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.

49. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 719 с.

50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014 – 607 с.

51. Цветкова Н. А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2000.

52. Чебышева В. В. Классификация профессий и профориентация / В.В. Чебышева // Вопросы психологии – 1997. – № 4. – С. 143-148.

53. Чистякова С. Н., Захаров, Н. Н. Профессионал,ьная ориентация школьников: организация и управление. – М.: Педагогика, 1997. – 157 с.

54. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения.- М.: Логос, 2011. – 136 с.

55. Шупейко И. Г. Основы психологии и педагогики/ И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко – Минск: БГУИР, 2013. – 580 с.

56. Pichot A. Individualitе idetitе et universaitе // Le Mme et l´autre. Recherches sur l´individualitе dans les sciences de la vie. – Paris: Editions du centre national de la recherche scientifigue, 1986. P.31 – 58.

Приложение 1

Наши рекомендации