Iii. текущий и рубежный контроль.
I ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.Текущий контроль проводится по теме: «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям» на практическом занятие №3: «Анализ трудных коммуникативных ситуаций». Опрос проходит в письменной форме в виде экспресс-теста или в виде самостоятельной домашней работы. Работа выполняется на компьютере, шрифт 14, межстрочный интервал - одинарный. В работе должны отражаться знания по владению данной темы и использоваться материалы, представленные в следующей литературе: Горбунов, Геннадий Дмитриевич. Психопедагогика спорта: Учеб.пособие для вузов по направлению "032100 - Физ. культура" Издательство: Советский спорт, 2012 г. ISBN 978-5-9718-0572-4; Немов, Р.С. Общая психология [Текст]: [учеб. пособие] / Р. С. Немов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 304 с.: ил. - (Краткий курс). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-469-00944-3; Психология физической культуры и спорта [Текст]: учебник / под ред. А. В. Родионова. - М.: Академия, 2010. - 365, [1] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта.- Библиогр. с. 361. ISBN 978-5-7695-6833-6; Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте - учебное пособие. М: Человек, 2011; Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9718-0572-4; [Электронный ресурс] - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 210420.
Вопросы для опроса к первому текущему контролю (ТК-1):
1. Предмет психологии ФВ и спорта.
2. История развития психологии спорта.
3. Задачи и проблемы психологии спорта.
4. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
5. Уровни организации психики спортсмена.
6. Психическое перенапряжение и его признаки.
7. Динамика предсоревновательного и соревновательного психического напряжения.
8. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.
9. Психологическая подготовка спортсмена к тренировочному процессу.
10. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
11. Управление психическим состоянием спортсмена. Секундирование.
12. Принципы и правила спортивной психодиагностики.
13. Методы исследования психических процессов в спорте.
14. Исследование психических состояний в спорте.
15. Методы исследования личности в спорте.
16. Социально-психологические методы в спорте.
17. Психологические рекомендации спортсмену и тренеру.
18. Психологические особенности двигательного навыка.
Вопросы, предлагаемые для раскрытия темы, представлены в лекциях №№: 1 и 2. Аспиранты, не получившие положительную оценку за работу, но написавшие ее, отрабатывают данную тему устно, в часы консультаций преподавателя. За полное раскрытие темы и творческий подход, аспирант получает максимальное количество баллов – 5. Минимум за данный текущий контроль можно получить 0 баллов. Преподаватель проверяет и в случае неполного или неточного ответа задает дополнительные вопросы.
Варианты оценивания:
I ВАРИАНТ: Оценивание в процессе экспресс-диагностики.
Критерии оценивания:
5 баллов – если аспирант отвечает правильно на все пять вопросов;
4 балла – если аспирант отвечает правильно на четыре вопроса;
3 балла – если аспирант отвечает правильно на три вопроса;
2 балла – если аспирант отвечает правильно на два вопроса из предложенных.
0 баллов – если аспирант не отвечает правильно ни на один из поставленных
вопросов.
II ВАРИАНТ: Реферативная работа на тему: «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям».
Требования к работе:
1.В реферате следует:
1.1.Отразить цели и задачи психологической подготовки спортсмена.
1.2.Раскрыть содержание основных разделов психологической подготовки спортсмена, этапы, средства и методы психического воздействия.
1.3.Сформулировать критерии эффективности психологической подготовки спортсмена.
1.4.Написать заключение.
1.5.Отметить ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны.
По результатам написания реферата аспирант может набрать от 2 до 5.
Критерии оценки:
5 – показано свободное владение материалом и терминологией; демонстрируется умение выстраивать модели изучаемого явления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
4 – доказательно раскрыты основные положения изучаемого явления; четко и последовательно продемонстрирована сущность явления; недочеты в умение выстраивать модели изучаемого явления не значительны, которые аспирант исправляет самостоятельно;
3 – показано достаточное владение терминологией; допущены ошибки в осмыслении сущности и построении модели изучаемого явления, которые аспирант затрудняется исправить самостоятельно;
2 – логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых явлений и в построении модели изучаемого явления; отсутствуют выводы;
0 – реферат не написан.
II ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.Текущий контроль проводится по теме: «Психологические проблемы в спорте» на практическом занятие №9: «Ассертивность спортсмена». Второй текущий контроль проводится после прочтения лекций по стрессу, конфликтам и кризисам а спорте. Опрос проводится, так же как и первый текущий контроль в виде экспресс-теста или в форме письменной домашней работы. Вопросы, предлагаемые для раскрытия данной темы, представлены в лекциях №№: 3, 4, 5, а так же в разделе «Практические занятия» - темы №№: 4, 6, 7, 8, 9 данной учебной программы. Требования к работе, как и в первом текущем контроле. За полное раскрытие темы студент получает максимальное количество баллов – 8. Написание письменной работы по теме: «Коммуникативная культура спортсмена» (ТК-2).
Аспирантам предлагается ознакомиться с конфликтными, кризисными и стрессовыми ситуациями в спорте. Работа направлена на самопознание и самообучение новым или ранее мало используемым стратегиям поведения в экстремальных спортивных ситуациях. А также, актуализация полученных ранее знаний на лекциях.
Следует использовать материалы, представленные в следующей литературе: Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров - Москва: Per Se, 2006. – 523 с.; Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М. : МГУ, 1984. - 85 с.; Загайнов Р.С. «Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): Автореф. Дисс. докт. психол. наук. - СПб, 1992; Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 368 с.; Мей, Ролло. Проблема тревоги / Р. Мей. - М.: Просвещение, 2001.- 237с.; Мильман, В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте: Сб. научных статей / сост. Ю.Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288с.; Петров, С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения / Петров Сергей Иванович: дис. ... канд. психол. наук. С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 216 с.; Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов»: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000; Селье, Г. Стресс жизни / Г. Селье // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельчснок. МН.: Хзрвест. М.: АСТ, 2000. - С. 6-38; Селье, Г. Стресс без дисстресса./ Г. Селье.- М.:Прогресс,1979.-231 с.; Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. учеб.пособие М. : Академ. Проект, Триста, 2005. - 128 с.; Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова; Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.; Сулейманов, И.И. Основы спортивной конфликтологии: [Моногр.] / И. И. Сулейманов; СибГАФК. - Омск: СибГАФК, 1997. - 344с.: ил. - ISBN S-7065-0204-8; Рутман, Э. М. Как преодолеть стресс / М. Рутман. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 234 с.; Шихи Г. «Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. - СПб.: «Ювента», 1999; Эрик Г. Эриксон.- «Детство и общество». - Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. - СПб.: Ленато, АСТ , Фонд «Университетская книга». 1996.
Вопросы к первому текущему контролю (ТК-2):
1.Стресс. Теории стресса.
2.Стресс. Виды и формы стресса.
3. Психологические основы конфликтологии.
4. Классификация конфликтов.
5. Структура, динамика и типология конфликтов.
6. Способы разрешения конфликтов.
Аспиранты, не получившие положительную оценку за работу, но написавшие ее, отрабатывают данную тему устно, в часы консультаций преподавателя. За полное раскрытие темы и творческий подход, аспирант получает максимальное количество баллов – 5. Минимум за данный текущий контроль можно получить 0 баллов. Преподаватель проверяет и в случае неполного или неточного ответа задает дополнительные вопросы.
Варианты оценивания:
I ВАРИАНТ: Оценивание в процессе экспресс-диагностики.
Критерии оценивания:
5 баллов – если аспирант отвечает правильно на все пять вопросов;
4 балла – если аспирант отвечает правильно на четыре вопроса;
3 балла – если аспирант отвечает правильно на три вопроса;
2 балла – если аспирант отвечает правильно на два вопроса из предложенных.
0 баллов – если аспирант не отвечает правильно ни на один из поставленных
вопросов.
II ВАРИАНТ: Реферативная работа на тему: «Психологические проблемы в спорте».
Требования к работе:
1.В реферате следует:
1.1.Отразить основные психологические проблемы спортсмена.
1.2.Раскрыть основные теории стресса, виды и формы стресса в спорте.
1.3. Проанализировать основы конфликтологии в спорте. Дать классификацию конфликтов. Раскрыть структуру, динамику и типологию конфликтов. Стратегии, техники и методы разрешения конфликтов в спорте.
1.4.Написать заключение.
1.5.Отметить ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны.
По результатам написания реферата студент может набрать от 2 до 5.
Критерии оценки:
5 – показано свободное владение материалом и терминологией; демонстрируется умение выстраивать модели изучаемого явления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
4 – доказательно раскрыты основные положения изучаемого явления; четко и последовательно продемонстрирована сущность явления; недочеты в умение выстраивать модели изучаемого явления не значительны, которые аспирант исправляет самостоятельно;
3 – показано достаточное владение терминологией; допущены ошибки в осмыслении сущности и построении модели изучаемого явления, которые аспирант затрудняется исправить самостоятельно;
2 – логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых явлений и в построении модели изучаемого явления; отсутствуют выводы;
0 – реферат не написан.
III ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.Текущий контроль проводится по теме: «Зарубежные и отечественные теории личности спортсмена» на практическом занятие №10: «Психодиагностика «Я – концепции». Третий контроль проводится по темам: «Современные теории личности», «Вопросы возрастной психологии. Психологический портрет школьника», «Личность спортсмена», «Психологические основы обучения спортсмена», «Темперамент, характер и способности спортсмена», «Вопросы социальной психологии». Опрос проводится аналогично первым двум, с такими же требованиями. Вопросы к опросу в разделе «Лекции» - темы №№: 6, 7, 8, 9, а так же в разделе «Практические занятия» - темы №№:10, 11, 12, 13, 14 данной учебной программы. За полное раскрытие темы студент получает максимальное количество баллов – 8.
Аспирантам предлагается ознакомиться с теориями личности, с вопросами возрастной психологии, с понятиями личность, темперамент, характер, способности спортсмена, психологическими основами обучения спортсмена» и с вопросами социальной психологии в спорте. Работа направлена на самопознание и самообучение новым или ранее мало изученными вопросами психологии спорта.
Следует использовать материалы, представленные в следующей литературе: Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001. - 454с. : ил. - (Учебник нового века). - ISBN 5-272-00237-7; Кречмер Э. Строение тела и характер // Субъект деятельности /Хрестоматия по общей психологии. Вып. П. - М.: Российское психологическое общество 2000; Кречмер Э. Строения тела и характер. - М.: Госиздат, 1924; Крэйн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крэйн. - 5-е международ.изд. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 509с. : ил. - (Психология-BEST). - ISBN 5-93878-050-0. - ISBN 0-13-955402-5(англ.); Лозовая Г.В. Общая и возрастная психология: конспект лекций / Г. В. Лозовая, А. Н. Николаев; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : Б.и., 2001. - 52 с. - ISBN 5-7065-0357-5; Небылицын В.Д. О структуре основных свойств нервной системы // Вопросы психологии. 1963, №4; Общая и спортивная психология: [Учебник для высш.физкульт.учеб.заведений]. Ч.1: Основы общей психологии / СибГАФК. - Омск, 2000. - 175с.; Общая и спортивная психология: [Учебник для высш.физкульт.учеб.заведений]. Ч.2: Основы спортивной психологии / СибГАФК. - Омск, 2000. - 191с.; Филатов, Ф.Р. Общая психология: Учеб.пособие / Ф. Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 446с. - (Высший балл). - ISBN 5-222-02854-2; Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост.А.А.Реан. - СПб. : Питер, 2000. - 316с. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-272-00143-5; Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост.Л.В.Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - 480с. - (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-8046-0170-9.
Вопросы к третьему текущему контролю (ТК-3):
1.Понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность.
2.Личность. Структура личности.
3.Личность. Зарубежные и отечественные теории личности.
4.Темперамент. Физиологические и психологические свойства темперамента.
5.Характер.
6.Способности.
7. Понятие о психологии развития.
8. Теории психического развития.
9. Закономерности и факторы психического развития.
10. Основные понятия: ведущая деятельность, новообразование и социальная
ситуация.
11. Психические кризисы развития.
12. Сенситивные периоды в развитии психики школьников.
13. Психологические особенности развития младшего школьника.
14. Психологические особенности развития подростка.
15. Психологические особенности развития детей старшего школьного возраста.
16. Человек как субъект и объект обучения.
17. Виды, механизмы и факторы научения.
18. Теории учебной деятельности.
19. Психология групп и спортивных коллективов. Классификация групп.
20. Динамические процессы в малых группах. Конформность. Руководство и
лидерство. Сплоченность и совместимость.
Варианты оценивания:
I ВАРИАНТ: Оценивание в процессе экспресс-диагностики.
Критерии оценивания:
5 баллов – если аспирант отвечает правильно на все пять вопросов;
4 балла – если аспирант отвечает правильно на четыре вопроса;
3 балла – если аспирант отвечает правильно на три вопроса;
2 балла – если аспирант отвечает правильно на два вопроса из предложенных.
0 баллов – если аспирант не отвечает правильно ни на один из поставленных
вопросов.
II ВАРИАНТ: Реферативная работа на тему: «Зарубежные и отечественные теории личности спортсмена».
Требования к работе:
1.В реферате следует:
1.1.Отразить основные зарубежные и отечественные теории личности.
1.2.Раскрыть структуру личности спортсмена по материалам зарубежных и отечественных теорий личности, раскрыть психологические свойства темперамента, характера спортсмена и проанализировать спортивные способности.
1.3. Дать анализ различных теорий психического развития.
1.4. Написать заключение.
1.5.Отметить ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны.
По результатам написания реферата аспирант может набрать от 2 до 5.
Критерии оценки:
5 – показано свободное владение материалом и терминологией; демонстрируется умение выстраивать модели изучаемого явления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
4 – доказательно раскрыты основные положения изучаемого явления; четко и последовательно продемонстрирована сущность явления; недочеты в умение выстраивать модели изучаемого явления не значительны, которые аспирант исправляет самостоятельно;
3 – показано достаточное владение терминологией; допущены ошибки в осмыслении сущности и построении модели изучаемого явления, которые аспирант затрудняется исправить самостоятельно;
2 – логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых явлений и в построении модели изучаемого явления; отсутствуют выводы;
0 – реферат не написан.
Аспиранты, не получившие положительную оценку за работу, но написавшие ее, отрабатывают данную тему устно, в часы консультаций преподавателя. За полное раскрытие темы и творческий подход, аспирант получает максимальное количество баллов – 5. Минимум за данный текущий контроль можно получить 0 балла. Преподаватель проверяет и в случае неполного или неточного ответа задает дополнительные вопросы.
IV ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.Текущий контроль проводится по теме: «Работа спортивного психолога» на практическом занятие №14: «Методы консультирования в спорте». Четвертый текущий контроль проводится в виде письменного опроса (экспресс-тест) на практическом занятии. Студенты готовятся по практическим занятиям №№: 10, 11, 12, 13, 14. Вопросы и список литературы представлены в учебной программе. За полное раскрытие темы студент получает максимальное количество баллов – 8.
Следует использовать материалы, представленные в следующей литературе: Горбунов, Геннадий Дмитриевич. Психопедагогика спорта: Учеб.пособие для вузов по направлению "032100 - Физ. культура" Издательство: Советский спорт, 2012 г. ISBN 978-5-9718-0572-4; Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею!: Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. - М.: КСП, Ин-т психол.РАН, 1997. - 224с. - ISBN 5-88694-036-7. - ISBN 5-201-02228-6; Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. М.,1999; Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд., стереотипное. М., 2000; Михальчук, Н.О. Основы психологии педагогического общения: учебное пособие / Н. О. Михальчук, В. И. Носков, О. В. Носкова; М-во образования и науки Украины, Донецкий ин-т управления; под ред. В.И. Носкова. - Донецк: [б. и.], 2004. - 144 с. - Библиогр.: с. 126-139; Практикум по спортивной психологии / Под ред.И.П.Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 285с.: ил. - (Практикум по психологии). - ISBN 5-94723-107-7; Практические занятия по психологии педагогического общения: Учеб. - метод.пособие / СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта; Каф. психол. им.А.Ц.Пуни; Науч. ред.А.Н. Николаев. - СПб., 1999. - 42с. - ISBN 5-7065-0326-5; Роджерс К. Консультирование и психотерапия. новейшие подходы в области практической работы: монография. пер.с англ. М., 1999; Розин В. М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт: Учебное пособие. М., 1995; Рудестам К. Групповая психотерапия. психокоррекционные группы: теория и практика / пер. с англ. общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. М., 1990; Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2003. - 286 с. - (Мастера психологии). - Библ.: с. 259-277. - ISBN 0-321-01147-3.
Примерные вопросы по текущему контролю (ТК-4). Тема: «Работа спортивного психолога».
1.Психологическая защита спортсмена.
2.Феномен психологической защиты.
3.Концепции психологической защиты.
4.Виды психологической защиты.
5.Позитивные и негативные аспекты защиты.
6.Методы психорегуляции в спорте.
7.Методы релаксации в спорте.
8.Вербально-музыкальная психорегуляция.
9.Методы мобилизации психики в спорте.
10.Психология преодоления в спорте.
11.Сущность процесса преодоления в спорте.
12.Воля как свобода, сила и мотивация.
13.Когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты процесса преодоления.
14.Структура волевых качеств спортсмена.
15.Социально-психологический тренинг в спорте.
16.Виды СПТ в спорте.
17.Принципы и правила проведения СПТ со спортсменами.
18.Классификация психологических игр и упражнений в спорте.
19.Методика организации СПТ со спортсменами.
20.Психологическое консультирование в спорте.
21.Виды психологического консультирования.
22.Теории и принципы психологического консультирования.
Варианты оценивания:
I ВАРИАНТ: Оценивание в процессе экспресс-диагностики.
Критерии оценивания:
5 баллов – если аспирант отвечает правильно на все пять вопросов;
4 балла – если аспирант отвечает правильно на четыре вопроса;
3 балла – если аспирант отвечает правильно на три вопроса;
2 балла – если аспирант отвечает правильно на два вопроса из предложенных.
0 баллов – если аспирант не отвечает правильно ни на один из поставленных
вопросов.
II ВАРИАНТ: Реферативная работа на тему: «Работа спортивного психолога».
Требования к работе:
1.В реферате следует:
1.1.Отразить методы психорегуляции в спорте, техники релаксации в спорте, виды вербально-музыкальной психорегуляции и методы мобилизации психики в спорте.
1.2.Раскрыть структуру психологической защиты спортсмена. Проанализировать феномен психологической защиты. Продемонстрировать знание основных концепций психологической защиты, дать классификацию различных видов психологической защиты. Отразить позитивные и негативные аспекты защиты.
1.3. Отразить основные теории психологического консультирования. Дать анализ различных видов психологического консультирования в спорте. Раскрыть принципы и правила проведения социально-психологического тренинга в спорте.
1.4. Дать классификацию психологических игр и упражнений в спорте. Методика организации СПТ со спортсменами.
1.5. Написать заключение.
1.6. Отметить ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны.
По результатам написания реферата аспирант может набрать от 2 до 5.
Критерии оценки:
5 – показано свободное владение материалом и терминологией; демонстрируется умение выстраивать модели изучаемого явления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
4 – доказательно раскрыты основные положения изучаемого явления; четко и последовательно продемонстрирована сущность явления; недочеты в умение выстраивать модели изучаемого явления не значительны, которые аспирант исправляет самостоятельно;
3 – показано достаточное владение терминологией; допущены ошибки в осмыслении сущности и построении модели изучаемого явления, которые аспирант затрудняется исправить самостоятельно;
2 – логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых явлений и в построении модели изучаемого явления; отсутствуют выводы;
0 – реферат не написан.
Аспиранты, не получившие положительную оценку за работу, но написавшие ее, отрабатывают данную тему устно, в часы консультаций преподавателя. За полное раскрытие темы и творческий подход, аспирант получает максимальное количество баллов – 5. Минимум за данный текущий контроль можно получить 0 балла. Преподаватель проверяет и в случае неполного или неточного ответа задает дополнительные вопросы.
V ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.Текущий контроль проводится по теме: «Коммуникативная культура спортсмена» на практическом занятие №17: «Методы психического воздействия в спорте». Пятый текущий контроль проводится в виде письменного опроса (экспресс-тест) на практическом занятии. Студенты готовятся по практических занятиях №№ 11, 12, 13, 14 и лекции №№: 10. Вопросы и список литературы представлены в разделе «Темы самостоятельной работы студентов» темы: 2, 9, 10, 11, 12. За полное раскрытие темы студент получает максимальное количество баллов – 8. Опрос проводятся аудиторно. Вопросы задаются по пройденному материалу. Оптимально каждому студенту задать по два вопроса.
Следует использовать материалы, представленные в следующей литературе: Горбунов, Геннадий Дмитриевич. Психопедагогика спорта: Учеб.пособие для вузов по направлению "032100 - Физ. культура" Издательство: Советский спорт, 2012 г. ISBN 978-5-9718-0572-4; Акулинин А.Ю. Психологическое воздействие в условиях преступного посягательства. —Липецк, 1997; Артемов В..Л. Правда о неправде. Критические очерки по империалистической антисоветской пропаганде 70-х годов. — М.: Искусство, 1979; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000; Ковалев Г.А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. - Рязань.1995; Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии № 3.1987; Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научи, тр.: АПН СССР. НИИ общей и педагогической психол. — М., 1989; Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. — Меж. вуз. сб. - Иванове, 1982; Проблемы психологического воздействия: Межвузовский сборник научных трудов. — Иванове, 1979; Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999.
Примерные вопросы по теме: «Коммуникативная культура спортсмена»:
1. Общение. Формы, функции и стороны общения.
2. Общение. Психологический анализ коммуникативного процесса.
3.Техника контакта.
4. Общение. Виды вербализации.
5. Общение. Техники ведения беседы.
6. Общение. Техники аргументации.
7. Коммуникативные методы воздействия в спорте.
8.Теоретические основы психического воздействия.
9.Классификация методов психического воздействия.
10.Стратегия и тактики психического воздействия.
11.Убеждения и внушения как основные методы воздействия.
12.Гипноз, аутогенная тренировка и другие методы воздействия.
13.Техники работы с переживаниями.
14.Техники работы с образами спортсменов.
15.Техники работы со сновидениями.
16.Техники арт-терапии в спорте.
Варианты оценивания:
I ВАРИАНТ: Оценивание в процессе экспресс-диагностики.
Критерии оценивания:
5 баллов – если аспирант отвечает правильно на все пять вопросов;
4 балла – если аспирант отвечает правильно на четыре вопроса;
3 балла – если аспирант отвечает правильно на три вопроса;
2 балла – если аспирант отвечает правильно на два вопроса из предложенных.
0 баллов – если аспирант не отвечает правильно ни на один из поставленных
вопросов.
II ВАРИАНТ: Реферативная работа на тему: «Коммуникативная культура спортсмена».
Требования к работе:
1.В реферате следует:
1.1.Отразить основные положения коммуникативной компетентности спортсмена.
1.2.Раскрыть основные разделы общения, виды общения, структуру коммуникативного процесса, функции и методы коммуникативного воздействия.
1.3.Сформулировать критерии эффективной коммуникации в спорте.
1.4.Написать заключение.
1.5.Отметить ссылки на авторов изученных работ и их соответствие списку литературы обязательны.
По результатам написания реферата студент может набрать от 2 до 5.
Критерии оценки:
5 – показано свободное владение материалом и терминологией; демонстрируется умение выстраивать модели изучаемого явления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
4 – доказательно раскрыты основные положения изучаемого явления; четко и последовательно продемонстрирована сущность явления; недочеты в умение выстраивать модели изучаемого явления не значительны, которые аспирант исправляет самостоятельно;
3 – показано достаточное владение терминологией; допущены ошибки в осмыслении сущности и построении модели изучаемого явления, которые аспирант затрудняется исправить самостоятельно;
2 – логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения; допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых явлений и в построении модели изучаемого явления; отсутствуют выводы;
0 – реферат не написан.
Аспиранты, не получившие положительную оценку за работу, но написавшие ее, отрабатывают данную тему устно, в часы консультаций преподавателя. Преподаватель проверяет и в случае неполного или неточного ответа задает дополнительные вопросы.
Текущая аттестация. Информация о видах текущей аттестации и ее оценочных средствах дана ниже. Здесь же отметим, что в случае сомнения в отношении выставления баллов за выполнение задания следует руководствоваться принципом «в пользу аспиранта». В случае пропуска по уважительной причине аспирант может текущие контроли сдать позднее, но только в рамках курса.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ.
I рубежный контроль проводится по вопросам к зачету в виде устного опроса на практическом занятии. Тема опроса на I рубежным контроле – «Психологическое обеспечение в спорте» (кафедральный опрос)». Аспиранты готовятся по лекционному материалу. Вопросы и список литературы представлены в рабочей программе и в лекциях. За полный ответ аспирант получает максимальное количество баллов – 5. Минимум за данный рубежный контроль можно получить 0 баллов.
II рубежный контроль проводится по тестам РП. Аспиранты готовятся по всем темам практических занятий и лекционному материалу. Вопросы и список литературы представлены в разделе «Темы самостоятельной работы аспирантов», «Темы учебной программы», а так же в разделе «Практические занятия». За полный ответ на вопросы аспирант получает максимальное количество баллов – 5.
Рубежные контроли не пересдаются и являются обязательными для аспирантов. Оценочные средства представлены ниже. Рубежный контроль УМУ предполагает стандартную процедуру. Форма контроля – тестирование.
Инструкция: «Тест-билет включает в себя 16 вопросов по трем темам: «Введение в современную психологию физической культуры и спорта», «Психологические проблемы в спорте» и «Прикладная спортивная психология». По каждому вопросу предлагается четыре варианта ответа, лишь один из которых является правильным.
Промежуточная аттестация предусмотрена в виде зачета. Итоговый контроль (зачет) проводится по окончании изучения дисциплины. Максимальное количество баллов за итоговый контроль (зачет) – 5. Оценивается полнота ответа аспиранта и владение учебным материалом.
Во всех видах контроля оценивается полнота ответа аспиранта и владение учебным материалом. Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе практических занятий, которые согласно тематическому плану соответствуют разделам лекционного курса.
Практические занятия предполагают активное участие аспирантов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего аспиранты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к практическим занятиям аспирантам следует использовать не только основную, но и желательно дополнительную литературу по теме.
IV. Самостоятельная работа аспирантов. Помимо обязательных занятий, проводимым под контролем преподавателя, предполагается самостоятельное изучение аспирантами всего программного материала курса «Актуальные проблемы психологии физической культуры и спорта», ознакомление с основной и дополнительной литературой, освоение рекомендованных психологических техник, овладение необходимыми умениями и навыками. Самостоятельная работа аспирантов может осуществляться в форме выполнения домашних заданий, составления конспектов, написания контрольных работ.
В результате проведения лекционных, практических и самостоятельных занятий аспиранты должны знать: предмет, методы и систему ключевых понятий по актуальным проблемам психологии физической культуры и спорта; основные концепции современной отечественной и зарубежной спортивной психологии; особенности функционирования психики спортсмена в условиях экстремальной спортивной деятельности; применять психодиагностические методики к спортсмену; применять методы психического воздействия с целью подготовки спортсмена к соревнованиям; осуществлять необходимую психологическую помощь спортсменам; учитывать закономерности развития психических свойств у спортсменов; знать основные механизмы работы психических процессов, механизмы управления психическими состояниями, методы регуляции психических состояний, закономерности психического развития, управление конфликтами и выходы из них; уметь анализировать получаемые данные исследования и использовать их в практической деятельности, а так же использовать свои знания в общении и руководстве людьми различного возраста.