Типовые логистические функции
· что закупить;
· у кого закупить;
· сколько закупить;
· на каких условиях.
Поставляемая продукция в зависимости от вида деятельности компании.
В списке вопросов созвучно с «Особенности процедуры закупки для различных сфер бизнеса.»
Сначала целесообразно рассказать о номенклатуре закупаемых ресурсов:
- Основные фонды (средства) производственного и непроизводственного назначения: здания, сооружения, силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструмент и прочие фонды, на которые начисляется амортизация.
- Материальные ресурсы (МР) и услуги производственного назначения: сырье и материалы, полуфабрикаты, сборочные единицы, компоненты и комплектующие для сборки (изготовления) ГП, топливо и энергия на основные производственные нужды, промышленная тара и пр.
- МР и услуги непроизводственного назначения: продукты типа MRO (Maintenance, Repairs and Operations) – расходные материалы жизнеобеспечения.
- Готовая продукция для перепродажи: товары широкого потребления (FMCG – Fast Moving Consumer Goods).
Далее непосредственоо про сферы бизнса:
Производственное и непроизводственное снабжение
Дальше необязательно, на мой взгляд:
Промышленные предприятия
Логистика в области закупок МР для произв. нужд направлена на улучшение взаимоотношений с поставщиками и повышение качества закупаемых товаров, на снижение издержек и времени на транспортировку МР, на повышение эффективности управления матер. потоком и на достижение целей по производству высококачеств. продуктов по конкурентоспособным ценам.
Поставщики играют важную роль в процессах управления себестоимостью производимой продукции. В частности, обе стороны (поставщик и промышл. фирма) должны четко взаимодействовать при разработке различных программ ценообразования.
Данное взаимодействие включает в себя:
1) тщательную проработку решений о собственном производстве или закупке комплектующих изделий;
2) переопределение условий оплаты;
3) установление оптовых скидок;
4) проведение научного функционально-стоимостного анализа;
5) определение возможности замены сырья, материалов, комплектующих;
6) изменения в произв. процессах, технологии изготовления;
7) снижения уровня отходов производства и их утилизацию;
8) консолидирование заказов на закупки МР.
Служба закупок промышленного предприятия планирует, контролирует, регулирует и осуществляет такие операции, как закупка, транспортировка, складская грузопереработка, управление запасами и т.д., которые связанные с обеспечением производства сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и изделиями.
Непроизводственная деятельность характеризуется сбором и переработкой информации о матер. ресурсах и принятием на этой основе решений. Поэтому снабженческая деятельность представляет по сути управленческий процесс, который в общей системе управления предприятием выделяется в особую функцию управления.
Цель управления закупочной деятельностью в промышл. компании – достижение обеспеченности всех производственных, обслуживающих и других подразделений материальными ресурсами в фиксированных условиях их потребления с наименьшими затратами.
Торговые компании
Данные компании закупают товары для последующей перепродажи промышленным фирмам, оптовым компаниям, предприятиям розничной торговли или населению. Покупка для перепродажи имеет свои особенности по сравнению с закупкой промышл. компанией продукции для произ. нужд.
Рассмотрим ее на примере организации управления закупками дистрибьютора алкоголя.
Основной ассортимент – элитные сорта вин и пива.
Осн. функции отдела закупок:
- принятие решения о закупках;
- оформление заказа поставщикам;
- заказ акцизных марок;
- заказ перевозки транспортной компании;
- таможенная очистка.
Процесс закупки и доставки начинается с принятия решения о закупке. Закупки осуществляются у крупных зарубежных производителей. Ежемесячно коммерческий отдел и отдел продаж предоставляют планы продаж по каждой товарной позиции на 5 месяцев вперед.
При принятии решения о закупке руководитель отдела закупок руководствуется требованиями обеспечения запаса каждой товарной позиции на срок на 2 месяца.
Алгоритм принятия решения в модели закупок заключаетсяв подборе такой величины заказываемого товара, которая в сумме с остатком товара на складе, товаров в пути, товаров на таможне и товаров, уже заказанным ранее, за минусом планируемого объема продаж за 5 месяцев обеспечит существование минимум 2-х месячного запаса товара после окончания 5-месячного периода.
Подбор заказа осуществляется вручную по каждой товарной позиции в специально разработанной форме таблицы эксель. Кол-во заказанного товара учитывается по каждому сделанному заказу по каждой позиции.
Процедура оформления заказа поставщикам заключается в согласовании с поставщиком заказа, определении точного кол-ва и цены товара. Заказы на поставку товара необходимо формировать в общей инфо-системе компании!
При покупке акцизных марок определяется оптимальное число марок и для каждой категории спиртных напитков подготавливается «Заявление на покупку марок».
Но может возникнуть сложность, так как при использовании экселя затруднительно проследить статус выполнения заявки, к тому же информация локализируется на уровне начальника отдела закупок.
Решение этих проблем менеджеры отдела закупок нашли в следующем: кол-во товара, которое необходимо заказать, решено вводить в инфо-систему силами сотрудников коммерческого отдела; кол-во заказываемого товара при этом рассчитывается автоматически. Решение о закупках принимается на основе отчета «Планирование закупок», который показывает остаток товара на основе данных инфо-системы о кол-ве имеющегося товара (на складе, в пути, нерастаможенного) и плана продаж.