Становление психологии управления в России
Развитие нового направления — психотехники — было отмечено на рубеже ХIХ—ХХ вв. и в России.
Еще в середине ХIХ в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов; подобными вопросами занимался и В.М. Бехтерев, уделявший особое внимание проблеме психических состояний в труде, мотивации труда.
Однако подлинный расцвет психотехнического направления в России относится к периоду после 1917 г. В 1921 г. в Москве был создан Центральный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гастев (1882—1941), активный участник революционного движения в России, известный также и как поэт. В книге «Как надо работать» (1921), неоднократно переиздававшейся, он писал, что, поскольку человек проводит на работе лучшую часть своей жизни, нужно научиться так работать, чтобы работа была легкой и чтобы она была постоянной жизненной школой.
Другим энтузиастом НОТ и управления был Платон Михайлович Керженцев (1881—1940) — видный советский государственный и общественный деятель, автор ряда книг, посвященных проблемам организации труда и управления. Он постоянно подчеркивал, что самое главное в жизни — научиться работать и приучать себя работать добросовестно, производительно, творчески, проявляя инициативу в деле улучшения результатов труда, не быть простым исполнителем директив или воли начальства.
Явления неорганизованности, бесхозяйственности должны быть устранены как возможно скорее. Важнейшей задачей хозяйственников должно стать, по его мнению, устранение организационной безграмотности, ошибок в работе внутризаводского транспорта, устройство освещения, размещение оборудования, установление элементарных норм работы, правильного учета и т.п.
Если Гастев в своих исследованиях главный упор делал на проблемах научной организации исполнительского труда, то Керженцев концентрировал усилия на вопросах рационализации управления.
Институты труда вскоре были созданы в Киеве и других крупных городах страны. В 1931 г. в Москве состоялась международная психотехническая конференция.
Прикладная психологическая проблематика, которая активно разрабатывалась в это время, включала в себя исследование состояний личности в трудовом процессе, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, подготовку соответствующих профессиональных тестов и т.п.
Однако исследовательское направление психологии труда и управления вошло в противоречие с господствующей в то время в стране идеологией. Научное направление, где центром внимания являлась свободная, творческая личность, не согласовывалось с государственной установкой на формирование человека только как винтика тоталитарной государственной системы. С 1936 г. началась резкая критика психотехники со стороны высших партийных и государственных органов, многие специалисты по психологии труда и управления были репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой деятельности было при- остановлено, а научный информационный обмен с зарубежными учеными прерван.
Однако начиная с 1960 г. в связи с некоторыми изменениями политической ситуации в стране исследования психологии труда и психологии управления вновь возобновились. Особое внимание стало уделяться проблемам мотивации трудового процесса, управления трудовой деятельностью.
1.2.5. Современная теория и практика менеджмента о роли психологического фактора в повышении эффективности производства
Используя базовые положения психотехники, концепции человеческих отношений, разработанные в Западной Европе, США и России, современная теория управления обязательно включает в той или иной форме в качестве одного из основных профессиональных требований к менеджеру овладение искусством воздействия как на психику отдельного работника, так и на морально-психологический климат группы, организации.
По мере расширения практики применения теории человеческих отношений в различных странах появились два метода ее использования: восточный (или японский) и западный (или американский).
Японский вариант стал образцом использования теории человеческих отношений с опорой преимущественно на групповую психологию. Его специфика состоит в исключительном внимании к формированию у работников фирмы чувства «единой семьи».
Американский вариант представляет собой попытку реализовать концепцию человеческих отношений в соответствии с западной системой ценностей, на основе индивидуального подхода к каждому отдельному работнику.
Но в обоих случаях обнаружилось, что использование психологических факторов, особенно с учетом конкретных условий и национальных особенностей, является мощным средством повышения эффективности производства.
С переходом к рыночной экономике богатый международный опыт применения психологических инструментов в управленческой деятельности стал использоваться и в России. Появилась новая генерация менеджеров, которые не сводят свою деятельность только к внешней стороне производства, к контролю за качеством продукции или предоставляемых услуг, а стремятся поддерживать высокий уровень взаимоотношений в организации, создают возможности для проявления работниками своих творческих возможностей, успешно разрешают возникающие конфликты.
Однако укреплению этих положительных тенденций препятствует исторически сложившаяся в России модель управления, основная цель которой не развитие производства, а перманентное распределение и перераспределение собственности. Новейшим социальным продуктом этой системы стали так называемые рейдеры, которые продолжают политику перераспределения собственности, только уже путем не скрытых махинаций, а открытых силовых захватов предприятий, включая даже крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Однако все эти крайне неблагоприятные условия все же не дают оснований для отказа от использования международного опыта оздоровления экономической и социальной жизни, и особенно — для отказа от психологических средств такого оздоровления.
Именно на это нацеливает нас современная теория и практика менеджмента, который вобрал в себя все достижения исторически сложившихся школ управления: научной организации труда Ф. Тейлора, административной школы М. Вебера, теории человеческих отношений д. Мейо, достижений русской школы НОТ 1920—30 гг. Главными постулатами современного менеджмента стали следующие положения:
• человека на работе мотивируют не только деньги;
• формирующиеся в организациях нормы поведения, корпоративная культура являются важнейшим резервом повышения эффективности производства;
• важнейшим условием хорошего психологического климата является информированность людей, командная работа;
• руководящая деятельность требует не только технических, но и психологических знаний и навыков.
ГЛАВА 2.