Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь 8 страница
«В день 9 Ик` 10 числа месяца Моль случилось взятие К`авииля, тому была причиной Госпожа Луна, 7 … и 12 … . В день 13 Ок 18 числа месяца Во` девятикратно усилилась Белокостная Первая Сколопендра, дух-спутник К`авииля, (когда) его взял божественный Болон Окте, это произошло в Белом …наль, там был создан первый К`авииль».
Сообщение повторяется как подпись к сцене передачи К`авииля душе Кан Балама ІІ:
«В день 13 Ок 18 числа месяца Во` девятикратно усилилась Белокостная Первая Сколопендра, дух-спутник К`авииля, причиною тому был божественный Болон Окте, это произошло на севере».
Текст открывает широкий простор для догадок о смысле получения К`авииля душой умершего в потустороннем мире (кроме панели из Храма XIV подобное событие изображено на великолепной Думбартон-Оксской панели №2, следовательно, по крайней мере в Паленке, ему придавалось некое особо важное значение), о связи с этим духа-спутника паленкских царей Белокостной Первой Сколопендры (на керамике она представлена в виде двуглавого змеиного скелета с головами сколопендры) и об аналогиях между получением К`авииля душой усопшего владыки и «взятием К`авииля» в коронационном ритуале майяских царей. Возможно, К`авииль считался хозяином духов-спутников (поэтому употреблена притяжательная конструкция «дух-спутник К`авииля», то есть «принадлежащий К`авиилю») Но о Болон Окте мы узнаем только, что он относится к поколению незапамятно древних богов и, возможно, является сыном Госпожи Луны.
Впрочем, из надписи на знаменитой «Вазе с кроликом» (Kerr1398) следует, что в день 13 Ок 18 Во` Болон Окте участвовал в получении магических предметов разными богами, в частности, Черный Бог Грозы («Бог L») получил тогда свой головной убор – шляпу с листьями агавы и орлом.
«В день 13 Ок 18 числа месяца Во` … я получил мой головной убор с филином, его сопровождал Болон Окте божественный, это случилось в Сак Асналь, в Хо Никте»
Более определенные сведения о Болон Окте содержат практически одинаковые надписи на двух великолепных расписных сосудах: «Вазе с семью богами» (Kerr 2796) и «Вазе с одиннадцатью богами» (Kerr 7750).
«В день 4 Ахав 8 Кумк`у собрались Черный …тан, бог горний, бог дольний, бог Болон Окте, бог один из Трех Близнецов, бог Халан Теч, бог Ягуаровый Гребец».
При сравнении надписи со сценой на «Вазе с семью богами» трудно определить, как порядок перечисления персонажей соотносится с порядком изображения в сцене: Ягуаровый Гребец, названный седьмым, изображен справа в верхнем ряду, «Один из Трех Близнецов» (так называемый бог GI), перечисленный пятым, представлен средним в нижнем ряду. Возможно, порядок размещения персонажей в сцене таков:
Тогда Болон Окте представляет средняя фигура в верхнем ряду. Д.Дюттинг опознает ее как «Патрона месяца Паш» [5, p.157], то есть божество – олицетворенный корень мирового дерева, известный еще на памятниках Исапы («Стела 5»), а на классических памятниках представленный, в частности, на центральной панели из Храма Лиственного Креста в Паленке.
Герой борьбы богов
В любом случае, дата 4 Ахав 8 Кумк`у на «Вазе с семью богами» и «Вазе с одиннадцатью богами» соответствует дню 13.0.0.0.0, юлианскому 7 сентября 3113 года до н.э., то есть, началу текущей мировой эпохи. Таким образом, Болон Окте оказывается связанным со сменой мировых эпох как в будущем, так и в прошлом.
Подробнее о роли Болон Окте в событиях смены мировых эпох повествует текст на странице 39(60) Дрезденской рукописи. Сама рукопись была написана в послеклассическое время. Однако, содержащиеся во вступительной части соответствующего раздела (страница 37(58)) даты 9.12.11.11.0 (684 год) и 9.18.2.2.0 (793 год) указывают, что текст, по крайней мере частично, восходит к позднеклассическому оригиналу. Запись в верхнем параграфе сообщает:
«В день 4 Ахав 8 Кумк`у захвачен Ицам К`ан А`к, тому причиной мудрый Градовый Чаак и Болон Окте …; страдания у людей в злые (?) дни и годы, война у Ицама - Опоссума».
Дата 4 Ахав 8 Кумк`у в этом случае, как и на расписных сосудах, указывает на смену предыдущей мировой эпохи нынешней. Участником событий оказывается один из четырех так называемых «Богов N», которые в иероглифических текстах имеют имя Ицамаат или Ицамтуун. Это старые персонажи, в ряде сцен поддерживающие небосвод. Последнее позволяет отождествить их с юкатанскими Бакабами, о которых Д. де Ланда пишет, что это были «четыре брата, которых Господь поставил, когда создал мир, с четырех сторон, поддерживая небо, чтобы оно не упало», и что «они ушли, когда мир был разрушен потопом» , по всей видимости, говорится в известном тексте «Борьба богов» (Чумайель, С.43):
«Hun vats` hail, hulob1 hail ti ca uchi col canhelili. Ti homocnac canal, homocnac ix ti cab valic Cantulti Ku, cantulti Bacab lay hayezob».
«Внезапные дожди, приходят дожди, когда случилось это лишение канхела. Пали небеса, и пали на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба ее разрушили».
Однако, Ланда и чумайельский текст не говорят о причинах, по которым Бакабы-Ицамааты оставили свой пост. На них указывает дрезденский параграф: держатели небес подверглись нападению враждебных богов, одним из которых был Болон Окте. Это перекликается со сведениями Д. де Когольюдо о том, что: «Про Бакаба, который является Сыном, говорят, что его убили и избили, и надели венок из терна, и что его поставили, растянув руки, возле столба, ... и там он умер»
Иероглифические тексты приводят некоторые дополнительные подробности событий дня 4 Ахав 8 Кумк`у.
Они сосредоточены вокруг нескольких объектов. Первый – некий «священный столп» (k`uhul ook). На страницах 40(61) – 41 (62) Дрезденской рукописи «священные столпы» представлены в виде вертикально стоящих змеев, над чьими пастями являются боги. Стоит отметить, что в историческое время «священным столпом» называлось какое-то сооружение в Тик`але-Мутуле (оно упомянуто на стеле 31 в связи с захватом Тик`аля теотиуаканцами в январе 378 года).
На «священном столпе» в смену мировых эпох появляется планета Венера:
«/В день 4 Ахав/ 8 Кумк`у на столпе Черного Бога Грозы Большая Звезда, в десятом небе Большая Звезда. Беды К`авиилю, беды Большому Ягуару, беды кукурузе, беды полям, беды чужеземцам».
Помимо Большой Звезды на «священном столпе» в день 4 Ахав 8 Кумк`у являются (неизвестно, до или после Венеры) черный бог дождя Чаак и богиня радуги Чак Чель:
«/В день 4 Ахав/ 8 Кумк`у поднялась на священный столп Большая Радуга. /В день 4 Ахав/ 8 Кумк`у поднялся на священный столп Черный Бог Дождя»
Как следует из сильно поврежденного текста и сцены на странице 53(74) Дрезденского манускрипта, эта пара устраивает потоп.
Впрочем, в дрезденском параграфе дата утрачена, а аналогичная сцена со льющими воду Чааком и Иш Чель на странице 30 Мадридской рукописи приурочена к дате 11 Ахав, то есть, к началу «круга двадцатилетий», цикла из тринадцати периодов по 7200 дней. Следует отметить, что на Юкатане вообще существовала версия, относившая мировую катастрофу к началу «двадцатилетия» 11 Ахав: она представлена на странице 73b Мадридской рукописи и в тексте «Борьба богов» из «Книг Чилам Балам».
Надпись на платформе из Храма XIX в Паленке относит потоп ко дню 12.10.12.14.18, 1 Эц`наб 6 Йашк`ин (16 марта 3297 года до н.э., это «двадцатилетие», которое начинается в день 11 Ахав). Там катастрофа связана с обезглавливанием космического ящера и богом GI (одним из вариантов Бога Дождя):
«В день1 Эц`наб 6 числа месяца Йашк`ин обезглавлен Ящер с изрытой спиной, Ящер с расписной спиной, в изобилии вылита кровь того, кто поднял океан, кто высверлил огонь. Тогда исполнилось дело бога GI-Чаака».
Э. Веласкес Гарсиа указывает на близость этого текста к чрезвычайно интересному мифологическому отрывку из "Книги Чилам Балам из Мани", сохранившемуся в «Рукописи Переса I»: «В правление 13 Ахав и 1 Ахав были дни и ночи, которые выпали без порядка, и страдания пали на страну. Из-за этого Тринадцать Богов и Девять Богов создали мир и жизнь, тогда родился также Ицам Каб Аин, Волшебный Земной Крокодил. Ах Мусен Каб перевернули небо и сушу, и Девять Богов подняли Ицам Каб Аина, тогда была великая катастрофа, и годы кончились потоками. Восемнадцатое четырехсотлетие было отсчитано, и его семнадцатая часть. Девять Богов не позволили Ицам Каб Аину схватить сушу и разрушить Вселенную, так как они перерезали горло Ицам Каб Аина и из его тела создали поверхность суши» [10.P.6]
Таким образом, потоп и разрушение мира, там, где они прямо указаны, не совпадают с эрой 13.0.0.0.0. Возможно, разрушение и затопление рассматривались как длительное, почти двухсотлетнее состояние Вселенной, а день 4 Ахав 8 Кумк`у – как момент ее восстановления. Впрочем, целиком вероятно существование нескольких версий о мировых катастрофах в разные дни.
Воссоздание мира после потопа началось с объекта, называемого k`o`ob`, очаг из трех камней (юкатекское k`oben – “las tres piedras que forman un hogar”, “piedras que sirven de trebedes”). Идея трех первокамней играла чрезвычайно важную роль в мировоззрении классических майя: она отражена в названии великой петенской столицы, чьи руины называются ныне Калак`муль – Huxte` Tuun, «Три Камня», и в многочисленных раннеклассических архитектурных ансамблях из трех рядом стоящих пирамид.
Повествование о появлении трех камней первоочага, которые являются также тремя престолами богов, содержит известный текст на восточной стороне стелы С из Киригуа (впервые его корректная интерпретация была предложена, кажется, Л.Шиле, Д.Фрейделем и Дж.Паркером [8. P.65-66]):
«Счет в году демона …, тринадцать четырехсоток, нет (еще) двадцатилетий, нет (еще) лет, нет (еще) двадцатидневок, нет (еще) дней, день 4 Ахав 8 числа месяца Кумк`у, появился очаг, когда получены три камня.
Поставили камень Ягуаровый гребец и Гребец с носовой вставкой; это произошло в Нах Хо Чан, там ягуаровый престол.
Поставил камень Черный Первый …, это произошло в Каб-…, где змеиный престол.
Тогда случилось, что был получен камень Первым Ицамом Ицамна-Кокаахом, (где) дождевой престол.
Это случилось на входе в небеса, где Первый …наль, когда закончились тринадцать четырехсоток, причиною тому был Владыка Шестого Неба».
Весьма вероятно, что три первокамня были связаны с тремя уровнями Космоса: Нах Хо Чан – это средний уровень, земная прародина людей, «змеиный престол» относится к нижнему миру, а «дождевой престол» – к верхнему, небесному (получающий там камень Ицамна-Кокаах – одна из космических птиц, обитающих на вершинах мировых деревьев).
Создавший на «входе в небеса» из полученных в разных местах трех камней первоочаг Владыка Шестого Неба вероятно тождественен Богу GI (тому самому «одному из трех близнецов», представленному вместе с Болон Окте в собрании богов на расписных вазах), варианту бога дождя и гроз Чаака, постоянного участника событий смены мировых эпох в Дрезденской рукописи. Согласно текстам из Паленке (центральные панели из «Храма Надписей» и «Храма Креста») бог GI во время событий смены мировых эпох «кружился там, где шестое небо и гром» (PET-ji-ya WAK-CHAN-ki):
«(В день) 4 Ахав 8 Кумк`у закончено тринадцать «четырехсотлетий». 2 (дня), 9 двадцатидневок было и 1 год от того, как появился очаг на крае небес в Первом Месте трех камней, когда низошел с небес Хуун Йе… … Чаак, до дня 13 Ик` конца месяца Моль».
Дополнительные сведения известны также еще о двух персонажах, упомянутых на киригуанской стеле С, так называемых «Богах-Гребцах», живших на легендарной северной прародине Нах Хо Чан:
«В день 4 Ахав 8 Кумк`у омовение Ягуарового Гребца и Гребца с носовой вставкой, Нахочанских владык».
Вернемся, однако, к герою надписи на «Монументе 6» из Тортугеро. В течение нынешней мировой эпохи бог Болон Окте тоже оказывается не бездеятельным. В тексте на западной стороне панели паленкского Храма Надписей он фигурирует в одном озадачивающем исследователей пассаже. Речь там идет о крупной победе знаменитого царя Паленке К`инич Ханааб Пакаля (615-683), одержанной над враждебной коалицией в начале августа 659 года. После весьма длинного списка захваченных идолов и пленных, приведенных в Паленке-Лакамха 13 августа 659 года, следует:
«Их пожрали три божественных близнеца и … К`авииль в Желтосводном Покое, божественный Болон Окте и К`инич Ханааб Пакаль, священный Баакульский владыка».
Не до конца ясно, следует ли это «пожрали» понимать фигурально (все-таки и в числе съеденных, и в числе съевших названы не только люди, но и божества), или же утонченный эстет Ханааб Пакаль на века запечатлел в камне своеобразие своих гастрономических пристрастий?
Очевидно, впрочем, что Болон Окте как государев сотрапезник принадлежал к числу особо чтимых паленкским правителем богов, и с ним тот связывал свои военные успехи. По крайней мере, построенный вскоре после этой победы и освященный в декабре 661 года так называемый «Корпус С» Дворца Паленке получил название «Первый Небесный Дом Бога Болон Окте» (u-NAH-CHAN-na yo-OTOT-ti 9-OK-TE-K'UH).
О приверженности Ханааб Пакаля и его окружения к Болон Окте свидетельствует и упоминание этого божества на вещи из личного обихода царя: он назван в числе хозяев-покровителей то ли мастера, создавшего прекрасной работы ушные подвески, сопровождавшие священного Баакульского владыку и западного калоомте в мир иной, то ли самих этих подвесок:
«Чаак Дерева Сейбы – священное имя серег (?) Муваана. Он вырезал их в присутствии К`ак` Убалаха.
Владыка Сердца Солнцеликого, Болон Окте, Ярый Южной Страны, Чаак - Пламя Солнца – его (их) покровители».
Разрушительный характер, проявленный в мифологические времена, в исторические Болон Окте демонстрирует в нижнем параграфе на странице 39 (60) Дрезденского кодекса. Сопровождающая параграф сцена указывает, по всей вероятности, на тольтекское завоевание Юкатана в XI веке. Справа изображен военачальник со связанным пленником; убор военачальника (птица у лба) аналогичен убору тольтекского полководца на золотом диске из сенота в Чич`еен-Ица. Слева коленопреклоненный персонаж поддерживает пернатого змея, в извивы которого вписан характерный для мексиканской пиктографии знак «город». Ю.В.Кнорозов целиком справедливо рассматривает это рисунок как пиктографическую запись названия Quetzalcoa-tenamitl, «Город Кецалькоатля» [3. Cтр.49]. На змее сидит персонаж с чертами центральномексиканского бога дождя Тлалока. Текст гласит:
«Двадцатилетие 11 Ахав, 10 число месяца Йашк`ин. Возобновилась в двадцатилетии смерть. Содрогнулись селения в первый день, когда в венце Болон Окте, торжествующий владыка, владыка …. Страдания у людей, страдания в селениях».
Дата в параграфе нетипична: день Ахав не может приходится на 10 число месяца ни по классическому, ни по юкатанскому стилю. Записанная особым сочетанием знаков – тетраграммой (единственный случай в Дрезденской рукописи) – дата 11 Ахав вероятно указывает на «двадцатилетие» 11 Ахав (1027 – 1047 годы), а запись 10 Йашк`ин – на какой-то день в этом «двадцатилетии» (однако, совершенно не обязательно 10.11.0.3.18, 11 Эц`наб 11 Йашк`ин, как предполагал Ю.В.Кнорозов [3. C.48]).
Интересно отметить, что на некие важные политические изменения на Юкатане в «двадцатилетии» 11 Ахав указывает текст на странице 10 «Книги Чилам Балам из Чумайеля»:
«Hetun te yahal cab tiobe, tumte ahav, tumte yahalcab tiobe. Ca hoppi yocol patan tiobe tu Chich`een, Tikuch uchci u kuchul u patan cantul vinicobe. Buluc Ahav u kaba u katunil cuchi».
«Итак, в сотворение их мира они возымели намерение о владычестве, возымели намерение сотворить свой мир. Тогда дань стала приходить для них в Чич`еен, в Тик`уч случилось, что стала прибывать дань четырех людей. 11 Ахав – имя двадцатилетия, которое было».
При этом в тексте «Чилам Балам» для описания событий «двадцатилетия» 11 Ахав употреблен термин y-ahal-cab, «сотворение мира» (ahi cab = “el principio del mundo”). То есть, политические перемены, как и в тексте на странице 39 (60) Дрезденского кодекса, сопоставляются с началом новой мировой эпохи.
Что может принести Болон Окте?
Итак, в известных нам текстах Болон Окте выступает как бог - разрушитель существующего миропорядка, несущий с собой войны, зло и страдания. К подобным же выводам пришли М.Эберль и К.Прагер, которые считают, что он имеет «последовательную связь с преисподней, конфликтом и войной»
Следует ли ждать всего этого через несколько лет? К сожалению, того, что древние индейцы связывали с Болон Окте, хватает в нашем мире и сейчас. Что же касается катаклизмов чрезвычайного характера, то пять тысяч сто двадцать два года назад, когда начался счет нынешних «тринадцати четырехсоток», никаких катастроф, судя по тому, что «светило Солнце людям» и до того, и продолжает светить поныне, не произошло. Скорее наоборот, приблизительно в то время в Старом Свете появились первые города, начатки государственности, письменности, одним словом, человечество вступило в эпоху цивилизации. Декабрь 2012 года нашей эры люди переживут также успешно, как и сентябрь 3114 года до нашей эры. А запись на Монументе 6 из Тортугеро надо рассматривать как изысканную календарно-математическую игру мудрецов талантливого древнего народа.
БОЛЬ –психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существования или целостности. Б. – ценнейшее приобретение эволюции животного мира. Исключительно велико клиническое значение Б. как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. С точки зрения эмоционального переживания имеет гнетущий и тягостный характер, подчас характер страдания, служит стимулом для разнообразных оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, обусловивших это ощущение. Болевые ощущения формируются в центральной нервной системе в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторных образованиях, заложенных в коже или внутренних органах, импульсы, от к-рых по специальным проводящим путям попадают в подкорковые системы мозга, вступающие в динамическое взаимодействие с процессами коры его больших полушарий. Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов связанных с деятельностью коры и зависящих от таких личностных особенностей, как направленность, убеждения, ценностные ориентации и др. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая Б., не поддаваться ей, а действовать подчиняясь нравственным мотивам, так и о малодушии, о сосредоточении на своих болевых ощущениях.
БОЛЬ В ЖЕЛУДКЕ, ТОШНОТА.
Что можносделать, чтобы снять больв желудке или тошноту?
Три точки расположены под средним пальцем, а четвертая - ближе к запястью. Потерли, погладили осторожненько - вот все как рукой и сняло.
Только когда речь идет о желудке, нужно проявлять большую осторожность. Ведь боль - это не наказание наше, а предупреждение от нашего тела, что неладно в организме что-то. Болезнь какая-то подступает. А аппендицит, например? Вы боль снимете, а дальше что? Так, без боли, запросто дождаться можно, пока он в перитонит перейдет.
Боль - это сигнал, который предупреждает нас о состоянии нашего организма и заставляет задуматься о том, как. мы живем, почему и отчего все наши хвори
БОЛЬ В СУСТАВАХЭто не обязательно воспаление суставов. Может быть, просто реакция организма на резкую перемену погоды, которая с возрастом становится все ощутимее. Боль в суставах может возникнуть от переутомления или свидетельствовать о начале какого-либо заболевания.
Здесь вы увидите, каким точкам на пальцах соответствуют суставы рук и ног. Это довольно сложно для запоминания, быть может. Но если вас одолевает эта проблема, сделайте себе памятку на всякий случай и носите с собо
БОЛЬ ЗУБНАЯ Разумеется, плохие зубы - это поле деятельности для стоматолога. С помощью метода Су-Джок мы можем снять боль на время. Но испорченный зуб будет продолжать разрушаться - с этим ничего не поделаешь.
Остановить этот процесс (хотя бы на время) может только стоматолог. Но если до врача далеко, а зуб очень болит, если зуб, например, разнылся ночью, вы все-таки сумеете помочь себе или своим близким, если запомните расположение всего двух точек на большом пальце, соответствующих зубам
Особенно хорошо это помогает пожилым людям, у которых проблемы с деснами. Стоматологи лишь беспомощно разводят руками - ничего не можем поделать, придется потерпеть. Не нужно терпеть. Обратитесь к Су-Джок и научите этому методу снятия боли своих знакомых.
БОЛЬ: СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ - начиная с раннего возраста, практически каждый из нас сталкивался с переживанием непродолжительной, сравнительно умеренной Б., вызванной порезами, укусами насекомых, незначительными ожогами, ушибами, болезнью зубов, расстройством желудка и плановыми мед. и стоматологическими процедурами. Помимо этих сравнительно незначительных болезненных переживаний, нек-рым людям пришлось пережить острую Б. в результате серьезной травмы, хирургической операции и инвазивных мед. процедур. Другие могут испытывать постоянную Б., такую как хроническая Б. в спине, головные Б. или Б., сопутствующие хроническим заболеваниям, напр. артритам. Когда человек сталкивается с болезненной ситуацией, в ней обычно присутствуют условия или требования в отношении определенных реакций индивидуума. Напр., ребенок, к-рому делают укол, должен держать свою руку неподвижно при введении иглы. Люди спонтанно реагируют в этих ситуациях и используют разнообразные стратегии для того, чтобы справиться и с Б., и с требованиями ситуации.