Медитация о сказке

Почему нам хочется верить в старые добрые сказки? Почему нам хочется видеть в жизни лишь только яркие краски?

Е. Ваенга

В мифах, сказках и во сне душа высказывает о себе.

К.-Г. Юнг

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



Когда человек знакомится с мифом или слушает сказку, точнее, когда он действительно воспринимает их всей ду­шой, то он исцеляется...

Э.Юнг

«Это было однажды...», «Это было давным-дав­но...» — так начинаются сказки, которые затем уводят нас далеко-далеко — туда, где происходят странные вещи, не всегда понятные для рационального ума, где существуют ведьмы, волшебницы и волшебники, говорящие челове­ческим языком рыбы, птицы, животные, где Золушка превращается в принцессу, где можно увидеть чудеса на блюдечке, творить чудеса с помощью мертвой и живой воды, и где можно увидеть летающую Бабу Ягу.

Но куда Бабе Яге с метлой до летающего Змея Горы-ныча! И куда любому волшебнику до женского сундука. Волшебный сундук — это чисто женский атрибут. В сун­дуке обычная женщина хранит платья, а наша Колду­нья-ведунья — сказки о женщинах и для женщин, о том, что следует знать женщине. Надо полагать, что в сунду­ке у женщины не только наряды, статьи из «гламурных» журналов, фотографии актеров, деньги, бусы и прочее. Современная женщина обладает широким диапазоном интересов, предпочтений, вкусов, и ей приходится много учиться, трудиться, развиваться, при этом рожать и вос­питывать детей. Поэтому ей следует знать о своенравном характере ее внутреннего мира, об инициирующих об­рядах, об уроках, иллюзиях и жизненных задачах, о том, чего ей не избежать в своей жизни. Женщине нужно



Часть 2. Источники преображения...

знать о том, что делать, если ее мужа пытаются увести коварные подруги, и как принять сложное решение. Мужчина к принятию решения подходит просто, как к математической задаче с одним, двумя и тремя неизвест­ными, а вот женщине быстрее подойдет путь решения, основанный на ее интуиции, внутреннем творчестве, любви. И на помощь ей может прийти сказка.

Немного из истории сказок. Рассказывание сказок в народе имело ритуальный характер. Так, в народной рус­ской традиции считалось, что сказки нельзя рассказывать летом и в дневное время. Потому что сказочное говоре­ние представляет собой особую речевую деятельность, яв­ляющуюся формой магического воздействия на реальную действительность, и имеет функции рассказывать о тра­диционных представлениях человека об устройстве мира, содержащихся в сказочных текстах, и оказывать реальное воздействие на формирование мира. Подобно закону ска­зочной действительности — «Сказано — сделано», здесь реализуется архаичное представление о возможности при­дания вещественной формы мыслям и желаниям, словам в пространстве и во времени. Кроме того, сказ о событи­ях жизни сказочного героя представляет собой идеаль­ную модель поведения, закрепленную в традиции народа, для воспитания и передачи знаний молодому поколению: «Приобщаясь к миру сказки, ведомые сказочником, слуша­тели идентифицируют себя с героем, проходя вместе с ним предварительное, основное и дополнительные испытания, пересекая границы и получая искомые ценности, но, как и сказочник-герой сказки, они теряют эти ценности на

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



сказочной границе (то есть в конце сказки. — Я. Е.), при­обретая лишь правила и нормы поведения» [7].

Сказка, рассказанная временем, всегда добра и по­учительна. Она для детей и их родителей, для юношей и девушек, для жен и мужей. Каждый в ней найдет прак­тические советы, применимые к реальности.

В сказке отображаются иллюзии, которые женщина преодолевает на своем пути от девочки до глубокой ста­рухи. Юной девой она преодолевает первую иллюзию — ожидание в лице мужчины удовлетворения всех своих желаний (не всегда понятных даже ей самой). Далее ее поджидает другая ловушка-иллюзия, — будто мужчины любят только красивых женщин и видят в них лишь объ­ект сексуального интереса... В сказке можно увидеть, что Красавице предстоит масса испытаний, через которые необходимо пройти, прежде чем она выйдет замуж. Пер­вый шаг — отделение от родителей, независимость от их мнения и убеждений, снятие «семейных заклятий». От­делиться от родителей означает стать взрослой, руковод­ствоваться своими жизненными ценностями, понимать смысл своей жизни, иметь смелость брать на себя ответ­ственность за свою жизнь, а также уметь прощать оби­ды, в том числе родителям. Важно перестать считать себя жертвой своего несчастливого детства и обстоятельств. Второй шаг — обретение средств к самостоятельному су­ществованию. Как в сказке «Морозко»: после ряда при­ключений и переживаний Красавица возвращается из темного леса с ларцом, полным сокровищ и красавцем женихом. На обретение брачного партнера, вступление



Часть 2. Источники преображения...

в отношения с собственным мужчиной требуется разре­шение — разрешение на личное счастье, которое можно и нужно получить, сохранив при этом мир с отцом [10,16].

Вы полагаете, что в основном сказки существуют для женщин? Нет, они существуют и для мужчин! Мужские мифы и сказки, в отличие от сказочных уроков Краса­вицы, рассказываются иначе. Общепринято, что интер­претация сказки с позиции мужской психологии ближе людям и что мужскую сторону легче понимать с позиции действий Героя-спасителя. До некоторых пор мужчина в своей жизни может развивать преимущественно свою умственную функцию. Переориентация в середине жизни требует от мужчины обратить больше внимания на вну­тренний мир и углубить его вместо того, чтобы расширять переживание, в котором развиваются чувства, и ведет мужчину наконец к встрече с магически-мифологической иллюстрацией собственного внутреннего мира.

Что обычно делает Герой-мужчина в сказке? Он ча­сто играет роль спасителя, спасает страну от драконов, от чужестранцев и т. д. Во многих сказках Герой находит спрятанное сокровище, отправляется ночью в плаванье, чтобы освободить свой народ. В мифах Герой часто бы­вает самоуверен, и тогда Боги наказывают героя, пы­таясь его уничтожить (например, в мифе о Прометее). В сказках герой, так же как и в мифах, либо погибает, либо исправляется, либо изменяет себя.

Весьма распространен сюжет, в котором Герой встре­чается с драконом, — это метафорическое обозначение борьбы с семью различными недостатками человека. Они

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



и являются его препятствием на пути к счастью — бли­зости с любимой. Каждый из драконов имеет уязвимое место, но для избавления от них необходимо встретиться с ними лицом к лицу. Фактически то, что люди называ­ют драконом, является формой выражения их обычного, повседневного поведения. Хорошо познакомившись с дра­коном, мы начинаем понимать, что сам дракон и дает нам ключ к спасению: вместо неизбежного поражения он помо­гает обрести победу, которая разгоняет сомнения и страхи и расчищает дорогу к мудрости, правде и красоте. Герою в результате встречи с драконом предстоит не только раз­витие физической, интеллектуальной силы, приобретение друзей, но и встреча, свадьба с Красавицей и царствование через преодоление нарциссизма и эгоцентризма.

Обратимся к сказкам, в которых Герой, прежде чем совершить некий подвиг, встречает помощников. У ко­роля Артура помощник — волшебник Мерлин, у Ива­нушки-дурачка — волшебные животные, а у Аладдина — джин из кувшина. Значит, первое, чему Герой должен научиться, — дружить с помощниками и понимать их язык — животный или волшебный, но в любом случае это иной язык, язык чуждого ему мышления, иной жиз­ни с другими интересами и потребностями.

У Героя есть некоторые иллюзии, которые ему сле­дует преодолеть. Одна из них заключается в том, что в лице любимой ищет он женщину-мать, которая должна быть старше его и относиться к нему по-матерински. Очень многие мужчины тайно холят придуманный ими образ женщины и всю энергию направляют на то, чтобы



Часть 2. Источники преображения...

достичь «пигмалионовского» счастья, обижая реальных женщин желанием переделать их в соответствии с вооб­ражаемым образом!

Для многих сказок характерно наличие двух миров. Один мир полностью нам понятен, он естественный и нормальный. В нем может жить купец со своей семьей, с дочерьми, который уезжает за подарками. В нем отец может второй раз жениться и привести в дом мачеху. И есть второй магический мир, в котором с помощью кольца дочь купца может перемещаться в другое место, а мачеха владеет волшебным зеркалом, в котором мож­но видеть весь мир.

Если применить эти два мира к человеческой душе, то первая область — это сознание, а вторая — бессозна­тельное, та область, из которой, как известно, приходят наши мечтания и фантазии. Сознание и бессознатель­ное — это две большие противоположности, в которых происходит сказка, и сказка налаживает связи между ними. При этом бессознательное может появляться во многих вариациях: это заколдованный дворец или мир под землей или под морем, лес или источник, дом ведь­мы или пещера с драконом и т. д.

Интерпретируя сказку, можно решать психологи­ческие проблемы и мужской, и женской души, и про­блемы, присущие различным возрастам человека. От­крытым для слушателя, в зависимости от его данностей, остается только вопрос личной идентификации себя с центральной фигурой повествования — мужской или женской. Конечно, в каждой сказке имеется правило

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи 139

придерживаться какой-то одной идентификации. Но из­вестно, что человек владеет признаками обоих полов не только в физическом, но и в психическом плане, а это значит, что как мужчина, так и женщина имеют кон­трполовые гормоны, а также качества обоих полов — мужественные и женственные. В нашем случае напра­шивается понимание сказки как изображение женской проблемы. Но это ни в коем случае не исключает прин­ципиальной возможности идентифицировать себя с за­колдованным принцем или с отцом, и понимать сказку с точки зрения мужской психологии.

К.-Г. Юнг и его последователи уделяли особое вни­мание кризисам второй половины жизни. На примерах сказок и мифов они дают нам возможность отследить весь жизненный круговорот от рождения до смерти и от смерти до рождения. Переход от восприятия сказок в четыре или в восемь лет до осознания сказок во взрос­лом возрасте позволяет принять все переходы в нашей жизни, взрослеть, исцеляться в этих кризисах, принимая свою другую, неизведанную сторону жизни. А делом подлинной мифологии и волшебной сказки является раскрытие особых опасностей и методов преодоления темного внутреннего пути от трагедии к комедии.

Общеизвестно выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сегодня мало кто из взрослых имеет интерес и спокойствие восточного падишаха, чтобы внимательно слушать сказки «Тыся­чи и одной ночи», то есть истории Шехерезады. Хотя именно в них падишах смог найти то, что, он думал,



Часть 2. Источники преображения...

давным-давно потерял. Слушая сказки, он нашел и лю­бовь, и доверие, и человеческое отношение.

Рассмотрим психологическую основу сказок, в кото­рых присутствует основная героиня — девушка, отправ­ляющаяся по разным причинам в странствие. Например, родной отец по воле мачехи оставляет дочь в лесу, или сестрица отправляется на поиски своих братьев, закол­дованных в лебедей, или падчерица, не выдержавшая со­перничества с мачехой в красоте и погибающая, от рук подосланной старухи с отравленным яблоком. Все эти сказки описывают путешествия, за которыми стоят ини­циация и изменение жизни героини. Инициирующие об­ряды — это обрядовые действия, которые сопровождают и формально закрепляют изменения социального статуса женщины или ее социальной роли в связи с возведением в какую-либо социальную должность, сопряженную с вы­полнением особых функций. В связи с этим обряды пере­хода, близкие по понятию инициации, закрепляют переход женщины в новую социальную категорию и приобретение нового статуса. Стратегия женской инициации предпола­гает обогащение и увеличение не только жизненной силы, но и способностей, опыта. В результате прохождения ини­циации жизнь дает женщине возможность стать более естественной, живой, творческой. При этом женщина не должна участвовать в боях, турнирах, сражаться и уби­вать, а может быть только Жертвой или Искательницей.

Из схемы видно, что женщина в своей жизни проходит через три инициации. Первая инициация по своей сути — возрастная. Она связана со взрослением девочки и иногда

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи




Медитация о сказке - student2.ru

Вторая инициация

Девушка

Женщина

Первая' инициация

Третья инициация

Старуха

Девочка


заканчивается просто свадьбой. Она предполагает отделе­ние от родителей, независимость от их мнения, обретение средств к самостоятельному существованию, обретение брачного партнера, то есть разрешение на личное счастье с собственным мужчиной. Первая иллюзия любви, кото­рую преодолевает девочка при взрослении и превращении в девушку, — это ожидание от мира в лице мужчины удо­влетворения всех своих желаний, не всегда понятных ею самой. Принц предстает в ее мечтах в сказочном, ирреаль­ном, виде, на белом коне или, как в истории с Ассоль, под алыми парусами. В любом случае девочка, девушка испы­тывает сильнейшее влечение души к грезам. Положитель­ным исходом инициации Девочки считается позитивный внутренний ребенок и принятие ответственности на себя. Это умение означает оставаться любопытной к жизни и со­бытиям, умение восторгаться, наслаждаться и радоваться жизни. При отрицательном исходе инициации девушки становятся старыми девами, куклами, у них развиваются нарциссизм, желание быть зависимой, чтобы кто-нибудь



Часть 2. Источники преображения...

«носил на руках». В этом случае результатом становится построение негативной модели себя и / или мира. На эта­пе превращения в женщину девушка сталкивается с иллю­зией, которая состоит в том, что мужчины любят только красивых женщин и смотрят на них исключительно как на объект сексуального использования или насилия [10,16].

Вторая инициация происходит более осознанно, чем первая: девушка добивается статуса, уважения, особого положения. В сказках этот процесс описывается как во­царение женщины. Это выражается поначалу в получе­нии права на социальный статус и возможность рожать детей, права на половину того, что зарабатывает муж, права построить свой дом, стать столь же сильной, как мать мужа, пройдя чаще всего через сложное разделение территории со свекровью. Впервые она познает Любовь и соприкасается с женским коварством. Ей предстоит преодоление ловушек со стороны близких людей. Поло­жительный исход инициации Девушки выражается в пре­ображении Красавицы, в переосмыслении мира и бытия, в становлении взрослой женщиной, Прекрасной Дамой, излучающей добро, осознание и принятие сексуально­сти. В случае отрицательного исхода инициации женщи­на становится карьеристкой, агрессивной, ненавидящей других женщин, иными словами, становится мужествен­ной Героиней, Чудовищем.

В материнстве женщину поджидает еще одна иллю­зия, состоящая в том, что материнская любовь может за­менить любовь к мужчине и это единственный удел жен­ского существования.

Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи



Негативная Мать вмешивается в дела и жизнь сво­их близких, безусловно, из лучших своих побуждений, при этом в детях подавляется способность свободного принятия решений и ответственности за свою жизнь.

Третья и последняя инициация происходит, когда у женщины заканчивается детородный период, проис­ходит эмансипация от выросших детей, добровольный отказ от главенства в пользу молодой преемницы и при­нятие ее. Это не просто переход в старость, а духовное преображение, высшая ступень посвящения, которой достигают единицы женщин. В результате инициации женщина обретает статус Дарителя и сама проводит инициации. В сказках это Фея, Волшебница и т. д. Ее функции в социальной жизни — инициирование моло­дежи, культивирование в следующем поколении духов­ных, общечеловеческих ценностей. Вспомним о старухе у разбитого корыта: как далека она была до статуса да­рительницы, требовала от бедной рыбки то корыто, то терема высокие. Странно, что она принца себе молодого не требовала. Положительный исход третьей инициации выражается в становлении Харизматической Женщины, автономном духовном бытии, мудрости, возможности видеть жизнь в единстве и понимании человеческих проблем. Жизнеутверждающим является существование после отделения своих взрослых детей. Отрицательный исход инициации проявляет себя в состояниях отчаяния, в потере веры, надежды, любви, в рождении Ведьмы.

В третьей инициации происходит выход женщины на духовный уровень существования, но и здесь уже взрослую



Часть 2. Источники преображения...

женщину ожидает встреча и преодоление очередной иллю­зии, заключающейся в том, что возможности не имеют пре­делов, а уникальность и сила дают право презрительного отношения к бездельникам, бесталанным, бездействующим («Мне дано право судить других!»).

Наши рекомендации