Развитие навыков понимания при чтении

Как было отмечено выше, с самого начала обучения чтению полезно использовать материал, акцентирующий внимание ребенка на смысловой и образной стороне текста. Добиться этого можно, подбирая картинки к прочитанному прозаическому или стихотворному тексту.

В зависимости от сформированности навыка чтения ребенку предлагаются карточки с двустишиями или четырехстишиями. Его задача — подобрать к карточке со стихотворением соответствующую картинку. Задание можно варьировать, меняя уровень его сложности.

Вариант 1. Перед ребенком раскладываются картинки одного или нескольких комплектов (без дубликатов и картинок, к которым нет стихотворений). При использовании нескольких комплектов для усложнения задачи можно выбрать те, на которых изображены одинаковые персонажи.

Вариант 2. Усложнить задачу можно следующим образом. 3-5 комплектов картинок тасуются и складываются в стопку лицевой стороной вниз. Ребенок открывает их по очереди, рассматривает и откладывает в сторону (если картинка не подошла к стихотворению) лицевой стороной вниз. Подобный вариант игры можно проводить в группе детей.

Вариант 3. Ребенок может подбирать не картинку, а, наоборот, стихотворение к картинке. Пусть он выберет одну из трех картинок. После этого предложите ему 6-9 стихотворений, одно из которых подходит к выбранной картинке.

Так же можно использовать серии картинок и подходящие к ним стихи.

Вариант 4. Игра проводится с одним ребенком или в группе детей. Детям раздаются 10-15 карточек со стихами, в число которых входят 2-5 стихотворений, из которых складывается серия (стихотворное описание одной из серий картинок).

Остальные стихи относятся к одиночным картинкам (из раздела А). Задача детей — отобрать карточки со стихами, относящимися к картинкам одной и той же серии, и расположить их в правильной последовательности.

При наличии затруднений (или при слабых навыках чтения) начинать можно с более простого задания. Ребенку даются только те карточки, которые входят в серию, а он располагает их в правильной последовательности. Если логический порядок нарушен, то ребенку оказывают помощь — задают наводящие вопросы, помогающие установить последовательность событий.

При неполном понимании прочитанного правильный выбор сделать затруднительно.

СОДЕРЖАНИЕ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСОБИЯ........ 2

ВВЕДЕНИЕ ............................... 2

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ...........................

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ......................... 3

ДИАЛОГ ................................ 4

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ..... 4

УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ................. 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ........................... 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ И ИГР........ 6

§ 1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОНИМАНИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ПОЛУТОРА-ТРЕХ ЛЕТ)............................ 7

§ 2. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО

ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ......... 8

§ 3. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ ..............8

§ 4. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ

К ПОНИМАНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ....... 8

§ 5. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — «УГАДАЙ КАРТИНКУ........ 9

§ 6. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА СЕРИИ КАРТИНОК ........................... 11

Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ». Вариант 1 ....... 11

Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ». Вариант 2......... 12

§ 7. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ОДИНОЧНЫМ КАРТИНКАМ ................ 13

§ 8. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ . 14

ТЕКСТОВОЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ СООТНЕСЕНИЯ СЛОВЕСНЫХ ОПИСАНИЙ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

РАЗДЕЛ А

1а Жук с мишуткою играют —

Мячик по полу катают.

1б Жук с мишуткою играют —

Шарик по полу катают.

2а Три яйца в гнезде лежали,

Нынче птенчиками стали.

Рот раскрыли и пищат —

Видно, очень есть хотят.

Носит птичка им червей:

— Подрастайте поскорей!

2б Три яйца в гнезде лежали,

Нынче птенчиками стали.

И теперь с утра до ночи

Мама с папою хлопочут:

Надо много корму им,

Чтоб хватило всем троим.

За Жучка лает, кот мяучит. Кто же мяч из них получит? 3б Жучка лает, кот мяучит. Кто же кость из них получит?  
Жужжит и кружится юла. Она меня с ума свела . А кот и клоун всё сидят И спать ложиться не хотят. 4б Жужжит и кружится юла. Она меня с ума свела. А заяц с клоуном сидят И спать ложиться не хотят.  
— Ква, ква, ква. Хочу домой — Цапля гонится за мной.   5б— Ква, ква, ква. Хочу домой — Кошка гонится за мной.  
Разноцветные шары Дед принёс для детворы.   6б И хлопушки, и шары Дед принёс для детворы.
В зоопарке два мишутки Вызывают смех и шутки. На доске катались мишки, Им завидуют мальчишки. 7б В зоопарке два мишутки Вызывают смех и шутки. На сосну забрались мишки И бросают сверху шишки.
Аа, аа, баю-бай! Спи, петрушка, засыпай. 8бАа, аа, баю-бай! Спи, Танюшка, засыпай.
Подарили грузовик. Ваня бегать с ним привык. Соскочила шина — На боку машина.   9б Подарили грузовик. Ваня бегать с ним привык. Отвалилось колесо. — Починю его, и всё.
10а Сыплют зёрнышки детишки, А клюют их воробьишки. 10б Сыплют зёрнышки детишки, И летят к ним воробьишки.
11а Щёткой маминой разглажу Хвост и гриву у коня. Стремена к седлу прилажу, Он в поля помчит меня. 11б Щёткой маминой разглажу Хвост и гриву у коня. Может, он заржёт и скажет: — Покачаю я тебя!
                 

12а Нет водителя в кабине, 12б Нет водителя в кабине,

Так зачем же ёж в машине? Так зачем же кот в машине?

1За Жёлтый шарик дал мне Петя.

Он, как солнышко, мне светит.

13б Жёлтый шарик дал мне Петя,

Но его уносит ветер.

14а Подметает Таня пол.

Жучка тянет за подол.

14б Вытирает Таня пол.

Жучка тянет за подол.

15а Листья с дерева упали.

Дни опять короче стали.

Улетает птичка наша.

Машет ей платочком Маша.

15б Листья с дерева упали.

Дни опять короче стали.

Собирает листья Маша.

Улетает птичка наша.

16а Молоко сосёт наш мишка

Из бутылки, как малышка.

Львёнок тоже хочет пить.

Что же делать, как нам быть?

16б Молоко сосёт наш мишка

Из бутылки, как малышка.

Витя тоже хочет пить.

Что же делать, как нам быть?

17а Лист и груши на иголках

Тянут ёжики под ёлку.

17б Три грибочка на иголках

Тянут ёжики под ёлку.

18а Жук, кузнечик и зайчишка З

нать хотят, про что там книжка.

Видно, всем рассказ хорош,

Что читает дядя ёж.

18в Жук, кузнечик и зайчишка

Знать хотят, про что там книжка.

Всем им нравится стишок,

Что читает кот Пушок.

19а В тачке мишка вёз песок

И воткнул в него флажок.

19в В тачке мишка вёз песок

И воткнул в него совок.

20а Катю Рекс схватил за юбку,

А Полкан взял щётку в зубки.

20в Рекс схватил меня за брюки,

А Полкаша лижет руки.

21а Вот матрёшка и петрушка —

Две большущие игрушки.

Я их поднял еле-еле

И качаю на качелях.

21в Вот матрёшка и петрушка —

Две большущие игрушки

Я стащил их еле-еле

— Сам полезу на качели.

22а Вот однажды зайка, мышка и лягушка

В старой рукавичке стали зимовать.

Как тебе в постельке, в ней тепло зверушкам.

Не нужна подушка, не нужна кровать.

22в. Вот однажды зайка, мышка и лягушка

Под кустом на кочке примостились спать.

Мягко им на травке, не нужна подушка,

Не нужна перинка, не нужна кровать.

23а. Запрягу в тележку

Серую лошадку,

Отвезу матрёшку

К детям на площадку.

23в. Запрягу в тележку

Серую лошадку,

Отвезу петрушку

К детям на площадку.

24а.Вот с тележкой ёж идёт,

Четверых ежат везёт

24в.Вот с тележкой ёж идёт,

В ней грибов на целый год.

РАЗДЕЛ Б

1аВ небе бабочка летит

. Мишка весело глядит.

В лапах у него сачок.

Мишка делает скачок.

1б Оступился впопыхах

. Оказался в яме — ах!

В небе бабочка летит.

Грустно мишенька глядит.

2а Цап-Царапыч в мастерской,

Холст натянут на подрамник.

Перед ним сидит Косой

И, волнуясь, смотрит прямо:

«Чувствует мою он душу?»

На холсте пока лишь уши.

2б Цап-Царапыч наш хитёр:

Зайцу плащ рисует, шпагу

И с пером большую шляпу.

Ну не заяц —мушкетёр!

Заяц продолжает маяться

И тревожно улыбается.

2в Цап-Царапыч, сняв берет,

Сел на стул совсем без сил.

Заяц, глядя на портрет,

Даже ухо опустил.

Как он горд, он крутит ус

: «Значит, вовсе я не трус?»

Зв А котёнок влез в кровать, Нос к бутылке — и сосать.

За Пьёт Илюша из рожка. Тяжело, дрожит рука.

3б Опустил Илья рожок, Начал стягивать носок.

Зг Снял носок, устал Илюша,

Снова захотел покушать.

Взял рожок — совсем легко.

— Ой, а где же молоко?

Это знает котик,

Кругленький животик.

4а Что за чудо-паровоз

Дарит Гене Дед Мороз!

А сестричке Шурочке —

Куколку Снегурочку.

4б Тут заходит к Гене в гости

От соседей мальчик Костя.

Посмотрел на паровоз

И к себе его повёз.

4 в Что за шум? Что за гам?

— Я тебе его не дам! —

Рассердился Гена вдруг.

Борются две пары рук.

Скоро будет паровоз

Без трубы и без колёс!

4г Шура, глянув в уголок,

Потянула за шнурок

И подвозит к драчунам,

Что не видят света,

Старый Генин паровоз,

Но другого цвета.

4д Маневрируют со свистом

Гена с Костей — машинисты!

На скамейке Шурочка Говорит Снегурочке:

— Вот мальчишки подрастут

И меня играть возьмут

5а.Солнце в небе ярким шаром.

Шёл Максим по тротуару.

Подошёл Максим к метро

И купил там эскимо.

5б Глядь, навстречу Максику

Двигаются мальчики.

Жалко эскимо Максиму.

«Спрячу я его за спину».

5в.Мальчики идут в метро.

Жарко. Тает эскимо.

«Вот бы съесть!» Но тут Людмила

Подошла, заговорила.

5г Провожает взглядом Люду:

«Ну теперь-то есть я буду».

А в руке пустая палка.

Как мороженого жалко!

6а Подарили мама с папой

Мне щенка — четыре лапы,

Хвост крючком и мокрый нос.

Он столько радости принёс.

6б. Солнце греет, каплет с крыш

. Палку ищет мой малыш.

Я к нему бегу по лужам.

С Рексом мы чудесно дружим.

6в Нас послали в магазин.

Я шагаю не один.

И никто не лезет в драку:

Видят, я веду собаку.

6г Вот к концу подходит год.

Рекс теперь меня ведёт:

Поводок не отпускаю,

Еле-еле успеваю!

7а Вот морковка так морковка

Великан! Нужна сноровка,

Чтоб поднять её на плечи

И себя не покалечить.

7б С братом мы её вдвоём,

Кое-как домой несём.

Я немного откусил,

Чтоб себе прибавить сил.

7в И потом я грыз морковку

Ну почти без остановки.

Почему-то старший брат

Этому совсем не рад...

8а Три яичка в решете.

Много дней сидит уже

На яичках Клуша.

«Не пойти ль покушать?»

8б Вышла курочка во двор,

Разгребает лапой сор:

«Где тут червячки и зёрна?»

Ищет долго и упорно.

8в Стало на дворе смеркаться.

Надо к яйцам возвращаться.

В решете одни скорлупки.

Кто бежит там в жёлтой шубке?

9а Утро. Солнышко встаёт,

Птичка ранняя поёт.

У лесочка на полянке

Веселятся обезьянки.

96 Тут явились птицеловы

С сеткой, с клеткой птичьей новой

. Испугались обезьянки

И бегут в лесок с полянки.

9в Ладит старший парень сетку,

Младший приготовил клетку,

Сыплют корм, а обезьянки

С ветки смотрят на полянку.

9г Отвернулись птицеловы,

Чтоб домой собраться. Снова

Занялись своею сеткой.

Бьются птички в тесной клетке.

9д Обезьянка, спрыгнув с ветки,

Ловко отворяет клетку.

На свободе птичья стая

Снова запоёт, я знаю!

10а Света в горку идёт,

Света санки везёт.

Куклу в санки посадила,

Привязать её забыла.

10б Света с горки бежит

И назад не глядит.

Снег летит и сразу тает.

Кукла с саночек сползает.

10в Санки больше не скользят,

Вверх полозьями лежат.

Обернулась Света: «Где же кукла?» Нету.

И опять придётся Свете Вверх идти сквозь снег и ветер.

11а Яблоко сорвал Серёжка,

Дразнит Галю и Антошку

-Сочный плод ко рту подносит.

Галя смотрит, но не просит.

К веткам тянется Антон,

Да не вышел ростом он.

11б Подошла к Антону Галя:

— Ты дотянешься едва ли.

Я к тебе на спину встану,

Нам по яблоку достану.

1 1в А пока Серёжка грыз,

Галя ловко брату вниз Яблоки передаёт

И зачем-то третье рвёт.

11 г Детям вслед Сергей глядит.

У него унылый вид.

- На, Серёжа, не стесняйся,—

Галя тихо говорит.

развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru

развитие навыков понимания при чтении - student2.ru

развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru

развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru развитие навыков понимания при чтении - student2.ru

Наши рекомендации