М.А. Балакирев (1837 – 1910 гг.). Творческий портрет

Милий Алексеевич Балакирев – одна из тех личностей, с чьими именами связано глубокое обновление всего строя русской музыкальной культуры во второй половине XIX в. Ярко и разносторонне одарённый художник, обладающий сильной волей и способностью вести за собой других, он как никто иной оказался способен объединить около себя молодые творческие силы русской музыки в пору высокого общественного подъёма. Балакирева отличает многогранная творческая деятельность: талантливый музыкант и организатор, пианист, дирижёр, фольклорист.

Наследие:

– оркестровая музыка: 2 симфонии, «Испанская увертюра», «Увертюра на три русские темы», симфоническая поэма «Тамара», «Русь», «Чешская увертюра», два фортепианных концерта.

– камерно-инструментальный жанр: различные камерные ансамбли. Для фортепиано: «Исламей», сонаты, ноктюрны, мазурки, вальсы, транскрипции и переложения.

– камерно-вокальный: хоры, романсы.

– музыкально-театральный: музыка к спектаклю «Король Лир».

М.А. Балакирев родился в Н. Новгороде. Занимался на фортепиано с матерью. Сам становится музыкантом при поддержке матери и Улыбышева. Оркестровке учит Эйзрих. Окончил гимназию, затем – Казанский университет. Едет в Петербург. В1857 г. даёт концерты, частные уроки. Общается с Глинкой. Знакомство с кучкистами. Сам считает себя не учителем, а вождём. Пропагандирует социально-демократические идеи. Работает дирижёром в БМШ (бесплатная музыкальная школа). Постепенно осложняются отношения с Мусоргским. Умирает отец, редко приходит Бородин. Возникает ощущение ненужности. В1867 г. занимается самомученичеством – не пишет музыку, не ходит на концерты, не с кем не общается. Балакирев-атеист становится глубоко верующим человеком и анархистом. Почти 10 лет не сочиняет. В 80-е гг. вернулся в БМШ, стал во главе Придворной капеллы, снова сочиняет. Заканчивает произведения, начатые в 60-е гг. Но он уже отстал, выход из кризиса мучителен. Также оказался в стороне от самого ведущего жанра русской музыки – оперы.

Таким образом, в творчестве Балакирева выделяются 2 периода: I – конец 50-х–60-е гг. – замысел произведений; II – 80 – 90-е гг. – редактирование и завершение. Периоды неравнозначны по целям и задачам. Материал искусства формируется в 1-й период, а техника оттачивается во 2-й.

В области музыкальной стилистики у Балакирева есть общие с кучкистами черты и индивидуальные. Общие:

Главенствующая роль повествования о явлениях жизни, а не непосредственное раскрытие драматического действия.

Преимущественная опора на крестьянскую песенность.

Широкое обращение к кавказскому фольклору.

Следование «руслановским» заветам Глинки.

Частое обращение к программной музыке.

Индивидуальное – диапазон программности многограннее «Могучей кучки». Можно выделить три типа программности:

Картинно-повествовательная с большой ролью красочно-оркестровой выразительности, но в то же время с элементами жанрово-реалистических бытовых зарисовок.

Программность, продолжающая традиции «Камаринской» Глинки: программой служат образцы, взятые из народной песенности.

Программность психологического плана (при обращении к Шекспиру).

Разные типы программности обусловили применение и вариационного, и разработочного метода развития.

Мелодия. Тяготеет к связям с внешними данными – русский, испанский, кавказский материал. Это обусловило поиски ладовой и тембровой специфичности.

Инструментовка. Прекрасно знал классическую оркестровку, руководил в этом отношении кучкистами. Сам тяготел к красочности колорита.

Форма. Применяет не только строгие формы, но и взаимопроникновение форм – вариации с сонатной. В сонатной форме конфликтная драматургия не характерна – сонатность картинного, эпико-драматического или лирико-эпического типа.

Наши рекомендации