Раздел 5. Гомосексуальность и здоровье

Одним из стойких заблуждений, которое распространено и сегодня, является миф о том, что гомосексуальность является болезнью и, следовательно, от неё можно излечиться. В данном разделе мы исследуем это убеждение, а также несколько других вопросов, связанных с гомосексуальностью и здоровьем.

«Гомосексуальность - это болезнь?»

Нет. Ещё в 1935 году Зигмунд Фрейд писал: «Гомосексуальность не может быть квалифицированна как заболевание. Мы считаем ее вариацией сексуальной функции». Психологи, психиатры и другие специалисты считают, что гомосексуальность не болезнь. В сексологии не существует понятия «правильная» или «неправильная» сексуальная ориентация. Ориентация бывает разной: гетеросексуальной, гомосексуальной и бисексуальной.

15 декабря 1973 года Американская Психиатрическая Ассоциация подтвердила результаты новых исследований и исключила гомосексуальность из официального списка умственных и психических расстройств. В 1975 году Американская Психологическая Ассоциация подтвердила это решение. С момента исключения гомосексуальности из списка болезней это решение много раз подтверждалось дополнительными исследованиями обеих ассоциаций.

17 мая 1990 г. Всемирная Организация Здравоохранения при Организации Объединённых Наций приняла Международную Классификацию Болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10) из которой гомосексуальность как болезнь была исключена. В примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией", подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство". В 1995 г. эту позицию приняла Япония. В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний.

Позиция российской психиатрии является гетеросексистской. В частности в приказе Министерства здравоохранения РФ №311 от 06.08.99, говорится: «Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Гетеросексуальность – это абсолютная норма, но гомосексуальность рассматривается как возможная альтернатива отношений, и как отклонение не рассматривается, соответственно, не лечится». Далее даётся ссылка на примечание F66 из МКБ-10.

Решение «Американской психиатрической ассоциации» (АПА) 1973-го года об исключении гомосексуальности из списка психических заболеваний было принято под давлением гей-активистов. Никаких научных данных для изменения оценки не было».

Безусловно, активисты повлияли на то, что вопрос об исключении гомосексуальности из списка болезней рассматривался АПА в 1973 году. Однако решение было принято не из-за давления активистов, а благодаря тому, что были представлены доказательства того, что гомосексуальность не является заболеванием. Для учёных такими доказательствами являются научные исследования. В частности, как пишет Руслан Поршнев, «за 15 лет до этого события Эвелин Хукер провела в 1957-м году исследование, ставшее новаторским по ряду важных аспектов. Во-первых, вместо того, чтобы сразу принять господствующее мнение о гомосексуальности как патологии, Эвелин задалась вопросом, различается ли способность гетеросексуалов и гомосексуалов к психологической адаптации. Во-вторых, вместо того, чтобы изучать пациентов, наблюдающихся у психиатров, она исследовала группу гомосексуалов, которые нормально функционировали в обществе. В-третьих, она использовала процедуру, в которой экспертов просили оценить степень адаптируемости мужчин, не зная заранее об их сексуальной ориентации. Такой метод позволял избежать необъективности, от которой страдали многие предыдущие психоаналитические исследования гомосексуальности. Из своих результатов Э. Хукер сделала вывод, что гомосексуальность как клиническая сущность не существует и нет внутренней связи однополого влечения с психопатологией. Находки Э. Хукер впоследствии подтверждались во многих других исследованиях с применением иных методов». Именно сумма всех этих исследований и послужила причиной того, что в 1973 году АПА исключила гомосексуальность из списка заболеваний.

Ситуация с изменением отношения к гомосексуальности как к норме не исключение. Подобное изменение произошло и в отношении детского онанизма, который ещё в начале ХХ века считался причиной сумасшествия. А если посмотреть книги психиатров XIХ века, то они рекомендуют бороться с ним самым жестоким образом (например, прижигание клитора у девочек и специальные приспособления с острыми металлическими зубцами, для мальчиков). Причина в подобном отношении к детскому онанизму была в том, что врачи психиатрических клиник отмечали, что их пациенты занимаются мастурбацией прилюдно. В итоге причинно-следственная связь была перепутана. Естественно, массовые исследования людей, которые не были клиентами психиатров, показали не состоятельность этой гипотезы и детский онанизм был нормализован.

Тоже самое касается и уже упоминавшихся в этой брошюре, левшей, которых изначально также усиленно старались «вылечить» и «переучить». Усилия педагогов и врачей продолжались ровно до тех пор, пока леворукость не была признана нормой.

«Лечение может изменить сексуальную ориентацию».

Нет, не может. На протяжении всего ХХ века некоторые люди пытались лечить гомосексуальность, а кое-кто продолжает это делать и до сих пор. Особенно «преуспели» в «лечении» гомосексуальности в нацистской Германии, где геев отправляли в специальные концентрационные лагеря, в которых на них ставили различные жестокие опыты. Излюбленными методами «лечения» были лоботомия (хирургическая операция на мозге), электрошок, кастрация и гормонотерапия.

Наследниками подобного «лечения» гомосексуальности стали адепты так называемой «репаративной» или «конверсивной» терапии, которые не отрицают, что «в прошлом использовались вредные для здоровья техники». На сегодняшний день данная «терапия» имеет широкое распространение среди верующих, которым кажется проще изменить себя, чем жить в противоречиях с установками своих религий.

Основу подобного лечения составляет психотерапия. Проводившиеся Американской Психиатрической Ассоциацией исследования показали, что «среди подвергавшихся репаративной терапии наблюдается повышенная частота неврозов, депрессий, самоубийств, велик процент дисфории сексуальной ориентации, недовольства собой (в частности и на почве того, что никакой обещанной «смены сексуальной ориентации» не произошло и гомосексуальные желания и фантазии не исчезли, и приходится их либо подавлять, либо социально мимикрировать (подстраиваться под общественные стандарты – В.С.))». Иными словами, насилие физическое заменено насилием психическим.

Если ранее приверженцы «репаративной терапии» утверждали, что благодаря их работе человек может стать полностью гетеросексуальным, то теперь они говорят, что далеко не все могут изменить свою сексуальную ориентацию, но все могут стать «бывшими геями» («экс-геями»). Стать «бывшим геем» значит перестать практиковать гомосексуальное поведение и научиться жить в целибате (если гетеросексуальная жизнь для человека окажется совершенно не приемлемой). Обязательными условиями подобного «лечения» должно быть желание самого «пациента» отказаться от своей сексуальной ориентации. Кроме того, они подчёркивают, что «изменения не происходят мгновенно», что может понадобиться довольно много времени (например, вся жизнь человека) и в итоге это всё равно может не привести к полному отказу от гомосексуального поведения.

В 1999 году целый ряд организаций: Американская Академия Педиатрии, Американская Ассоциация Консультантов, Американская Ассоциация Школьных Администраторов, Американская Федерация Учителей, Американская Психологическая Ассоциация, Американская Ассоциация Школьного Здоровья, Американская Ассоциация Школьных Психологов, Национальная Ассоциация Социальных Работников и Национальная Образовательная Ассоциация - заявили следующее: «Наиболее важный факт относительно «репаративной» или «конверсионной» терапии состоит в том, что она базируется на понимании гомосексуальности, которое было отвергнуто всеми основными медицинскими и психиатрическими профессиональными организациями. Ряд организаций, представляющих более чем 477 тыс. медиков и психиатров, разделяют мнение, что гомосексуальность не является психическим отклонением и не требует «излечения»… Эти организации не поддерживают усилия, направленные на изменение сексуальной ориентации молодёжи посредством «репаративной терапии», и выражают серьезные опасения об её потенциальном вреде».

Наши рекомендации