Социальная психология личности

От рождения до смерти каждый человек является участником различных групп, и ни его самого, ни его чувства и поведение нельзя понять в отрыве от факта такого участия.

Е. В. Шорохова, подходя к личности с социально-психологической точки зрения, рассматривает её как продукт социальных условий, совокупность ролевых функций и их влияния на общественную жизнь.

Она выделяет следующие задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути её преодоления; самовоспитание личности.

Социальная психология изучает, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность.

Она рассматривает поведение и деятельность социально обусловленной личности и вклад личности в деятельность группы.

В этой области психологии важно выявить закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, включённой в какую-либо группу.

По мнению В. С. Мерлина, тип взаимоотношений в группе влияет на формирование свойств личности, характерных для данного коллектива в целом.

Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются в совместной деятельности (характеризуют возможность и эффективность деятельности человека в группе) и общении и с людьми (способность устанавливать и поддерживать контакт и взаимоотношения). Личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение.

Богатство связей личности с миром состоит в богатстве её связей с людьми в группах, в которые она входит. В совместной деятельности и общении во всех этих группах формируются её черты. И наоборот, имеющиеся характеристики личности влияют на группы, которые она выбирает и на особенности функционирования в них.

Социальные отношения создают определённое впечатление о личности не только для окружающих, но и для неё самой. В течение всей жизни человек создаёт и поддерживает своё представление о себе самом, т. е. свою субъективную картину «Я», которая зависит от представлений о себе как о личности и как о социальном индивиде.

Из социальной области на его самосознание влияют:

• принадлежность к определённой культуре (характерные традиционные особенности большой группы накладывают отпечатки на индивида)

• включённость в какие-либо малые группы

• играемые социальные роли,

• социальное сравнение (сознание того, кем мы являемся, требует от нас осознания того, кем мы не являемся),

• суждения и оценки других людей (часто мы используем других людей в качестве зеркала для восприятия себя самого),

• повседневный опыт межличностного взаимодействия (успех повышает самооценку).

Поначалу структура личной определённости привносится из социума, а потом уже становится относительно автономной, но, тем не менее, продолжает испытывать воздействия извне.

Поскольку человек самоопределяет себя (не только сознательно и самостоятельно, но и в процессе воспитания и общественного воздействия), то есть понимает, что он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие этому права и обязанности и получает определённый статус в группе. Он знает своё место и узнаётся другими, благодаря чему его взаимоотношения и взаимодействия с другими уже определены.

Немаловажная характеристика в данном отношении - социальный статус человека - включает в себя 3 компонента:

а) совокупность присущих данному индивиду черт – это объективная статусная характеристика;

б) особенности восприятия его другими людьми - это субъективная статусная характеристика;

в) уровень, положение среди других групп самой этой группы.

Таким образом, формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в условиях совместной деятельности.

Взаимодействуя, человек формируется и изменяется. В это же время он оказывает обратное воздействие на своих партнёров.

Межличностные отношения– это взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности.

Наши социальные убеждения и суждения оказывают влияние на наши чувства, мнения и действия. Значит, создают нашу действительность и наше будущее.

Поведение человека – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.

Поскольку люди, живущие в той или иной социальной общности, взаимозависимы, каждый должен считаться с тем, как его поступки скажутся на других. Однако не всегда такие самоотчёты о своих поступках соответствуют реальности. Их может искажать фактортак называемой социальной желательности – фактор, искажающий самоотчёты личности в сторону увеличения частоты тех, которые кажутся более социально приемлемыми и привлекательными.

Среди других вопросов, важными являются изучение социализации и социальной установки.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Под социализацией исследователь Г. М. Андреева понимает процесс усвоения индивидом социального опыта и активного воспроизводства системы социальных связей посредством его вхождения в социальную среду. Это процесс вхождения индивида в человеческую культуру, усвоения этой культуры.

Это не только активный процесс со своей динамикой, особенностями, влиянием и проблемами, но и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Благодаря ей происходит интериоризация привнесённых извне взглядов, отношений, способов поведения, они принимаются и начинают управлять человеком уже изнутри, из него самого, без необходимости контроля извне.

Социализация может происходить и в условиях воспитания (целенаправленного формирования личности), и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов.

Неорганизованные поначалу тенденции постепенно достигают координации и утончённости и благодаря повторению становятся формирующими для личности. Как раз систематические и однообразные реакции других людей формируют и фиксируют образцы поведения человека.

«Значимый другой» - так называется человек, оказывающий наибольшее влияние при воспитании. Они влияют не только своим воздействием, но и самими своими личностными особенностями.

Социализированный человек – это человек, который усвоил общественно-исторический опыт и может эффективно участвовать в жизни общества. Общество и личность как бы взаимопроникают друг в друга.

Начинается социализация с первых же минут жизни маленького человека, пронизывая три сферы жизни: самосознание (постепенно у индивида формируется образ себя – картина «Я», в которую помимо представлений о своих личностных свойствах входят представления о себе как о социальном индивиде), общение и деятельность (индивид воспитывается как субъект деятельности). В процессе социализации происходят изменения и развитие возможностей в этих трёх сферах. Индивид приобщается к системе норм и ценностей общества.

В процессе ранней социализации человек овладевает системой норм и категорий (значений предметов), которые обеспечивает ему эффективное взаимодействие с другими людьми. Позже, в более взрослом возрасте, он уже способен самостоятельно создавать эти категории. Соответственно, в процессе социализации у человека создаётся определённая субъективная картина окружающего мира (физического и социального) и картина самого себя (Я-концепция). Необходимо, чтобы его новые категории, т. е. эти картины, существенно не отличались от существующих и общепринятых, в противном случае он может быть признан неадекватным и получит диагноз психотика (?) (шизофреника). Поэтому люди в обществе постоянно, так или иначе, соотносят друг с другом свои картины мира и себя, чтобы не произошло такого раздвоения.

Цели социализации – последовательное нормирование психических функций и поведения человека и последовательное приближение его к нормативному канону, существующему в данном обществе.

Процесс социализации происходит благодаря задействованию следующих механизмов:

  1. Пролепсис – представление будущего, будто происходящего в настоящем. Это способность агента социализации (тех людей, которые социализируют ребёнка: родителей, опекунов, авторитетов, сверстников) предвидеть будущие потребности общества и в соответствии с ними развивать ребёнка.
  2. Исходная социальность ребёнка – его изначальная способность и готовность участвовать в социальных процессах, исходная направленность на людей и социальные отношения.
  3. Формирование социального «Я» - представления о себе как о субъекте социальной активности.
  4. Эмоциональное заражение – это передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.
  5. Подражание – как произвольное, так и непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.
  6. Убеждение – изложение и полный анализ своей позиции с упором на её положительные стороны и предложением принять её, а это решение принимает уже сам убеждаемый человек на основе полученной информации и своего мнения.
  7. Внушение – навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

Я. И. Гилинский выделял следующие стадии социализации:

1. Дотрудовая стадия. Она включает в себя и детство, когда ребёнок ещё не начинает ходить в школу, школьные годы, и юность до начала трудовой деятельности. Здесь социализация происходит в основном за счёт процессов воспитания, игры, обучения и непосредственных эмоциональных контактов с окружающими. На этой стадии социализаторами выступают семья, детский сад, школа, прочие детские учреждения, высшие учебные заведения.

2. Трудовая стадия. Это период трудовой деятельности человека, которая и становится основой, инструментом социализации. Человек на этой стадии уже способен сам воспроизводить социальный опыт (тем более, на этом этапе, как правило, у него появляется своя семья и дети). Здесь основные социализаторы – трудовой коллектив и различные общественные организации.

3. Послетрудовая стадия. Здесь человек сам становится больше социализатором, чем объектом. Пожилые люди воспроизводят социальные опыт, изменяется лишь их тип деятельности и активности.

Помимо названных социализаторов, на любой стадии их роль могут выполнять сверстники, друзья, своя семья и др.

В результате социализации возникают так называемые эффекты социализации, к числу которых Б. Г. Ананьев причислял формирование особых черт характера, образование социальных установок и сложной мотивации деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Сформированность социальных установок означает, что усвоенный социальный опыт преломлён личностью и проявляет себя в её поведении.

Это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к определённой реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на поведение.

Это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-то или кого-то, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Социальная установка (некоторые исследователи называют её аттитюд) объясняет выбор мотива поведения, а он в свою очередь определяется потребностью индивида и объективной сложившейся ситуацией.

Социальные установки выполняют 4 функции:

  1. приспособительная/адаптивная – они помогают выбору объектов для достижения целей.
  2. функция знания – способствует выбору необходимого в данных условиях способа поведения
  3. функция выражения – помогает субъекту выразить себя и снять внутреннее напряжение
  4. функция защиты – помогает разрешению внутренних конфликтов

М. Смит выявил в структуре социальной установки наличие следующих компонентов:

1. когнитивный – осознание и понимание объекта установки;

2. аффективный – эмоциональные оценка и отношение к объекту установки;

3. поведенческий – поведение относительно объекта установки.

В. А. Ядов в системе, регулирующей поведение личности, выделял 4 уровня:

  1. Простейшие установки, возникшие для удовлетворения витальных потребностей в простых ситуациях. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию.
  2. Социальные фиксированные установки, возникающие в связи с потребностью в общении и удовлетворяемые деятельностью малых групп. Данный уровень регулирует поступки людей в обычных привычных ситуациях.
  3. Базовые социальные установки, формирующиеся в конкретных видах профессиональной деятельности или досуга, – это направленность интересов личности. Они регулируют поведение личности.
  4. Ценностные ориентации личности, проявляющиеся в регуляции поведения в самых значимых ситуациях. Этот уровень регулирует уже деятельность личности.

Эта система помогает понять предрасположенность личности действовать определённым образом в не очень трудных ситуациях (в трудных ситуациях задействуются другие механизмы и на поведение влияет большее число факторов).

Для изменения социальных установок должны произойти либо какие-нибудь социальные изменения, либо изменения в позиции личности, вызванные изменениями и развитием самой личности.

Нельзя сказать, что, изменив установки, мы изменим поведение человека, или что, зная установки человека, мы сможем предсказывать его поведение. Потому что поведение человека лишь частично определяется его социальными установками, есть ещё и другие личностные механизмы, различные внешние влияния и объективные условия. Что же касается установок, то по ним тем легче предсказать поведение, чем они:

а. сильнее, устойчивее и осознаннее,

б. конкретнее и специфичнее и чем больше помогают в конкретной данной деятельности

в. чем меньше внешних влияний.

Возможно и противоположное влияние – наши поступки подтверждают наши социальные установки. Например, будучи вынужденными играть какую-то несвойственную для себя роль (т. е. будучи вынужденным сформировать у себя новые установки), человек в итоге может «слиться» с ней и показывать такое поведение всегда. Таким образом он начинает искренне верить в то, что делает, хотя изначально он мог не принимать её испытывать большие трудности в исполнении этой роли.

Для объяснения этого феномена предлагают 3 гипотезы:

1. Стремление человека произвести благоприятное впечатление на окружающих. Для этого он может начать показывать себя лучшим, чем он есть. Отслеживая реакции окружающих, он моделирует своё поведение.

2. Человек испытывает напряжение, когда его убеждения противоречивы и несовместимы, поэтому он старается подвести одно знание под другое. Он ощущает свою непоследовательность и, потому, необходимость изменения своих установок. Например, вместо того, чтобы бросить курить, курильщик начинает оправдывать своё поведение.

3. Когда установки человека нестойки, он, наблюдая за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводит из них установки. Он наблюдает как бы со стороны за своим поведением и даёт разумное обоснование своим установкам.

В обществе установки могут выполнять интегрирующую роль: люди, подходящие к миру с одинаковыми установками, способны понимать и поддерживать друг друга.

ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Группа – это совокупность взаимодействующих лиц, выделяемых из целого по определённым признакам, осознающих свою принадлежность друг к другу.

Существует множество классификаций групп.

• Ч. Кули разделял группы на:

1. первичные (люди, в отношении которых ощущается наибольшая эмоциональная близость и в которых люди непосредственно контактируют: семья, друзья)

2. вторичные (все остальные люди, с которым личность взаимодействует для достижения своих целей; здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько умение выполнять свои функции)

• Э. Мэйо:

1. формальные (имеют юридически фиксированную структуру, руководство, закреплённые права и обязанности, статус, участники объединены социально заданной деятельностью, взаимодействие в них заранее регламентировано: производство, армия)

2. неформальные (не имеют фиксированного статуса, объединяется на основе интересов, симпатий, извлечения пользы, в них взаимодействие может быть основано на эмоциях, неофициальных правилах, да и они могут меняться)

• Г. Хаймен:

1. группы членства (в которые человек входит на какой-либо основе по некоторым причинам)

2. референтные группы (группы значимых для личности людей, но в которые сама эта личность не входит, она соотносит себя с ними как с эталоном). Люди из таких групп оказывают большое влияние на жизнь и развитие человека, на его поведение и самооценку.

• Г. М. Андреева:

1. условные (люди, входящие в такие группы, могут не быть одновременно в одном месте, не выполнять совместно какой-либо деятельности, например, пенсионеры, студенты)

2. реальные (существующие в общем пространстве и времени, объединены реальными отношениями):

а) лабораторные (специально создаваемые исследователем для изучения);

б) естественные (реально существующие): большие и малые.

Реальные группы наиболее ценны и значимы для исследований социального психолога. Они подразделяются на большие (классы, народы, этносы) и малые.

Группообразование– это процесс становления группы из реальной диффузной общности людей.

Людям в группе свойственны следующие характеристики:

  1. чувство причастности (осознание себя частью данной группы)
  2. чувство идентичности (осознание своей схожести с другими членами группы)
  3. взаимодействие (что люди в группе делают, где, по какой причине, для чего и т. п.).

Функции групп:

  1. Социализация - процесс включения личности в общество.
  2. Инструментальная, т. е. производственная – люди в группе выполняют какую-либо деятельность.
  3. Экспрессивная – для выражения чувств и эмоций.
  4. Функция психологической поддержки - одно только нахождение рядом другого человека уже способно помочь во многих ситуациях.
  5. Принятие групповых решений, которые зачастую могут быть гораздо эффективнее индивидуальных.

Качественнойхарактеристикой группы является уровеньеёразвития – это характеристика сформированности межличностных отношений. Для его определения используются следующие параметры: уровень целей и ценностей, которые являются содержанием совместной деятельности, их содействие развитию группы и общества, а также число групповых коммуникаций, сложившиеся отношения, время существования группы.

Выделяют следующие уровни развития групп:

низкого уровня развития (например, диффузная группа– это общность, в которой отсутствуют сплочённость, ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, опосредующей отношения её участников).

высокого уровня развития (коллективы) – в этих группах результат соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом положителен (в группах низкого уровня развития он может быть отрицательным).

Коллектив – это высшая степень развития малой группы.

А. С. Макаренко так определял коллектив: это свободная группа трудящихся, объединённая общей личностно- и социально-значимой целью и действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив целостен, он – самостоятельная система со своей структурой, организацией и функциями.

Это группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития.

Характеризуется коллектив высокой сплочённостью как ценностно-ориентационным единством, коллективистскими самоопределением и идентификацией, высокой референтностью участников группы и разделением ответственности.

В коллективе личность находит поддержку, помощь, с коллективом она разделяет ответственность, всё это способствует формированию групповой сплочённости.

Цели коллектива и всего общества должны быть согласованы, поскольку коллектив – часть общества, а не самостоятельная «отрезанная» группа, таким образом, коллектив характеризуется только социально одобряемыми целями.

Ещё одна важная характеристика коллектива – добровольность его объединения.

В. М. Бехтерев указывал на общность целей и настроений в коллективе.

Коллектив обязательно развивает личности входящих в него людей.

Каждый коллектив – это малая группа, однако не любая малая группа – это коллектив.

Ещё один критерий группы - групповая интеграция– совокупность упорядоченности внутригрупповых структур, устойчивости взаимосвязей, стабильности и устойчивости функционирования, что свидетельствует о психологической целостности и единстве общности людей.

Можно говорить о её наличии, если группа может длительно существовать автономно. Обычно она проявляется при нарушении равновесия группы как системы, т. е. при возникновении опасностей и помех её существованию. Её признаки: чувство «мы», эмоциональная идентификация с членами своей группы, формирование групповых норм, подъём дисциплинированности, организованности и согласованности взаимодействий, оздоровление социально-психологического климата, способности группы к самоконтролю и самокоррекции и др.

В социальной психологии группы рассматриваются с точки зрения различных её параметров: состава, структуры, групповых норм и ценностей, с точки зрения происходящих в ней групповых процессов.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, которую они выполняют.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Это значительная по размерам или вообще не ограничиваемая количественно общность людей, выделяемая по некоторым признакам (например, пол, возраст, национальность) или совместной деятельности.

В них вырабатываются групповые нормы, ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до каждого индивида.

Один из видов больших групп – толпа – это стихийно действующая неорганизованная общность, бесструктурное скопление людей, лишённое ясно осознаваемых целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Формируется толпа за счёт нарастающего обоюднонаправленного эмоционального заражения и слухов (это вид межличностной коммуникации, описывающий какой-либо сюжет, отражающий общественное мнение и настроение, стереотипы и установки).

Существует 4 вида толпы:

1. оказиональная – возникающая из-за интереса к неожиданному событию или происшествию;

2. конвенциональная – возникшая из-за интереса к заранее заявленному событию;

3. экспрессивная (её особенность – выражение общего отношения к чему-либо или испытывание общих сильных эмоций (возмущения, радости, экстаза));

4. действующая: агрессивная (избиение, погром), паническая (паника, бегство), стяжательная (конфликт за обладание чем-либо), повстанческая (возмущение, революция).

Из-за отсутствия чётко определённых целей и неопределённости структуры толпа легко и спонтанно может переходить из одного состояния (вида) в другой.

Выделяют следующие способы воздействия, посредством которых люди в больших группах воздействуют друг на друга в процессе межличностной коммуникации:

Подражание – произвольное или непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.

Психическое заражение – передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.

Внушение – навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

Наши рекомендации