Тема 2: Эволюция теории управления

Менеджмент зародился давно и применялся в трёх сферах:

1) Экономическая – необходимость находить, производить и распределять ресурсы.

2) Политическая – необходимость устанавливать и поддерживать порядок в группе.

3) Оборонительная – защита от врагов и диких зверей.

Как наука, менеджмент возник в 17-18 вв. В его развитии выделяют 4 периода:

1) Древний (9-10 тысяч лет до нашей эры – 1776 г. нашей эры) – преобразование племён в народы, народы в государства, необходимость управления всё большими группами людей.

2) Индустриальный период (1776 год – 1890 год) – появление фабрик и мануфактур. Наиболее яркие представители: Адам Смитт, Роберт Оуэн.

Идеи: гуманизация управления производства, главный тезис – «Человек – это живая машина».

3) Период систематизации (1856 – 1960). В этот период сформировалось много новых школ управления.

4) Информационный период (1960 – до наших дней). Интеграция методов мат. анализа и субъективных решений менеджера.

Можно выделить 4 основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие менеджмента:

1) Подход с позиции выделения различных школ управления:

а) Школа научного управления (1885-1920).

б) Классическая (или административная) школа (1920-1950).

в) Школа человеческих отношений (1930-1950).

г) Школа поведенческих наук (1950-до сих пор).

д) Школа науки управления (или количественных методов) (1950-по наше время).

2) Процессный подход (1920-до сих пор).

3) Системный подход (1950-до наших дней).

4) Ситуационный подход (1960- до наших дней).

1.а) Школа научного управления. Зародилась в США.

Представители:

· Фрэнк и Лиллиан Гилберты;

· Фредерик Уинслоу Тейлор (или Тэйлор; англ. Frederick Winslow Taylor; 20 марта 1856, Германтаун, Пенсильвания — 21 марта 1915, Филадельфия) — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента;

· Генри Гантт (Gantt Henry L.) (1861-1919).

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором - он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если на научной основе отобрать и подготовить людей, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, то можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Ф. и Л. Гилберты провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Г. Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте. В 1901 г. разработал первую премиальную систему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем вдвое.

Основные достижения:

· Использование научного анализа для лучших способов выполнения задачи.

· Отбор работников, более всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.

· Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач.

· Систематическое и правильное (справедливое) использование материального стимулирования.

· Отделение управленческой работы от неуправленческой.

Основной тезис: «Работа по управлению – это определённая специальность и организация в целом выиграет, если каждый работник будет сосредоточен на том, что делает лучше всего.

1.б) Административная (Классическая) школа – занималась поиском универсальных принципов управления, которые затрагивали 2 основных аспекта:

1) определение лучшего способа разделения организации на подразделения в целях выявления основных функций управления;

2) предложение принципов построения структуры организации и управления работниками.

Представители:

· Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 — 19 ноября 1925) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

· Ге́нри Форд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник, первым «поставил на конвейер» технически сложную продукцию — автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

· Линдал Урвик (Lyndall Fownes Urwick) - (1891-1983) - занимался внедрением в практику управления разумных принципов менеджмента, сопровождая эту деятельность попытками усовершенствования управленческих процессов.

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

Функции менеджмента по Файолю:

1) Планирование

2) Организация

3) Мотивация

4) Контроль

5) Координация

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.

Принципы управления по Файолю:

1) Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2) Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3) Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4) Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5) Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6) Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7) Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.

8) Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9) Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10) Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11) Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12) Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13) Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14) Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

Вклад школы:

• Развитие принципов управления организацией.

• Описание универсальных функций управления и видов управленческой деятельности.

• Систематизированный подход к управлению организацией. Определение структуры организации.

1.в) Школа человеческих отношений (Поведенческая школа).

Представители:

· Мэри Паркер Фоллет (3 сентября 1868 - 18 декабря 1933) - американский социолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения.

· Джордж Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».

Движение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению, сделав акцент на людях. Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда, что сказывается на эффективности организации в целом.

1.г) Школа поведенческих наук.

Бихейвиоризм – наука о поведении человека.

Представители:

· А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970) — американский психолог, основатель гуманистической психологии.

· Дуглас Мак-Грегор (англ. Douglas McGregor) (1906, Детройт — 1 октября 1964, Массачусетс) — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y (Theory X and Theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу.

Они занимались разработкой теорий мотивации (поощрения) персонала, считаля, что необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, т.к. оно представляет собой реакцию на стимулы. Считалось, что рабочий, получая в качестве стимула хорошее вознаграждение, то в ответ будет хорошо работать.

Пирамида Маслоу:

Тема 2: Эволюция теории управления - student2.ru

Теории Мак-Грегора:

теория Х - средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория У — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук:

· Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

· Применение наук о человеческом поведении в управлении и формирование организации таким образом, чтобы каждый работник был использован в соответствии с его потенциалом.

1.д) Школа науки управления (Школа количественных методов управления)- базируется на применении в управлении данных точных наук: математики, статистики и т.д.

Ключевой характеристикой школы науки управления является использование математических моделей для количественной оценки и анализа исследуемых процессов и проблем. Развитие компьютерной техники ощутимо повлияло на развитие количественных методов в управлении, что позволило разрабатывать и использовать в практических исследованиях математические модели возрастающей сложности, приближающиеся к реальным процессам.

Вклад:

· Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

· Развитие количественных методов оценки и обоснования в помощь руководителю, принимающему управленческие решения в сложных ситуациях.

Наши рекомендации