Черты восточного миросозерцания

Нет ничего вне нас, чего бы не было внутри.

Древняя восточная мудрость

Речь идет о четырех центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Египте и Междуречье (шумеры, Вавилон). Сознание людей на заре истории отличалось меньшей четкостью и в то же время известной универсальностью и простотой. В определенном смысле легче говорить о картине мира для древних времен, чем о современной. Мир представлялся совокупностью стихий: земли, воды, воздуха и огня или подобных им веществ.

Реконструкция древнего мышления важна нам из-за его отпечатывания в психике (или структурах мозга), так “построены” архетипы. Бытовавшее мышление не исчезает полностью (“рукописи не горят”, писал М. Булгаков). В ритуалах доисторических и древних людей встречались предметы культа. Поклонение этим предметам (фетишам) отличает человека от животных и свидетельствует о зачатках абстрактного мышления. За каждой силой природы постепенно появлялся бог. Так возник политеизм (язычество). В Египте - это Аммон Ра, которого сменил Осирис; в Древней Греции - Зевс, в Индии - Вишну и Кришна. Наблюдение согласованности явлений природы привело к переходу от политеизма к монотеизму.

Такой переход можно, например, проследить в получившем за последние годы распространение в России кришнаизме, монотеистической[10] религии, выросшей на основе древнеиндийского политеистического эпоса “Веды”. Кришнаизм рассматривается сегодня на Западе как часть индуизма и имеет довольно стройную картину происхождения мира, связанную с циклами созидания и уничтожения вселенной. Древние индийцы верили в существование всеобщего порядка вещей, который они называли Рта (Рита).

В древнем Китае этот всеобщий порядок ассоциировался с понятием Дао (даосизм), а в древней Греции аналогичную роль играл Логос, хотя толкования этих понятий в соответствующих культурах имеют и существенные отличия.

Дзэн-буддизм. Китайцы впервые познакомились с философией буддизма, пришедшего из Индии, в 1 в. н.э. “Чань” (по-японски “дзэн”) - это медитация. В 1200 году эта система пришла в Японию. Цель, как и в буддизме, - достичь просветления (сатори). Дзэн не располагает специальной философией, считает, что слова не могут выразить высшую истину. Передается от учителя к ученику. Японское мышление скорее интуитивно и немногословно в передаче.

Самая главная черта восточного мировозззрения - осознание единства и взаимосвязанности всех вещей и явлений. Восточные традиции говорят о высшей, неделимой реальности, воплощением которой служат все вещи. В индуизме она называется Брахман, в буддизме - Дхарма, в даосизме-Дао. Поскольку она находится вне всяких категорий, буддисты называют ее Татхата (“таковость”).

В реальной жизни мы часто не осознаем этого единства или забываем о нем, разделяя мир на самостоятельные предметы и события, а потом еще и удивляемся, что между ними возникают противоречия. Уверенность в реальности наших абстрактных понятий самостоятельных вещей и событий - не более чем иллюзия, майя, порожденная авидьей - незнанием. Восточные мистические традиции “исправляют” сознание с помощью медитации, которая делает его уравновешенным и спокойным.

Самадхи (медитация, душевное равновесие, просветление) позволяет воспринимать и принципиальное единство вселенной. Один из выдающихся представителей дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки писал: “Фундаментальное положение буддизма - необходимость выйти за пределы мира противоположностей, мира, построенного интеллектуальными разграничениями и эмоциональными омрачениями, и осознать духовный мир неразличения, который предлагает достижение абсолютной точки зрения”.

Античность

“Осевое” время (800-200 гг. до н.э.) пришло в Древнюю Грецию на стыке времен и захватило расцвет греческой философии. Но история Древней Греции началась раньше, в начале второго тысячелетия до н.э., когда с севера пришли ахейцы, заселившие Пелопоннес и некоторые острова Средиземного моря. В середине 13 века до н.э., после Троянской войны царства ахейцев были ослаблены, а в 12 в. до н.э. дорийцы, также пришедшие с севера, окончательно сломили их могущество. Они принесли железные орудия и оружие. От дорийцев произошла Спарта.

В осевое время греки активно расселяются по берегам Средиземного моря. Им был присущ дух странствий, завоеваний, предприимчивость (Одиссей), внимание к личности. Формируется антропоцентризм и рационализм - основы техногенной цивилизации, а также богоравность, состязательность (агон).

Раннее греческое мировосприятие было связано с мифологией, которая по мере формирования греческих городов (полисов) превращалась в олимпийскую религию. Олимпийские боги, победившие хаос и символизировавших его хтонических богов (богов загробного мира) - титанов, циклопов, стали стражами мирового порядка - космоса. В отсутствие обожествления царей греческая олимпийская религия была демократичнее восточных. Греческие боги - бессмертные копии людей - также подчиняются судьбе.

Культурная жизнь греков, южного народа, была достаточно многообразной. Творили непревзойденный Гомер и его современник поэт Гесиод (“Теогония”, “Творения и дни”). Родилась драма, связанная с культом Диониса (он же Вакх), а также трагедия (букв. “песнь козлов”).

В Греции проводились спортивные игры: Олимпийские, Пифийские (посвященные Аполлону), Немейские (в честь Зевса и Геракла), Истмийские (в честь Посейдона).

В 5 в. до н.э. объединенные войска греков под руководством Афин, а также флот победили персов. Значение Афин возросло. Начался золотой век афинской демократии, который был недолгим, но плодотворным в культурном отношении. Политическая свобода, особенно при Перикле, стимулировала развитие искусства и философии, а также общественной жизни. Однако, в результате воины со Спартой (431-404) Афины утратили былое могущество. В 4 веке начались походы Александра Македонского. В 146 г. до н.э. Греция стала провинцией Римской империи. Обновление греческой культуры произошло уже в Византии в связи с христианством.

Культура Древней Греции, положившая начало западной, техногенной цивилизации, была полна иррациональных элементов. Это культ Диониса, который пришел на смену еще более древним культам, культам более диким, когда исступленные менады пожирали сырое мясо жертвенного мальчика. Во времена Дионисий вместо мальчика стали приносить в жертву жеребенка. Согласно Бертрану Расселу, мистицизм дионисийских мистерий оказал большое влияние на греческую философию и христианство. Существовало также сходство греческих (элевсинских) мистерий с брахманическими в Индии. Так, элевсинские мистерии заключались санскритским священным словом “Ом”. Дионисия родила Непорочная дева 25 декабря. Он совершал чудеса, превращал воду в вино, был приговорен к смерти титанами и воскрес 25 марта. Он всегда назывался спасителем. Христиане в Риме праздновали 25 декабря как Рождество Христово.

Гегель в “Философии истории” писал: “То, что греки заимствовали свои представления из Индии, Сирии, Египта, является столь же историческим фактом, как и то, что греческие представления самобытны”.

Дикий культ Вакха впоследствии сменился более утонченным культом Орфея, ставящим на первое место духовное, а не физическое опьянение. В гробницах были найдены орфические таблицы, содержащие поучения душе умершего. Греки верили в метемпсихоз - переселение душ. В греческую философию орфизм принес Пифагор (2-я половина 6-го -1-я половина 5-го вв. до н.э.). От пифагорейцев орфический элемент перешел в философию Платона. Сочетание интеллекта и страсти делало древних греков великими, и никто так не преобразовал мир культуры на будущие времена, как они. Греческая и продолжившая ее традиции римская философия имеют тысячелетнюю историю: с 6-го в. до н.э. по 529 г. н.э., когда римский император Юстиниан закрыл все “языческие” школы, что означало победу христианства. Греки не имели священных книг. догматов, жрецов. Это расковывало мысль и делало их философию свободной. В истории это уникальный случай.

Наши рекомендации