Взаимодополняющие трансы внутренего ребенка
Часто трансы супругов дополняют друг друга. В предыдущем примере мы видели трансы слияния и отрешенности.
Мы можем рассмотреть еще несколько примеров взаимодополняющих трансов:
Возрастная регрессия / Псевдоориентация во времени (уход в будущее)
Амнезия / Гипермнезия
Сверхчувствительность / Сенсорное искажение (бесчувственность)
Диссоциация (отрешенность) / Сверхотождествление (слияние)
Позитивные галлюцинации (иллюзии) / Негативные галлюцинации (вытеснение)
Сверхзаботливость / Витание в облаках, грезы
Волински. «Трансы, в которых живут люди: исцеляющие методы в квантовой психологии»
Естественно, мы сливаемся или отстраняемся множеством способов. Например, в случае алкоголизма очень важно постоянно поддерживать симптом. Алкоголикам необходимо быть отрешенными и «убегать». Алкоголь и наркотики способствуют отрешенности. Чтобы освободиться от транса пьянства, нужно разгипнотизироваться.
Пьянство — внешняя манифестация алкоголизма. Транс отрешенности связывает эти проблемы воедино. Без отрешенности очень трудно постоянно напиваться.
При этом возникает вопрос: «Кто именно пьет?» Слившаяся сторона внутреннего ребенка; ребенок, отождествившийся с мамой или папой — алкоголиками. Как-то я работал с пациентом, который справлялся со стрессом с помощью пьянства. Я спросил его: «Кто пил в вашей семье?» Он ответил: «Папа». Я потребовал, чтобы он всегда носил с собой фотографию отца. Во время пьянства он должен был класть ее на стол и чокаться с изображением, произнося: «Спасибо, папа, за то, что ты учишь меня справляться со стрессом». Это довело до абсурда транс слияния его внутреннего ребенка.
Симптом становится проблемой лишь при наличии транса. Когда человек находится «здесь и сейчас» — тогда нет никакого транса. Мы можем предположить, что без транса нет и проблемы. Выход из транса ведет к трансценденции проблемы.
Я знаю людей, которые смотрят на меня, но не видят. Перед глаза-Ми у них прокручивается фильм. Посмотрите им в глаза — и вы увидите, смотрят ли они фильм. Вот почему ваш партнер отстранен. Он смотрит старый фильм вместо того, чтобы находиться здесь и сейчас. Во вРемя терапии я иногда предлагаю пациенту специально создать транс, которым он уже обладает. Я предлагаю создать транс, который пациент уже создал раньше.
Отрешенность часто приводит к мигрени или другой физической боли. Пациент чувствует боль в какой-то отдельной части тела. Чтобы проблема оставалась проблемой, головная боль должна быть отделена от целого тела.
Следующий шаг
Кок справиться с «отрешенностью» и «слиянием»
1. Определите , какой способ отрешенности использует ваш внутренний ребенок:
а) Бесчувственность;
б) Исчезновение;
в) «Я не есть мое тело»;
г) Слияние.
2. Осознайте , где находится внутренний ребенок в физическом теле или окружающем пространстве.
3. Если ваш внутренний ребенок убегает или отстраняется, создайте эти состояния намеренно и как можно полнее, продолжая глубоко дышать. Напрягите мускулы и создайте отрешенность. Напрягайте мускулы много раз до тех пор, пока не получите достаточной дозы отрешенности.
4. Усильте это состояние. В случае отрешенности или слияния напрягите мускулы как можно сильнее.
5. Осознайте, что вы — наблюдатель и создатель трансов внутреннего ребенка.
6. Продолжайте создавать и останавливать трансы внутреннего ребенка.
Резюме
Самый лучший способ растворить клей, удерживающий трансь внутреннего ребенка и соединяющий их с вашими нынешними проблемами, — осознать, что внутренний ребенок гипнотизирует вас, погружая поочередно в трансы отрешенности и слияния. Получив доступ к состоянию вне транса в качестве наблюдателя и творца своего внутреннего мира, мы сможем прекратить создание трансов и пробудиться.
Глава 7
Внутренний диалог: голоса в голове
Разговор с собой, или внутренний диалог, возникает в результате взаимодействия ребенка с родителями. Как и при слиянии, наблюдатель слышит голоса родителей и помещает их внутрь головы ребенка. Таким образом, ребенок помещает родителей внутрь себя. Позже голоса продолжают свою машинальную болтовню. Попробуйте в течение минуты послушать, что говорят вам голоса внутри головы, и осознать, чьи это голоса (мамы, папы, учителя, брата, сестры и т. д.). Темная сторона внутреннего ребенка ограничивает взрослого, продолжая внушать ему всевозможные глупости: «У тебя ничего не выйдет!», «Никогда не выражай своих чувств!».
В когнитивной терапии всевозможные «Ты должен!» называются «искаженным мышлением».
«При этом искажении вы руководствуетесь списком незыблемых правил о том, как должны вести себя вы и другие люди. Правила окончательны и не подлежат обсуждению. Любое отклонение от них считается плохим. В результате вы часто оказываетесь в положении судьи и обвинителя».
Мак-Кей
В гештальт-терапии «долженствование» считается родительским внушением и называется «собака сверху». Ребенок, который чего-то хочет, — «собака снизу». Таким образом, ребенок вдвойне ограничен. Если он делает то, что хочет, он чувствует себя виноватым. Если он делает то, что должен (родительский голос), — он страдает, потому что не получает желаемого.
Главное во всем этом — слияние ребенка с родительскими голосами: «Ты должен!».
Как справиться с «долженствованием»
Шаг 1. Заметьте, когда вы слышите голос, внушающий вам, как вы должны себя вести.
Шаг 2. Осознайте, из какой области вашего тела доносится этот голос.
Шаг 3. Осознайте, чей это голос: мамы, папы, брата, сестры и т. д.
Шаг 4. Намеренно создайте голос несколько раз и представьте себе этот голос в виде энергии.
Шаг 5. Осознайте, что вы — наблюдатель, осознающий эти голоса.
Внутренний диалог может создаваться внутренними голосами; внутренний ребенок постоянно повторяет его, вводя взрослого в транс. У внутреннего ребенка есть две стороны: 1) ребенок; 2) родитель. И оба они в настоящее время живут в душе взрослого.
В семейных отношениях внутренний диалог часто усиливается. Муж или жена могут стать катализаторами этого диалога. Соответственно, проблемы также становятся сильнее. Например, фраза внутреннего ребенка: «Что у меня не в порядке?» может быть усилена вопросом мужа или жены: «С тобой все в порядке?»
Внутренний диалог не всегда происходит с помощью слов; он может быть и безмолвным.
Человек может делать выводы или строить предположения, основанные на невербальных сигналах окружающих. Например, молчали вый родитель, который никогда не спрашивает ребенка, как его дела, может внушить мысль: «До меня никому нет дела».
Откуда брется внутренний диалог?
Незапрограммированная личность, или ребенок, которому родители еще не внушили никаких верований и убеждений, — чистый наблюдатель, или свидетель. Наблюдатель просто наблюдает; событи происходят, либо не происходят, а состояние восприятия остается чистым и открытым. Наблюдатель прекрасен тем, что он ни о чем не судит, ничего не называет хорошим или плохим. Ребенок ничего не оценивает и не считает одно лучше другого. Наблюдатель не делает никаких заключений типа «Раз это случилось, значит, я — такой-то…».
Позже, однако, наблюдатель начинает принимать творческие решения. Первое из них: это мое тело, а это их тела. Затем родители начинают его судить и наказывать, внушая ребенку собственные ценности, представления и убеждения о том, какова жизнь, что он может и должен делать и какой во всем этом смысл. Наблюдатель становится создателем и нажимает на кнопку записи, записывая голоса родителей и создавая изображение застывшего во времени ребенка, хранящего в душе эти голоса. Множество голосов, твердящих, кто мы и что мы, — записи родительских голосов внутри застывшего внутреннего ребенка.
У наблюдателя есть чистая кассета. Когда он нажимает на кнопку записи, кассета заполняется и начинает работать на авто-реверсе, постоянно воспроизводя записи. Наблюдатель записал голоса, а внутренний ребенок постоянно их проигрывает. В этих голосах может звучать страх, беспокойство или тоска. Но чьи это голоса? Они воспроизводятся через микрофон внутреннего ребенка. Спустя много лет последний продолжает включать эту запись в душе взрослого. Создавая голоса намеренно, наблюдатель осознает, что он сам записал их; тогда он обретает власть над внутренним ребенком. Когда наблюдатель пробуждается и принимает на себя ответственность за то, что он сделал эту запись и позволяет внутреннему ребенку проигрывать ее, — он волен нажать на кнопку «Стоп».
Приведем пример такого внушения. Ребенку говорят, что он не умеет включать телевизор. Ребенок слышит слова родителей («Ты не разбираешься в этом!») и записывает эти слова, включая их в свою систему убеждений. Затем ребенок обобщает это убеждение, распространяя его на все остальные приборы: автомобили, компьютеры и т. д. Наблюдатель создает внутреннего ребенка, слившегося с суждениями отца. Он считает эти суждения собственными. Через много лет внутренний диалог продолжайся, и когда взрослый хочет изучить какой-то прибор, внутренний ребенок включает запись: «Я ничего не понимаю в механизмах».
Принцип 1
Если ситуация заканчивается хорошо — опыт, полученный в ней, будет воспринят буквально.
Например, ребенок учится читать. После тяжких усилий он добивается успеха. Папа говорит ему: «Видишь, если ты будешь стараться изо всех сил, у тебя что-то получится». Ребенок слышит это утверждение, одобряющее его, и начинает «стараться изо всех сил», чтобы его похвалили. Так внушение «стараться изо всех сил» застывает, и его может включить внешний стимул вроде денег и одобрения. Так как это действует автоматически, человек чувствует себя вконец уставшим и при этом ему кажется, что он все равно сделал недостаточно.
Другой вид внутреннего диалога похож на «слияние», поэтому мы рассмотрим его кратко.
Наблюдатель видит, что ребенок пытается сделать что-то и терпит неудачу. При этом он слышит папин голос: «Смотри, как надо это делать». Наблюдатель может при этом «слиться» с отцом и решить: «Я стану папой, и тогда у меня будет все получаться». После этого он начинает вести себя, как папа, отказавшись от своей личности.
Если ребенок сопротивляется папе (бунтующий ребенок), слияние также происходит. Он становится «вечно сражающимся с отцом». Так возникает
Принцип 2
Когда слившаяся личность сопротивляется, возникает сопротивляющаяся личность (бунтующий ребенок), чтобы защитить индивидуума от того, с кем он сливается.
Таким образом создается личность «Я должен сражаться с папой!». Это представляется единственно возможным способом выживания.
Теперь у нас есть две фигуры внутреннего ребенка, сражающихся друг с другом. Одна называется: «Я похож на папу», другая: «Я хочу быть самим собой». Это ощущается как внутренний конфликт, который обе личности продолжают поддерживать.
Принцип 3
Когда сопротивляющийся внутренний ребенок не сражается с собственным внутренним «родителем» — он стремится сражаться с «родителями» внутри других людей, реальных или воображаемых, сопротивляясь воображаемым «родителям».
Так появляется транс переноса. Этот транс занимает основное место в модели Зигмунда Фрейда. При этом трансе пациент проецирует родителей на психоаналитика и соответственно ведет себя.
В нашем примере бунтующая часть переносит образ мамы или папы на лицо, обладающее властью и авторитетом, и начинает сражаться с ним. Чтобы избавиться от транса переноса, нужно, чтобы наблюдатель проснулся и принял на себя ответственность за внутренний конфликт.
Например, «бунтарь» по имени «Я хочу быть самим собой» будет представлять себе или ожидать появления какого-то авторитетного лица, чтобы задать ему как следует. Это выглядит так, словно человек пытается быть самим собой, в то время как его внутренний ребенок реагирует на спроецированные им образы родителей. То есть, «родитель» переносится на других людей, а «бунтарь» остается внутри. Противоположная ситуация также может иметь место: «родитель» находится внутри, а «бунтарь» переносится на других.
Как это связано с внутренним диалогом? Ребенок становится «родителем», записывая отцовский голос; ребенок отождествляется и сливается посредством вербального диалога или невербальных сигналов — жестов, взглядов, ощущений. Если ребенок выбирает сопротивление, он сливается с личностью «бунтаря». «Бунтарь» вступает в диалог с внутренним «родителем». Какую бы роль ни выбрал ребенок — «родителя» или «бунтаря» — внутренний диалог продолжается.
Следующий шаг