Практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников

Классный час

«Моя будущая профессия»

Цели:

ü Мотивация правильного определения жизненного пути после окончания техникума

ü Отработка приемов и методов трудоустройства выпускников

ü Активизация потребности студентов в грамотной профориентации

Оборудование:

ü Мультимедийный диапроектор,

ü ПЭВМ,

ü плакаты,

ü памятки на каждого студента учебной группы

Ход классного часа:

Ведущий (Назаров Игорь):

Тема сегодняшнего классного часа очень актуальна - через некоторое время перед вами возникнет сложная проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Да, вы будете обладателем диплома о среднем специальном профессиональном образовании. Что же делать дальше? Поступать в институт или устраиваться на работу? А где найти работу по душе, кто возьмёт вас на высокооплачиваемую работу, как общаться с администрацией выбранного вами предприятия при устройстве на работу? А что делать, если вам откажут в работе на нескольких предприятиях?

Я предлагаю вам несколько памяток. Прослушайте их и аргументировано выскажите своё согласие или несогласие с ними. Итак...

Памятка первая (Березин Василий, Вдовин Михаил):

Некоторые теоретики и практики утверждают, что основными правилами поиска работы является следующие:

· В современном обществе вам никто и ничего не должен, в том числе и хорошую работу, за ее получение надо бороться.

· Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выделяетесь из множества претендентов на ту или иную работу, тем выше ваши шансы.

· Со всей настойчивостью стремитесь к той работе, которую вы больше хотите.

· Чаще всего работодатели не любят неудачников. Преподносите себя как подарок судьбы. Убедите руководителя в том, что вы и есть та личность, о которой он мечтал.

· Оставшись без работы, занимайтесь поиском нового места. Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно искать.

· Настройтесь на то, что вы можете получить десятки отказов. Это реалии современного общества. При правильном самонастрое очередной отказ не будет выбивать вас из колеи и в какой-то из следующих попыток вы обязательно добьетесь успеха.

Помните, что наиболее типичными причинами отказа в работе являются:

· нерешительность, робость при беседе;

· неумение изъяснятся, слабый голос;

· неопрятный внешний вид;

· неумение «себя преподнести»;

· неумение излагать свои мысли лаконично и убедительно;

· отсутствие плана карьеры;

· отсутствие интереса и энтузиазма;

· плохие отзывы о предыдущих работодателях;

· выраженное нежелание учиться и повышать свой профессиональный уровень;

· нежелание смотреть в глаза тому, с кем ведется беседа;

· недостаток знаний по специальности;

· подчеркивание личных знакомств или связей;

· невоспитанность, «простонародная» речь;

· неопределенность ответов на вопросы;

· неумение ценить свое и собеседника время.

Собеседование при приеме на работу (Юсиев Тимур):

В процессе поиска работы Вам понадобятся настойчивость и умение убеждать собеседников в том, что Вы являетесь именно тем челове­ком, который им нужен. При этом помните высказывание К.Гольдони: "Тот, кто говорит много, не может говорить хорошо". К тому же большинство из нас - плохие слушатели. Мы так заняты тем, что собираемся спросить или сказать, что пропускаем мимо ушей то, о чем говорит наш собеседник. Нравится Вам это или нет, но около 90 %.первого впечатления, которое Вы производите, приходится на начальные минуты общения. Частично на то, что Вы сказали, а все остальное - на Вашу манеру поведения и Вашу манеру одеваться: В народе говорят: "По одежке встречают – по уму про­вожают", поэтому лучше всего одеть, направляясь на собеседование, темно синий костюм, белую хлопчатобумажную сорочку, соответствующий галстук, черные туфли на шнурках и часы с классическим циферблатом. Женский вариант - темная юбка, белая хлопчатобумажная блузка и изящные (мо­дельные) туфли. Колготки обязательны.

И все-таки трудно дать определенный совет в отношении одежды, по­скольку многое зависит от того, какую сферу деятельности Вы выбрали: если коммерцию, то приходите в костюме, если рекламное агентство, спокой­но можете позволить себе яркие одеяния. Существенно лишь то, чтобы Вы себя хорошо чувствовали в этой одежде. Но выполнение нижеследующих требований крайне желательно:

- одежда должна быть в хорошем состоянии, чистой и хорошо отглаженной;

- обувь (кроме замшевой) должна быть начищена до зеркального блеска;

- если у Вас в Доме есть животные, тщательно очистите одежду от их шерсти.

Для мужчин неприемлемы красные носки и шелковые рубашки. Женщи­нам следует предварительно убедиться в том, что новая юбка не слиш­ком коротка, и не забыть положить в сумочку запасную пару чулок или колготок.

К собеседованию нужно как следует подготовиться. Не полагайтесь на свое обаяние и природную остроту ума. Перечитайте еще раз объявле­ние о вакансии и подумайте, что Вы им можете предложить в соответст­вии с их требованиями. Компании или фирмы, отбирая кандидатов, редко встречают идеального претендента, и Ваша задача - убедить их в том, что Ваша кандидатура наиболее подходящая. По возможности выясните, кто будет беседовать с Вами, и подумайте, о чем они могут Вас спро­сить.

Спланируйте свою поездку по времени. Нет никакого оправдания Ваше­му опозданию на встречу. Приезжайте немного пораньше, чтобы подгото­виться к беседе. Если же прибыли слишком рано - подождите на улице. Некоторые руководители расценивают ранний приезд как неумение распо­ряжаться своим временем. Разговаривая с секретарем, помните, что его могут спросить о впечатлении, произведенном Вами.

Держитесь уверенно, не забывайте о хорошей осанке, улыбайтесь и будьте настроены приветливо и дружелюбно по отношению к лицам, прово­дящим собеседование.

Не вторгайтесь в личное пространство собеседника: по западным меркам
4-6 футов, по нашим - полтора-два метра.

Поддерживайте зрительный контакт, но не «пяльтесь».

Не сидите со скрещенными руками - они создают физический барьер и дают посылку собеседнику: «Я Вам не доверяю».

Подстраивайтесь под собеседника: если он скрестил свои ноги, сде­лайте то же самое. Подражайте его жестам' чтобы, создать "эффект зер­кала". Этим Вы даете ему знать, что согласны с ним. Но "зеркало" долж­но у Вас получаться естественно, иначе это может быть расценено как передразнивание.

Неплохо запомнить, что могут означать некоторые жесты Вашего собе­седника:

- теребит мочку уха - продолжайте, я Вас внимательно слушаю;

- изучает свой манжет или ремешок от часов - скучает (Вы ему неинтересны);

- сидит, откинувшись назад, - хочет послушать, что Вы ему еще ска­жете;

- отклоняется назад, сложив руки за головой, - хочет, чтобы Вы убедили его;

- неожиданно потирает подбородок – заинтересован тем, что Вы говорите;

- наклоняется вперед и потирает руки – очень заинтересован тем, что Вы говорите;

- поднимает вверх указательный палец - достойно оценивает сказанное Вами.

Нельзя определенно знать, что у Вас спросят, но, готовясь к собеседо­ванию, можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые общие вопросы. Начните с наиболее вероятного - с рассказа о себе. Если Вас спросят о трудовой деятельности, а Вы сменили множество работ, не останавливайтесь долго на давних событиях. Встрече уделяется ограничен­ное время, поэтому гораздо важнее рассказать о Ваших последних успехах и достижениях. Тем более, что они уже изучили Ваше резюме, в котором сообщается самое основное из Вашей биографии.

Организация или фирма может предложить Вам свою форму анкеты.

Прежде чем ее заполнить:

- прочтите ее внимательно;

- снимите ксерокопию бланка, чтобы использовать его как черновик для своих ответов;

- отвечайте на все поставленные вопросы;

- объясните все перерывы в Вашем трудовом стаже;

- избегайте негативной информации о себе;

- снимите копию с заполненной формы, чтобы не забыть того, о чем Вы им сообщили.

Прежде чем указывать в заявлении рекомендующих, позвоните им, чтобы они были готовы отметить Ваши лучшие деловые качества.

Итак, Вы зашли в комнату для собеседования.

Улыбнитесь и спокойно пожмите руку, если собеседник подал ее вам. ("Вялое" рукопожатие говорит о вашей неуверенности и безволии. Рукопожатие, со­крушающее суставы, - это рукопожатие хвастуна или же недалекого человека "сила есть - ума не надо". В идеале оно должно быть крепким, но сдержанным.)

Подождите, пока вас пригласят сесть. Если ожидание слишком затянулось, спросите: "Где Вы разрешите сесть?"

Если Вам предлагают чай, кофе или прохладительные напитки не отка­зывайтесь. Один-два глотка Вам не помешают, особенно если от волнения у Вас в горле пересохло.

Несколько раз глубоко вдохните, расслабьтесь и будьте естественны. В кресле займите удобное положение, но не горбитесь. Если во время раз­говора Вы любите жестикулировать, следите, чтобы не переборщить в этом. Установите дружеский зрительный контакт с человеком, задающим вопрос. Не смотрите слишком пристально. Если Вы чувствуете себя нелов­ко, глядя в глаза собеседнику, смотрите в точку на его лбу над переноси­цей - это срабатывает. Если у Вас больше одного собеседника, адресуйте им часть своего ответа.

Краткость в ответах – важное достоинство претендента. Прежде чем заговорить, сделайте небольшую паузу. Не перескакивайте с одного на другое, напрасно теряя время. Собеседника больше интересуют качество, а не количество Ваших ответов. Не уделяйте слишком большого внимания началу Вашей трудовой деятельности, гораздо важнее Ваши недавние достижения.

Внимательно слушайте, о чем Вас спрашивают. Будьте готовы к вопро­сам, на которые Вам будет трудно ответить Ваши собеседники, возмож­но, захотят посмотреть, как Вы отвечаете в ситуации прессинга. Не пы­тайтесь ответить сходу, короткая пауза только подчеркнет Вашу вдумчи­вость.

В кейсе, сумочке или кармане держите наготове блокнот и ручку, чтобы сделать необходимые пометки и в конце беседы задать свои во­просы. В конце встречи поблагодарите собеседника и спросите о Ваших дальнейших действиях, подтверждая этим свой искренний интерес к предлагаемой работе.

Во время собеседования избегайте:

- курения, даже если это делает Ваш собеседник;

- длинного рассказа о том, почему Вы ушли с прежнего места работы;

- разговора о личных и домашних делах, если Вас об этом не спрашивают;

- показа рекомендательных писем, если Вас не просят об этом;

- заводить разговор о зарплате (обычно наниматели держат в уме "вилку" зарплаты и, если Вы спросите об оплате слишком рано, Вам назовут более низкую сумму);

- прерывать собеседника;

- забывать и путать имена;

- делать вид, что у Вас есть более выгодное предложение: чтобы подтолкнуть к принятию решения в Вашу пользу.

Во время собеседования помните, что прием на работу - двусторонний процесс. Сделайте все от Вас зависящее, чтобы получить необходимые сведения о Вашей будущей работе и создать впечатление о себе как о де­ловом человеке. Начинайте с вопросов, которые показывают Вашу заинте­ресованность:

- когда можно будет приступить в работе;

- каковы будут обязанности;

- перед кем будете отчитываться по результатам работы;

- имеется ли система повышения квалификации;

- каковы возможности продвижения по службе;

- каков отпуск по продолжительности;

- какова система страхования;

- доступно ли медицинское обслуживание и распространяется ли оно на членов семьи;

- каковы условия оплаты Вашего труда;

- виды премий и порядок их выплаты

После собеседования, возможно, Вам сразу сообщат о принятом реше­нии. Но не падайте духом, если какое-то время будете пребывать в полной неизвестности - трудоустройство иногда занимает несколько недель. Одна­ко если Вам обещали позвонить в определенный день, а этот день насту­пил и прошел, то нет ничего страшного в том, чтобы поинтересоваться, а не забыли ли они о Вас?

Памятка вторая (Михайлов Сергей, Крживицкий Дмитрий):

Вас приняли на работу. Проследите за правильностью заключения с вами трудового договора.

Трудовой договор или контракт — это письменный документ, соглашение между работодателем и работником об условиях труда, правах и обязанностях сторон. Он заключается в письменной форме в двух экземплярах, работник и работодатель подписывают оригиналы обоих экземпляров. Один экземпляр отдают вам на руки, другой хранится у работодателя. Проследите, чтобы тексты обоих оригиналов были полностью идентичными.

Минимум того, что должно быть указано в ТД:

•ФИО работника и название предприятия (организации) — работодателя (или ФИО работодателя, если он не предприятие, а индивидуальный предприниматель).

•Место работы с указанием отдела, подразделения.

•Дата начала работы.

•Ваша должность по штатному расписанию предприятия (организации) или конкретная трудовая функция.

•Конкретные права и обязанности работника.

•Конкретные права и обязанности работодателя.

•Льготы и компенсации, если условия труда вредные.

•Режим труда и отдыха: количество рабочих часов в неделю или в день; число отпускных дней; порядок отгулов и т. д.

•Условия оплаты (оклад; надбавки и т.п.)

•Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Изменить что-то в трудовом договоре можно только с обоюдного согласия сторон, заключивших данный договор, и тоже только в письменной форме.

Договор может быть срочным, когда указана дата его окончания, или бессрочным, если срок окончания не предусмотрен. Если работодатель отказывает вам в заключение трудового договора, вы можете потребовать от него причину отказа в письменной форме. Помните, что работодатель не имеет права отказать вам по признакам, не связанным с вашими деловыми качествами: например, по национальности, полу, месту жительства и т.д.

Что, по вашему мнению, в данной памятке вас устраивает и что непонятно?

Памятка третья (Третьяков Иван, Третьяков Илья):

С чего начинать и как вести поиск работы? В.А. Абросимов в книге «Как найти работу?» предлагает следующие приёмы:

Оказавшись без работы, соберитесь с мыслями и начинайте действовать чётко и целенаправленно.

Запаситесь терпением. Поиск работы – это тоже работа, и времени требует не меньше.

Не надо медлить, поскольку ситуация на рынке труда меняется достаточно быстро.

Какие же пути ведут соискателя к потенциальному работодателю?

1Помощь знакомых, друзей, родственников. Средство старо как мир, но своей актуальности и действенности не потеряла и в наши дни.

2Постоянное изучение изданий, публикующих объявления о вакансиях. Как правило, в таких газетах и журналах есть предложения для всех – от грузчика до генерального директора.

3Регулярное обращение в кадровые агентства. В агентства по подбору персонала (т.е., заказчиками которых являются фирмы - работодатели) вам имеет смысл обращаться в том случае, если вы специалист достаточно высокой квалификации. Но специалисту со средним специальным профессиональным образованием лучше обращаться в агентство по трудоустройству (там будут выполнять именно ваш заказ, подбирая вам работу и представляя вас работодателям).

4Регулярное посещение комитета (центра) труда и занятости населения. В окружном (областном, региональном, городском) отделении этой организации вы получите официальный статус безработного, пособие, узнаете, какие льготы вам полагаются. Но если вы рассчитываете впоследствии устроиться на престижную высокооплачиваемую работу, не афишируйте тот факт, что состояли на учёте в службе занятости.

5Ваше собственное объявление в газете. Почти во всех специальных изданиях по трудоустройству публикуются купоны бесплатных объявлений, которые достаточно вырезать, заполнить и выслать в адрес редакции.

6Участие в ярмарках вакансий, «днях открытых дверей» или в «днях карьеры», проводимых различными организациями. Узнать о том, где и когда проводятся подобные мероприятия, какова их специализация, можно всё из тех же газет.

7Не проходите мимо информации на досках объявлений предприятий. Обращайте внимания на объявления о вакансиях, которые часто развешивают на своих многие магазины, кафе, ресторанчики.

8Следите за объявлениями на телевидении. Особенно это касается кабельного телевидения. Почти все объявления – от фирм и предприятий вашего района. «Разброс» вакансий – от нянечки в детском саду до коммерческого директора соседнего универсама.

9Если есть возможность, не игнорируйте возможности Интернета. На интернетовских сайтах бывает масса привлекательных предложений не только для компьютерщиков.

10Обращайте внимание на листовки в переходах и на остановках. Да, может быть, что 90% этих листочков отпечатано представителями сетевого маркетинга, но может попасться и интересное предложение.

11По возможности применяйте метод прямой рассылки писем или факсов со своим резюме по различным организациям, предприятиям и фирмам. (Раздаточный материал)

12Не этично, но… поместите свои объявления на досках объявлений в людных местах.

Какие ещё методы поиска работы вы могли бы предложить своему другу.

Резюме (Лешков Александр )

Памятка четвертая (Резаева Ольга):

Стереотипы невозможности устроиться на престижную работу в 17-19 лет можно игнорировать.

Стереотип первый: без блата на хорошее место не устроиться. Это не всегда истина! Поспрашивайте у своих знакомых старшего возраста, все ли они устаивались на работу «по блату»? а может быть, надо быть просто профессионалом, более терпеливым и настойчивым в поиске работы?

Стереотип второй: платное образование – плохое образование. Ничего подобного. Все учебные заведения разные, профессорско-преподавательский состав тоже разный. Да и традиции, а особенно необходимость в поддержании престижа учебного заведения также не одинаковы. Во многих учреждениях или учебных заведениях платные дополнительные образовательные услуги очень высокого качества. Не забывайте, что введение дополнений и изменений в Федеральный закон «Об образовании» летом 2005г. позволяет большинству УСПО и вузов осуществлять профессиональные дополнительные образовательные услуги.

Стереотип третий: красный диплом устроиться на работу не поможет. Позвольте с этим не согласиться. Красный диплом выдается только в обмен на отличные знания, работодатели понимают это и поэтому любят отличников. Во всяком случае, чаще предпочитают их середнячкам.

Стереотип четвертый: рассылать по факсу резюме «наугад» бесполезно. Это смотря сколько. Если отослать штук десять и ждать шквала звонков, то, конечно, бесполезно. Необходимо терпение и настойчивость: отправляйте свои объявления еженедельно, по разным предприятиям и организациям. Не думайте, что в данном случае назойливость - плохое качество.

Стереотип пятый: сотрудники без опыта работы никому не нужны. Большая доля правды в этом есть, но все же только доля. В современном обществе многое непредсказуемо. Некоторые руководитель, наоборот, считают, что лучше в своей организации сформировать молодую команду. Но зато это будет команда профессионалов, людей нового мышления, способных в дальнейшем не только повышать свои профессиональные качества и умения, но и прогнозировать пути развития данного предприятия.

Стереотип шестой: модельная внешность – залог успеха. Над этим можно и призадуматься. В модельном бизнесе наверняка требуется соответствовать стандарту. А там, где нужно работать головой, в юридической фирме, например, выглядеть как с обложки модного журнала совсем не обязательно. Там в цене индивидуальность. Естественно, аккуратность и опрятность на любой работе в цене, но не забывайте, что порой излишняя «броскость» или «современность» в одежде и поведении не привлекает не только руководство, но и сотрудников фирмы или предприятия. Везде работают люди разного возраста и с с разными взглядами на окружающий мир.

Можете ли вы продолжить список стереотипов, и аргументировано их опровергнуть?

Подведение итогов классного часа:

Классному руководителю важно выслушать мнения студентов. Пусть эти высказывания не всегда будут грамотными или «оторванными» от реальной жизни. Важно, что молодые люди размышляют над своим будущим, жизненным путем. А в качестве заключения (или обобщения разговора) можно предложить студентам взять на память (или переписать) все предложенные памятки.

Признаки зрелости личности (Маевский Евгений):

По-настоящему зрелой личность мы можем назвать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, мог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращенная к другим людям. Зрелая личность – это , прежде всего, человек, умеющий любить.

Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям:

· Бескорыстие- ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.

· Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.

· Верность– надежен, верен, предан друзьям, семье, стране.

· Жертвенность– готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.

· Уважение– уважает других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.

· Демократичность– готов воспринимать других людей как равных.

· Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.

· Сочувствие – испытывает боль от страдания и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.

· Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.

· Умение разрешать конфликты – умеет улаживать и разрешать различия и споры, приводить к согласию.

· Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.

· Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Наряду с этим зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:

· Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.

· Ответственность– отвечает за собственные действия.

· Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.

· Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.

· Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.

· Душевное и физическое здоровье – обладает здоровым, разумным отношением к жизни; ищет и поддерживает оптимальное физическое состояние.

Качества деловой личности:

· Творческие способности и профессионализм.

· Умение организовывать свою деятельность и найти место в жизни.

· Умение находить выход из трудных ситуаций и конфликтов.

· Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым и приятным окружающим людям.

· Умение применять рациональные решения и, не игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности.

Психологический практикум:

Наши рекомендации