Психология управления конспект.

Социально-психологический климат.

Социально-психологический климат - целостное психическое состояние организации, интегрирующее частные групповые психические состояния.

Основные составляющие социально-психологического климата:

· Психологический климат;

· Социальный климат;

· Моральный климат.

Содержание и структуру социально-психологического климата рассмотрел:

- В.М. Шепель.

Термин социально-психологический климат ввел:

- Мансуров.

Социальный климат- уровень осознания групповых целей и задач и степень гарантированности соблюдения всех конституционных прав работников как граждан.

Моральный климат- общепринятые групповые моральные ценности.

Психологический климат- неофициальные отношения между работниками, находящимися в непосредственном межличностном контакте друг с другом.

Психологический климат- относится к микроклимату коллектива.

В отечественной социальной психологии выделяют следующие основные подходы к рассмотрению сущности социально-психологического климата:

· Состояние коллективного сознания (Кузьмин, Обозов, Уледон, Буева);

· Групповой эмоционально-психологический настрой (Русалинова, Лутошкин);

· Морально-психологическое единство традиции (Косолапой, Щербань, Коган);

· Стиль взаимоотношений в группе (Шепель, Покровский, Парыгин).

В западной и американской социальной психологии социально-психологический климат рассматривается как:

- Социальное единство и сплоченность организации.

Под корпоративной культурой понимается:

- социальное единство и сплоченность организации, эффективность ее деятельности.

Социально-психологический климат следует рассматривать в двух контекстах:

Ø Организационный;

Ø Групповой.

· Организационный - через призму феномена коллективного, сознания, морально-психологического единства, сплоченности;

· Групповой - через призму коллективного (группового) настроения.

Выделяют 2 основных уровня рассмотрения социально-психологического климата:

Ø Статический;

Ø Динамический.

· Статический - устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду;

· Динамический - ежедневное настроение сотрудников.

Психологическая «атмосфера» - характер психической настроенности людей.

Основные компоненты в структуре социально-психологического климата:

· Отношение к труду;

· Отношение друг к другу.

Выделяют следующие виды настроя в социально-психологическом климате:

· Эмоциональный настрой - соотношение удовлетворенности и неудовлетворенности уровнем отношений;

· Предметный настрой - направленность и характер восприятия человеком тех или иных сторон деятельности.

Преобладающие и устойчивые психические отношения в коллективе в структуре социально-психологического климата 2 уровня:

· 1 - между коллегами;

· 2 - между руководством и подчиненными.

Группы факторов, влияющие на формирование социально-психологического климата:

Ø Факторы макросреды;

Ø Факторы микросреды.

Факторы макросреды:

· Общественно политическая ситуация

· Экономическая ситуация;

· Уровень жизни, ее организация;

· Социально-демографические факторы;

· Региональные факторы;

· Этнические факторы.

Факторы микросреды:

· Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации;

· Субъективные;

· Социально-психологические факторы, связанные с функционированием формальной и неформальной структурой организации.

Факторы формальной структуры:

· «Положительное стимулирование»;

· Стиль руководства;

· Организационная культура;

· Условия труда;

· Профессиональные мотивационные факторы.

· Возможности реализации непрофессиональных целей.

Факторы неформальной структуры:

· Социальный статус работника;

· Структура социальной власти;

· Психологические механизмы регуляции групповой деятельности.

Основные показатели социально-психологического климата:

· Удовлетворенность - неудовлетворенность сотрудников различными параметрами функционирования организации;

· Степень групповой сплоченности.

К психологическим механизмам регуляции групповой деятельности относят:

· Адаптация;

· Коммуникация;

· Идентификация;

· Интеграция.

Оценка удовлетворенности - неудовлетворенности производится по: 3-х. 5 и 7 бальным шкалам.

Методика позволяет выявитьуровень групповой сплоченности ценностно-ориентационное единство.

Уровень социальной напряженности в коллективе выявляется при помощи коофициента социальной напряженности:

· Нормальный уровень при К < 20%;

· Неустойчивый уровень при К >20%<40%;

· Предкризисный уровень при К >40%<70%;

· Неудовлетворительное состояние К >70%.

Персонал.

Отбор персонала - серия мероприятий и действий, осуществляемых организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.

Критерий оценки персонала, устанавливается на основе экзаменов, проверок профессиональных знаний, навыков, умений - называется:

- Квалификационным.

Психология управления конспект. - student2.ru Критерий оценки персонала, констатирующий соответствие реальных достижений определенным количественным и качественным показателям деятельности называется:

- Объективным.

Внешний критерий оценки персонала - характеризует наличие качеств, позволяющих добиваться определенных результатов.

Тестовый критерий оценки персонала- устанавливающий соответствие индивидуально-психологических характеристик требованиям деятельности.

Психологический критерий оценки персонала – критерий, разрабатываемый на основе профессиограмм соответствующего вида деятельности.

Здоровье.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Виды здоровья:

Ø Физическое;

Ø Психическое;

Ø Социальное.

Физическое здоровье- устойчивое функциональное состояние организма, обеспечивающее успешную жизнедеятельность организма.

Критерии биологического возраста человека:

Ø Морфологический;

Ø Функциональный;

Ø Биохимический.

Основные критерии психического здоровья:

· Адаптация - способность человека жить в современных гео-социальных условиях;

· Социализация - способность человека жить в условиях современных социальных норм в системе « я и другие».

· Индивидуализация - способность человека относится к самому себе и к окружающим как к индивидуальностям.

Духовное здоровье- способность человека к формированию новых ценностных качеств, гуманистическим формам взаимодействия, целостность внутреннего мира, переживания радости от жизни как таковой.

Проявление духовности человека:

· В религиозных чувствах;

· В чувстве красоты и гармонии

· В чувстве восхищения и благоговения перед жизнью.

Факторы, обеспечивающие поддержание физического здоровья:

· Дыхание;

· Питание;

· Движение.

Имидж.

Имидж руководителя- непротиворечивое единство внешних особенностей и деятельностных характеристик руководителя, приемлемых для управляемых людей и деловых партнеров.

Структурные компоненты имиджа:

· Внешнее отражение имиджа;

· Особенности деловых качеств;

· Личностные особенности руководителя.

Двойственная природа руководителя проявляется:

· Реализация генетически заданных возможностей человека выглядеть определенным образом;

· Наработанные, натренированные навыки определенного поведения.

Основные функции имиджа (приведение образа руководителя в соответствие ожиданиям подчиненных):

· Нормативная;

· Мотивационная;

· Представительская.

Основные механизмы формирования имиджа:

· Стихийный (спонтанный);

· Целенаправленный.

Психические факторы, оказывающие значительное влияние на формирование имиджа:

· Интровертированность – экстровертированность;

· Тип темперамента.

Гардероб.

Основной принцип составления гардероба делового человека:

- Универсальность одежды.

Под деловой костюм темно-синего цвета:

- Белая сорочка.

Под деловой костюм темно-зеленого цвета:

- Сорочка цвета слоновой кости.

Под деловой костюм серого цвета:

- Сорочка белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости.

Ведущих тонов в одежде:

-2-3.

Галстук подбирается:

· Светлее либо темнее тона костюма;

· В тон рубашки;

· Резко контрастировать с рубашкой или костюмом.

Под строгий деловой костюм:

- Обувь черного или темно-коричневого цвета.

Брючный ремень:

- Под цвет обуви.

3 принципа выбора прически:

· С учетом фигуры;

· С учетом типа лица;

· С учетом формы головы.

Предпринимательство.

Психология предпринимательства включает 3 блока:

· Интеллектуальный (компетентность, комбинационный дар, развитое воображение);

· Коммуникативный (талант координатора усилий сотрудников);

· Мотивационно-волевой (склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать).

Психотипы предпринимателей выделенные Аткинсоном:

· Стремление к достижению успеха

· Стремление к избеганию поражения.

Основные особенности развития предпринимательства в Беларуси:

· Опора на собственные силы;

· Противодействие со стороны чиновников;

· Повышенная степень риска;

· Предприниматель и органы власти не партнеры.

Основные аспекты поведения потребителя:

· Удовлетворение потребностей;

· Удовлетворение желаний.

Манипулирование.

Функцию маскировки и прикрытие манипулятивного воздействия называют:

- Явным.

В основе манипуляции человеческим сознанием человека:

· Использование человеческих слабостей;

· Технологии НЛП.

Ложный имидж преуменьшения возможностей, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности используется в случаях, когда стремятся уйти от налогов.

Игра на коньюктуре, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности, предполагает использование следующей закономерности переговорного процесса:

- Переговорная сила больше у той стороны, которая меньше заинтересована в законности сделки и предполагает создание у партнера ложного представления о наличии других возможностей у стороны ведущей переговоры.

Подтасовка информации- форма манипулирования. Используется для убеждения партнера-клиента в эффективности коммерческого предположения.

Потребительское поведение.

Потребительское поведение может быть:

· Рациональным (функциональный спрос);

· Иррациональным (нефункциональный спрос).

Рациональный спрос- потребитель выбирает товар с наибольшей полезностью в перечете на одну денежную единицу.

Правило максимальной полезности- относится к рациональному потребительскому спросу.

Факторы, определяющие иррациональное потребительское поведение:

· Фактор восприятия субъективной ценности последующих единиц некоторых потребительских продуктов;

· Потребитель подвергается всевозможным видам общественно-психологического давления;

· Факторы культурного порядка;

· Факторы личного порядка;

· Факторы психологического порядка.

Основные источники потребительской информации:

· Личные (семья, друзья, знакомые);

· Коммерческие источники;

· Общедоступные источники (СМИ).

Факторы по Котлеру, влияющие на само решение покупки:

· Отношение других людей;

· Непредвиденные обстоятельства.

Возможные реакции на саму покупку:

· Удовлетворительная;

· Неудовлетворительная.

Деньги.

Факторы, влияющие на использование денег:

· Психосоциальные нормы;

· Социальные ценности.

Основные психотипы денежного поведения (денежные социотипы личности):

· Транжир (импульсивное бесконтрольное расходование денежных средств);

· Скряга;

· «Денежный мешок»;

· Торгаш;

· Игрок.

Социально-психологические символические функции денег (деньги как символические психосоциальные факторы):

· Безопасность;

· Сила;

· Любовь;

· Деньги

· Средство;

· Свобода.

Социально-психологические функции денег:

· Мерило удачливости и благополучия;

· Оценка успешности деятельности человека;

· Способ обеспечения комфорта;

· Консервативная коммерческая ценность;

· Одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, объект презрения, даже моральное зло.

Ценность денег зависит: от их достатка.

Реклама.

Основные составляющие психологического механизма воздействия рекламы:

· Аффективная (эмоциональная);

· Когнитивная (знаниевая);

· Конативная (действенная).

Основные механизмы психологического воздействия рекламы AIDA:

· Внимание;

· Интерес;

· Желание;

· Действие

Основные механизмы психологического воздействия рекламы выступает (структура механизма рекламного воздействия):

· Возбуждение желания;

· Заражение;

· Подражание;

· Внушение.

Основные приемы (виды) рекламной суггестии:

· Суггестия через «свидетельство»;

· Суггестия через идентификацию;

· Суггестия через слоган.

Виды рекламных слоганов:

· Слоган фирмы;

· Слоган рекламной компании;

· Слоган товара, услуги.

В рекламе используется метод «разрыва» - он предполагает разрыв стереотипов.

Психологические закономерности восприятия рекламы (основные закономерности восприятия рекламного обращения):

· Ассоциация;

· Контекст;

· «Спящий эффект»;

· Цвет;

· Иллюстрация.

Основные группы мотивов рекламного обращения:

· Рациональные:

· Эмоциональные;

· Социальные.

Эмоциональные мотивы:

· Мотив свободы;

· Мотив страха;

· Мотив гордости и патриотизма;

· Мотив любви и сексуальной привлекательности.

Медиа-планирование- оптимизация схемы размещения рекламного обращения.

Госслужащие.

Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих включает в себя:

· Отдачу приказов;

· Распоряжений;

· Указаний.

Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих может осуществляться в виде:

· Советов;

· Предположений;

· Просьб.

Право на поступление в госслужащие в РБ:

· Граждане РБ достигшие 18 лет;

· Владеющие государственным языками РБ.

Квалификационные требования к кандидатам на поступление в госслужбу РБ:

· Наличие соответствующего образования;

· Необходимый стаж и опыт работы по специальности;

· Владение гос. Языками;

· Знание конституции РБ.

Нововведение, инновации.

Факторы обуславливающие нововведение:

· Социальный заказ;

· Отставание качества и эффективности труда от общественных потребностей;

· Стремление госструктур к совершенствованию;

· Научно-технический прогресс.

Инновационные стратегии организации направляются на управление процессом изменений в организации.

Под инновацией (в узком смысле) поминается- оптимальные изменения внутри организации.

Основные области, осуществления инновации в организациях:

· Улучшение продукта;

· Улучшение обслуживания клиента;

· Диверсификация продукта;

· Более креативная реклама;

· Улучшение эффективности качества, уменьшение расходов.

· Увеличение персональной эффективности и креативность в работе.

Основные ролевые позиции в организации при введении нововведений:

· Постановщик проблемы;

· Инноватор;

· Инициатор;

· Разработчик;

· Эксперт;

· Изготовитель.

Обязательны в организации:

· Организатор;

· Пользователь.

Инициация нововведений в организацию вызывается:

· Внешними факторами давления;

· Внутренними факторами давления;

· Внутренним побуждением.

Наши рекомендации