Тема 1:Теоретические основы юридической психологии
МВД России
Санкт-Петербургский университет
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ)
ПРОГРАММА
Цикла ОПД ГОС ВПО
По специальности 030501 – юриспруденция
Санкт-Петербург
Материалы актуализированы по состоянию на 17 мая 2011 года.
МВД России
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДЕНА
Начальником
Санкт-Петербургского
университета МВД России
«25» ноября 2008 г.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ)
ПРОГРАММА
цикла ОПД ГОС ВПО
по специальности 030501 – юриспруденция
Кафедра юридической психологии
Санкт-Петербург
План 2009 г., поз.
Юридическая психология (психология в деятельности следователя): Программа цикла ОПД ГОС ВПО по специальности 030501 – юриспруденция/ Сост.: Фомина Т.Ф.СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. 29 С.
Программа курса подготовлена и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов МВД РФ, а также с учетом профиля подготовки в Университете МВД России. Она отражает основные положения и психические явления юридической психологии в соответствии с взглядами современного научного познания. Программа предназначена для курсантов и слушателей следственного, иностранного и заочного факультетов.
Рассмотрена на заседании кафедры юридической психологии (протокол № 3 от 24.11.2008), заседании методического совета университета (протокол № 2 от 24.11.2008), одобрена на заседании ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России (протокол № 5 от 25.11.2008). Рекомендована в качестве программы для организации учебных занятий.
Рецензенты:
Колпаков В.Ю., кандидат педагогических наук, доцент
(Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России);
Арбузова Е.Н., кандидат психологических наук
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)», и предназначена для обучения курсантов по специальности 030501, с учетом того, что курс «Юридическая психология», предваряет курс «Психология».
Учебная дисциплина «Юридическая психология» призвана вооружить будущих следователей психологическим инструментарием, необходимым для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.
Учебным планом на изучение курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)» отводится 60 часов. Из них лекционные занятия составляют 30 часов, семинарские – 14, 16часов отводится на практические занятия, и 60 часов для самостоятельной работы.
Цель изучения курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)» – углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков курсантов, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи по расследованию преступлений. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
· формирование представлений о психологической структуре следственной деятельности, психологических основах следственной тактики, сущности судебно-психологической экспертизы;
· совершенствование навыков проведения психологического анализа следственных ситуаций, оказание правомерного психологического воздействия и установление психологического контакта с гражданами при осуществлении профессиональной деятельности;
· развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности проведения следственных действий.
Программа курса предполагает развитие у курсантов следующих личностных качеств:
· высокий уровень общих и профессионально-психологических умений, позволяющих обеспечить качественное осуществление следственной деятельности;
· высокий уровень мотивации профессиональной деятельности в органах внутренних дел;
· чувство профессиональной чести и гордости, убеждение в высоком социальном престиже следователя;
· высокий уровень самоконтроля своего поведения в экстремальных ситуациях;
· высокий уровень общей и профессиональной креативности;
· осознание смысла своей жизни в борьбе с преступностью.
В результате изучения курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)», курсант должен знать:
· место и роль юридической психологии в системе научного познания;
· методологические принципы и методы юридической психологии;
· основные понятия и категории юридической психологии;
· основные психологические аспекты и закономерности профессиональной деятельности следователя;
· основы психологии личности преступника и преступных сообществ, психологические аспекты криминального поведения;
· психологические особенности производства следственных действий;
· предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы.
уметь:
· применять психологические знания в профессиональной деятельности;
· устанавливать психологический контакт с гражданами различной категории при решении служебных задач;
· оказывать правомерное психологическое воздействие на участников процесса расследования;
· применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;
· использовать психологические знания в оценке личности и деятельности человека;
· применять отдельные методы визуальной психодиагностики при производстве следственных действий;
· интерпретировать различные формы поведения и эмоциональные состояния : жесты, мимику, выражение лица, манеру и стиль поведения;
· анализировать влияние психологических факторов на деятельность следователя;
· выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.
Иметь представление осистеме юридической психологии.
Изучение каждой темы дисциплины имеет практическую направленность и предполагает решение прикладных задач, предусматривающих приобретение курсантами конкретных профессиональных умений и навыков.
Практические занятия по дисциплине целесообразно проводить с использованием новейших технологий: социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр, современных методов психодиагностики. Эти занятия целесообразно проводить на базе подразделений ГУВД, ОПО УВП Санкт-Петербургского университета МВД России, компьютерного класса университета МВД России.
Самостоятельная работа над отдельными вопросами позволит курсантам более глубоко изучить некоторые темы, чтобы иметь более широкое представление о юридической психологии как науке, а участие в работе научного кружка, научно-практических конференциях и конкурсах еще более расширят круг знаний по юридической психологии.
Для слушателей заочного обучения предлагается ряд тем для написания курсовых и контрольных работ. Они составлены с учетом профессиональной направленности сотрудников ОВД. Изучение курса завершается сдачей экзамена.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование тем |
Раздел 1. Теоретические основы юридической психологии | |
1. | Теоретические основы юридической психологии |
Раздел 2. Личность юриста и юридическая деятельность | |
2. | Личность юриста и юридическая деятельность |
Раздел 3. Прикладная юридическая психология. | |
3. | Основы правовой и криминальной психологии. |
4. | Психологические особенности организованной преступности. |
5. | Особенности психологии лиц, привлекаемых к расследованию преступлений. |
6. | Психологические особенности предварительного расследования. |
7. | Судебно-психологическая экспертиза. |
8. | Психология оперативно-розыскной деятельности |
Содержание дисциплины
Тема 1:Теоретические основы юридической психологии
Развитие представлений о юридической психологии. Предпосылки и истоки возникновения и развития юридической психологии. Генезис правового моровоззрения. Классики античной эпохи – Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель – о справедливости и правомерности. Роль психологических явлений в правовой области в эпоху Просвещения. Первые монографические работы по юридической психологии немецких ученых.
Первая половина Х1Х века: работы И.Горбуера, И.Фридрейха, А.П.Куницина, А.И.Галича, К.Евлпатьевского по психологическому обоснованию меры наказания, исправления и перевоспитания преступников. Развитие биологизаторского направления. И.М.Сеченов – отечественный физиолог и основоположник объективного поведенческого подхода в психологии как самостоятельной науки и его работа «Учение о свободе воли с практической стороны». Конец 80-х годов Х1Х столетия профессором С-Петербургского университета И.Я.Фойницким и его последователями разработана типология преступников (невменяемые, случайные, профессиональные). Конец Х1Х – начало ХХ вв. ознаменованы фундаментальными психолого-юридическими трудами Г.Гросса, В.Штерна, О.Липман и др. Активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказание. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в ХХ столетии. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды.
Интегративный характер предмета юридической психологии. Предмет юридической психологии. Цели и основные задачи юридической психологии как науки. Психологическая сущность и структура юридической психологии. Мир психических явлений в правовой сфере. Система юридико-психологического знания. Концепция системы. Структура и состояние системы. Методологические принципы и понятийный аппарат юридической психологии (состояние и перспективы развития). Характеристика взаимосвязей юридической психологии с отраслями психологической и смежной с нею наук, с правовой теорией и практикой. Методы и методика юридико-психологического исследования: методы организации исследования, методы сбора данных, методы обработки данных, методы интерпретации и оценки данных. Проблемы разработки и внедрения специальных методик для изучения юридически значимых психологических явлений (детекция лжи, различные виды судебно-психологических экспертиз, воздействия на личность и группу в юридической практике и др.).