Психология теоретическая и практическая.
Теоретическая психология изучает психологические закономерности и вырабатывает практические рекомендации общего плана для специалистов-прикладников.
Практическаяпсихология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
Сегодня эти две области существенно разделены, однако все больше появляется людей, которые понимают необходимость слияния теоретической и практической психологии. Лучший эксперимент - формирующий эксперимент, лучшая теория - выросшая из богатой практики.
В последние десятилетия в нашей стране начинает активно развиваться практическая психология. В чем же отличие психологии как науки от психологии как практической деятельности? Ответить на данный вопрос представляется возможным, если обратиться вфункциям психологии.
Функция (от лат.Functio – отправление, деятельность) – Обязанность, круг деятельности, работа, назначение.
Психология осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина:
- описание,
- объяснение,
- предсказание (прогностическая функция)
Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях.
Однако психология, не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным.
От нее требуется влиять на действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: - научно-теоретическая и - конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология, конструктивно-техническая — техническим наукам и т.п. В психологии, как в педагогике же эти функции совмещаются. Психологию нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает изучаемые феномены как они есть, как сущее. В результате получаются знания которые используют практические психологии в процессе работы с клиентами.
^ Теоретическая психология | Практическая психология | |
Субъект деятельности. | Учёный, исследователь. | Психолог-практик. |
^ Объект деятельности. | Психика человека вообще (безлично). | Конкретный человек или группа людей. |
^ Предмет деятельности. | Противоречия, закономерности функционирования и развития психики. | Психологические проблемы (проблема) клиента. |
^ Основной вид деятельности | Научное исследование в области психологии. | Психологическая диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, психологическая профилактика психологическая реабилитация. |
^ Цель деятельности. | Получение нового научного знания в области воспитания, образования, обучения. | Оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются |
^ Способы деятельности. | Теоретические и эмпирические методы общенаучного и конкретнонаучного познания. | Практические методы диагностики и оказания психологической помощи. Специфика используемых методов зависит от принадлежности психолога к той или иной психологической школе. |
^ Место работы | Научные институты и центры; психологические лаборатории университетов и институтов; отделы прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. | Социально-психологические службы (СПС) в различных организациях и на предприятиях; психологические консультации; социально- психологические и реабилитационные центры и т. д. |
^ Результат деятельности и формы оформления этих результатов. | Новое научное знание. Текущие результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчёта. | Решение поставленной проблемы. |