Тема 6. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе 6 страница

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом и продолжается до 18 лет. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Есть ряд случаев прекращения попечительства:

при достижении ребенком совершеннолетия;

когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет [вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью, с момента вступления в брак];

в случае смерти опекуна либо подопечного;

при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

По действующему законодательству опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства.

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

– не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

– не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (есть специальный перечень);

– не лишавшийся судом родительских прав;

– не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей,

– тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание:

– его личные качества и способности выполнять такие обязанности;

– родственные связи (опекуном и попечителем назначают лицо из числа близких родственников подопечного, с которыми он часто общался: дедушка, бабушка, совершеннолетние брат, сестра и т.д.), но могут быть и лица, не состоящие с подопечными в родстве.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя иногда ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.

Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления.

Орган опеки и попечительства обязан устроить ребенка в течение двух недель. Согласно ст. 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Лицо, желающее взять под опеку или на попечительство ребенка до 18 лет должно обратиться в управление (отдел) образования, спорта и туризма местной администрации в сектор охраны прав детства. Кандидат предоставляет документы установленного образца.

Если человек хочет установить опеку над знакомым ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, болезнь и другие), понадобится письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя).

Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя).

В настоящее время развиваются новые формы опеки и попечительства. К ним относятся патронатная семья и гостевая семья.

Патронатное воспитание – форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых.

Передача ребенка на воспитание производится на основании договора.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, которая предусматривает:

- пособие на содержание ребенка;

- наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1–2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Гостевая семья – принятие на воспитание детей, находящихся в детских домах, детских деревнях (городках), в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период болезни.

Гостевыми семьями семьями становятся семьи, проживающие вблизи интернатное учреждения, которые берут домой детей из учреждения на выходные и каникулярные дни. Чтобы дать ребенку все жизненно важные знания и навыки, выполнить свою адаптационную функцию, такая семья должна пройти соответствующий курс подготовки. В Беларуси гостевая адаптационная семья часто приравнивается к патронатной, но в то же время ее нельзя считать таковой, так как гостевая семья не связана никакими договорными и материальными обязательствами с интернатным учреждением, формируется исключительно на добровольных началах.

Наиболее распространенными формами опеки и социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются

– патронаж и

– функционирование системы домов-интернатов.

В Беларуси функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.

Более подробно будем рассматривать формы работы с инвалидами и пожилыми в темах «Технологии социальной работы с пожилыми людьми» и «технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности и их семьями».

Существование различных социальных и профессиональных рисков предопределяет и разнообразные формы социальной защиты. И основной ее формой в условиях рыночной экономики является государственное социальное страхование. Это обусловлено тем, что уровень доходов большинства населения, даже в развитых странах, не позволяет сделать необходимые сбережения на старость или случай болезни. Кроме того, сбережение как способ защиты от материальной необеспеченности не всегда эффективно, так как никто не в состоянии определить срок наступления такого рода страхового случая и учесть его масштабы.

Функционирование рыночной экономики сопряжено с профессиональными и социальными рисками, которые мы наблюдаем постоянно и в больших масштабах (это доказал нынешний финансово-экономический кризис). Таким образом, наступает необходимость защитить не отдельные слои населения, а миллионы граждан. Вот здесь и появляется необходимость государственного социального страхования.

Государственное социальное страхование – важная форма социального обеспечения граждан в Республике Беларусь. Его правовую основу составляют:

– ст. 47 Конституции Республики Беларусь,

– Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»,

– Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»,

– другие законодательные акты, регулирующие конкретные условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю.

Государственное обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения. Она осуществляется в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Государственное социальное страхование – система пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Закона «Об основах государственного социального страхования» (ст. 1).

Средства государственного социального страхования состоят из взносов на государственное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды социального страхования, доходов от их капитализации и размещения, других поступлений. Эти средства не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:

болезнь и временная нетрудоспособность;

беременность и роды;

рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;

инвалидность;

достижение пенсионного возраста;

потеря кормильца;

потеря работы;

смерть застрахованного или члена его семьи.

В Законе «Об основах государственного социального страхования» сформулированы основные принципы государственного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи – работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с законами уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане, работающие по трудовым договорам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

К задачам социального страхования относятся:

– формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе;

– сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Функции страхования:

– функция возмещения убытка;

– социальная функция (страховые организации оказывают значительную помощь при потере трудоспособности, инвалидности в результате заболеваний и несчастных случаев, финансируют лечение страхователя, а в случае его смерти выплачивают родным компенсацию);

– накопительная функция (способы накоплений – заключение договоров страхования жизни);

– страховые организации являются крупными работодателями;

– инвестиционная функция (средства страхователей направляются в разные сектора экономики в виде инвестиций; развитых странах страховые компании являются крупнейшими инвесторами);

– превентивная функция (меры по , профилактике травматизма и заболеваний за счет средств страховщика);

– репрессивная функции (меры по обеспечению сохранности имущества и здоровья страховщика).

Несмотря на существование большого разнообразия видов страхования, все они могут быть сгруппированы по предмету регулирования на имущественное и личное страхование.

Социальное страхование классифицируется по ряду критериев:

– по юридическому статусу: обязательное и добровольное страхование;

– организационно-правовому положению: государственное и негосударственное страхование;

– организационным формам: профессиональное, территориальное и корпоративное страхование;

– по страхуемым рискам: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и др.

В системе социального страхования, с учетом общности интересов страхуемых, выделены следующие виды:

– пенсионное страхование (по старости, инвалидности; потеря кормильца; выслуга лет);

– страхование безработицы;

– медицинское страхование;

– страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком);

– страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

– граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам;

– индивидуальные предприниматели;

– осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;

– неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного ст. 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»;

– лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Согласно упомянутому Закону граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию в виде пенсий:

– по возрасту;

– по инвалидности;

– в случае потери кормильца;

– за выслугу лет,

а также в виде пособий:

– по временной нетрудоспособности;

– по беременности и родам;

– в связи с рождением ребенка;

– в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– на погребение.

Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы государственного социального страхования по соответствующему страховому случаю.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее ФСЗ, Фонд) образован в 1993 году. Цель его создания: совершенствование системы финансирования государственного социального страхования. Фонд является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд осуществляет сбор и аккумулирование средств государственного социального страхования и управление ими, предусмотренное законодательством финансирование выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат, обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения.

Основные функции Фонда:

– сбор обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование и контроль за полнотой и своевременностью их поступления;

– финансирование выплат пенсий, пособий и иных расходов по государственному социальному страхованию;

– контроль за правильностью расходования работодателями средств государственного социального страхования;

– осуществление профессионального пенсионного страхования;

– ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах и уплаченных за них обязательных страховых взносов.

Основные задачи Фонда:

– реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования,

– разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании,

– осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами работает по следующим направлениям:

– организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

– осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);

– финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

– организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

– финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

– размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

– осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

– разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

– назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

– получает в порядке, определяемом Министерством юстиции и Министерством труда и социальной защиты, от органов, регистрирующих акты гражданского состояния, копии записей актов о смерти;

– осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

– контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

– осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

– сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

– в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

– осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

– создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

– в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

– в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

– осуществляет в установленном законодательством порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности территориальных органов;

– в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

– подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

– дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

– осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

– рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

– обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

– осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование (ППС). Оно заключается в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда. Страховщиком является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, страхователем – работодатель, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам и уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Для абсолютного большинства работодателей, а также индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, размеры обязательных страховых взносов составляют: 28 процентов на пенсионное страхование и 6 процентов – на социальное страхование.

Для работающих граждан размер страхового взноса на пенсионное страхование составляет 1 процент индивидуальной заработной платы. Сумма заработной платы свыше четырехкратной средней величины по республике страховыми взносами не облагается.

Профессиональное пенсионное страхование предусмотрено для узкого круга работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Это вид социального страхования, в основу которого положено:

во-первых, предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда до достижения общеустановленного пенсионного возраста или в виде дополнительной выплаты после достижения общеустановленного пенсионного возраста;

во-вторых, ответственность работодателя за предполагаемое более раннее снижение трудоспособности работника. Такая ответственность заключается в своевременной и полной уплате целевых взносов на ППС.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличие понятий «опека», «попечительство», «патронаж»?

2. Каковы функции опеки и попечительства?

3. Какие структуры выполняют функции опеки и попечительства?

4. Каковы основные обязанности опекуна (попечителя)?

5. Каковы особенности опеки (попечения) над несовершеннолетними и совершеннолетними лицами?

6. Какие несовершеннолетние передаются на опеку и попечительство?

7. В каких случаях прекращаются опека и попечительство?

8. Какова технология назначения опекунства и попечительства?

9. Какие существуют способы защиты прав и интересов ребенка?

10. Какие существуют формы опеки и попечительства над несовершеннолетними, над инвалидами и пожилыми?

11. Что такое государственное социальное страхование?

12. Каковы принципы государственного социального страхования?

13. В каких случаях граждане имеют право на выплаты по государственному социальному страхованию?

14. Каковы задачи и функции государственного социального страхования?

15. Какие виды государственного социального страхования существуют?

16. Каковы направления деятельности Фонда социальной защиты населения?

Тема 12. Технология организации связей с общественностью

1. Характеристика понятий «общественность», «связи с общественностью».

2. Задачи, функции и принципы социальной работы по связям с общественностью.

3. Направления работы социальных служб по связям с общественностью.

Вопросы для самоконтроля

Для социальной работы в силу ее специфики связь с общественностью приобретает особое значение.

В современных условиях для учреждений социальной сферы важно создать в обществе атмосферу доверительного отношения к своей работе, к реализуемым ими мероприятиям и проектам. Помощь в этом оказывает специальная аналитическая и управленческая деятельность, которая называется связями с общественностью. За рубежом она называется паблик рилейшнз (PR).

Общественность – любая группа, фактически или потенциально заинтересованная в результатах деятельности компании (общества), либо имеющая на нее (него) влияние.

Общественность может способствовать или препятствовать организации в достижении поставленных целей.

Сегодня на всех предприятиях, в организациях созданы отделы по связям с общественностью или имеются ответственные за этот участок работы. Сотрудники этих отделов:

а) ведут мониторинг общественного мнения об организации,

б) распространяют информацию,

в) осуществляют коммуникации, направленные на создание и поддержание положительного имиджа организации.

В настоящее время существует множество определений понятия «связи с общественностью», но в основе всех их лежит слово «отношения»:

Связи с общественностью (отношения с общественностью, общественные связи, общественные отношения, общественное взаимодействие, (паблик рилейшенс или PR [жаргонное – ПР]) –

– действия по установлению отношений с общественностью, включающие проведение программ, целью которых является продвижение или защита имиджа компании или ее товара;

– технология создания и внедрения образа объекта (товара, услуги, фирмы, брэнда, личности) в ценностный ряд социальной группы с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.

В результате деятельности по связям с общественностью должны быть предложены меры, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.

Таким образом, построение эффективных связей с общественностью заключается в том, чтобы передавать сообщения, отражающие цели организации, и направленные на повышение прибыли, но также удовлетворяющие потребности аудитории.

Такая деятельность чаще всего осуществляется путем предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьезно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио и ТВ-станции). Крупные издания также пользуются такой информацией, но более тщательно анализируют и отсеивают ее.

Понятие «связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями, как «реклама», «агитация», «маркетинг», «менеджмент». С понятиями «манипуляция», «пропаганда» ПР связан лишь косвенно. Это обусловлено тем, что по выше данным определениям он является инструментом осознанного диалога двух равных субъектов. И «связи с общественностью» изначально предполагают отношения, построенные на правде и полной информированности.

Кроме того, связи с общественностью – универсальное средство внедрения инновационных методов коммуникации, является одной из базовых функциональных технологий социальной работы. Это еще раз подчеркивается в современной энциклопедии социальной работы (под ред. В.И. Жукова), где отмечается, что связи с общественностью, применительно к сфере социальной занятости являются одной из базовых технологией социальной работы, которой должны овладеть специалисты для решения проблем своих клиентов. Итак,

Связи с общественностью в социальной работе – это система информационно-коммуникативной деятельности по обеспечению взаимопонимания, расположения, положительного взаимодействия между социальными учреждениями (службами) и общественностью, прежде всего потребителями их услуг.

Связь с общественностью позволяет использовать многие другие методы и приемы: опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, анализ ситуации и др. То есть паблик рилейшнз направлены на:

- обеспечение взаимопонимания социальных служб с клиентами,

- установление доверительных отношений сотрудников социальных учреждений с различными общественными структурами, способными содействовать их успешной работе (государственные учреждения, СМИ, благотворительные организации и др.).

Наши рекомендации