Развитие эффективных навыков эмпатии


Насколько сильна ваша эмпатия, зависит также от

того, насколько вы наблюдательны в отношении по

ведения других и насколько четко вы «читаете» не

вербальные сигналы, посылаемые ими. Чтобы усо

вершенствовать ваши навыки наблюдателя, попро

буйте следующее. Когда другой человек начинает с

вами разговор, заведите привычку мысленно зада

вать себе два вопроса:

1. Какие эмоции, по моему мнению, испытывает

этот человек в данный момент?

2. Что в его поведении наводит меня на такой вы

вод?

Сознательное задавая эти вопросы, вы сможете

сосредоточить свое внимание на невербальных ас

пектах информации; именно в них больше всего вы

ражается эмоциональное состояние человека.

Чтобы добиться еще большей точности в понима

нии эмоций, вы можете использовать навык провер

ки восприятия — особенно когда ваш собеседник

принадлежит к другой культурной группе. Помните,

что в разных культурах эмоции выражаются невер

бально по разному и в разной степени. Как только вы

поймете, какие эмоции испытывает другой человек,

вы сможете выбрать подходящий для вас тип эмпа

тической реакции.

Итак, чтобы эффективно проявлять эмпатию к

собеседнику: 1) относитесь к нему с уважением;

2) сконцентрируйтесь на понимании вербальных и

невербальных сигналов; 3) используйте для выясне

ния его эмоционального состояния поведенческие

Навык

Переживание чувств,

мыслей или установок

другого человека

Применение

Создание или поддер

жание атмосферы со

чувствия

Процедура

1. Проникнитесь ува

жением к человеку, со

средоточившись на

том, что он говорит.

2. Сконцентрируйтесь

на понимании и вер

бальных, и невербаль

ных сигналов.

3. Используйте для вы

яснения эмоционально

го состояния человека

поведенческие сигналы.

4. Попытайтесь чув

Пример

Когда Джерри сказал:

«Мне очень неловко

носить ортодонтичес

кие скобы в колледже»,

Мари печально улыб

нулась и ответила: «Да,

это заставляет тебя

чувствовать себя похо

жим на маленького ре

бенка, не так ли? Я по

мню, что происходило

со мной, когда я носила

эти скобы».

ствовать вместе с чело

веком или представить

себе, как вы бы чувство

вали себя в сходных об

стоятельствах, или по

звольте себе испытать

чувства заботы соучас

тия, сострадания или

огорчения по отноше

нию к этому человеку.

5. Отреагируйте со

гласно вашим чувствам.

сигналы; 4) попробуйте прочувствовать ситуацию

вместе с собеседником или попытайтесь вспомнить

или представить себе, что бы вы почувствовали в ана

логичных обстоятельствах, или попытайтесь понять,

насколько ему сейчас плохо, чтобы вызвать в себе

чувство заботы, огорчения или сострадания по отно

шению к нему; 5) отреагируйте согласно вашим чув

ствам.

Наблюдай и размышляй

Эффективная эмпатия

Опишите случай, когда вы испытывали эмпатию

к другому человеку. Запишите анализ этого слу

чая в рабочую тетрадь под пунктом 6.2. Каково

было эмоциональное состояние этого челове

ка? Как вы распознали его? Каковы были невер

бальные сигналы? Вербальные? Какими были

ваши отношения с этим человеком? Насколько

этот человек похож на вас? Испытывали ли вы

когда либо реальные или викарные пережива

ния, сходные с переживаниями этого человека?

Чтобы получить дополнительную информацию об

эмпатии и слушании, зайдите на сайт по адресу

www.psychological hug.com/indexBP.htm [значок на

полях «www»], посвященный навыкам эмпатии и

слушания, созданный Лоренсом Букбиндером, док

тором философии и членом Американской психоло

гической ассоциации.

Задавание вопросов

Активные слушатели должны стремиться задавать

вопросы с целью получения информации, необходи

мой для понимания собеседника. Задавание вопро

сов — это реакция, предназначенная для сбора допол

нительной информации или для уточнения уже име

ющихся сведений. Хотя вы, вероятно, задавали

вопросы столько, сколько себя помните, вы можете

заметить, что временами ваши вопросы или не при

носили желаемой вам информации, или раздражали,

смущали, вызывали защитную реакцию. Можно по

высить эффективность наших вопросов и снизить не

гативные реакции на них, если придерживаться сле

дующих рекомендаций:

Задавание вопросов — реакция, предназна

ченная для получения дополнительной инфор

мации или для уточнения уже полученных све

дений.

Наши рекомендации