Случайные активации иных импринтов и систем конденсированного опыта
Сеансы реимпринтинга вызывают глубокие изменения в динамике и взаимодействии различных СКО и инициируют явные сдвиги в их селективном влиянии на Эго субъекта. Понимание этого процесса чрезвычайно важно для терапевтической работы на психодинамическом уровне.
Как уже упоминалось, индивидуальные сеансы могут привести к активизации отдельной СКО. Различные факторы, ослабляющие защитную систему, могут вызвать появление неразрешенного бессознательного материала. Одним из факторов, способных активизировать травматическую ситуацию, может стать эмоциональный стресс при проведении сеанса реимпринтинга. Может активизироваться импринт, который не относится напрямую к перерабатываемой импринтной ситуации, но аналогичен по своей природе либо является более ранним импринтом этого же типа, либо является составной частью общего, сложного импринта (СКО). Это создает механизм задержанного повторного возникновения переживаний, подобных возникающим в сеансе реимпринтинга и называемых “обратными вспышками” и повторное травмирование. Если же, напротив, оживление важной СКО к концу сеанса завершилось, и не проявили себя другие негативные системы (вся система сложного импринта переработана), то завершающий период принимает форму высокоположительного, свободного от напряжений переживания. Когда это происходит в сеансе несколько раньше, положительная СКО в поле переживания может оказаться в доминирующем положении, и индивид будет оживлять серию положительных воспоминаний из своей жизни. В двух последних случаях интервал между сеансами обычно характеризуется поразительным клиническим улучшением. На некоторых сеансах можно наблюдать “трансмодуляцию СКО”, т.е. сдвиг от доминирования одной системы над другими. В результате это может привести к замечательному качественному изменению клинической симптоматики; иногда эта трансформация принимает настолько наглядную форму, что пациент может быть переведен в совершенно иную диагностическую категорию.
Затруднения при изменении сложных импринтов:
1. Отсутствие единой точки приложения. Существует несколько влияющих агентов (компонент сложного импринта), состоящие в синестезийных отношениях (что определяет устойчивые взаимосвязи):
· Ранняя импринтная ситуация.
· Поздняя импринтная ситуация (завершающая создание сложного импринта).
· Опыт, привнесенный словами в импринт после наделения слов новым эквивалентом.
· Искажения импринтированного опыта за счет его вербального описания (самостоятельно или с помощью других людей, например, родителями).
· Диффузный отфильтрованный опыт между ранним (плодовым, родовым, довербальным) и “обычным” (вербальным) импринтом.
· Отфильтрованный конденсированный опыт после импринта, подтверждающий импринтные предпосылки.
2. Затрагивание импринтами всех систем (логических уровней по Дилтсу): организации внешнего пространства, поведения, навыков и стратегий, ценностей и убеждений, идентичности и Я-концепции, отношение к себе, людям, миру и принадлежности себя к определенной категории.
3. Особенности хранения импринта, не позволяющие получить к нему «полный и осознанный» доступ (синестезии, дискретность) [26].
4. Восприятие как повторного травмирования, попыток осознать импринт (спросить о нём, указать на него) приводит к вытеснению его в бессознательное.
5. Невозможность полностью диссоциироваться (полностью выключить ее) от всей системы сложного импринта, поскольку она не представлена как единая дискретная система, которую можно легко отделить от всего остального опыта, а находиться во множестве ассоциативных связей со всем остальным опытом.