Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание

Еще Уильям Джеймс отмечал, что для восприятия и внимания характерны селективность, - благодаря этой селективности наш мозг по-разному реагирует на бесчисленное множество стимулов, постоянно воздействующих на наши органы чувств (рис. 4-1). <Человек расставляет акценты и определяет приоритеты в каждом акте восприятия. Мы просто не в состоянии уделять одинаковое внимание множеству впечатлений> (James, 1890, р. 163). Джеймс пользовался термином <интерес>, но не систематически и не в качестве строго научного понятия. Например, Джеймс утверждал, что <мышление всегда связано с интересом>; объясняя, почему четыре человека, совершившие тур по Европе, вернутся домой с разными впечатлениями, он писал: <Из одного и того же множества увиденных объектов каждый выберет именно те, которые будут ему интересны> (James, 1890, р. 165; курсив мой. - К. И.). Логично было бы предположить, что существует некая внутренняя эмоция интереса и что эта эмоция обеспечивает селективную мотивацию процессов восприятия и внимания, что она не только стимулирует познавательную активность индивида, но и упорядочивает ее, - по крайней мере такое предположение нисколько не противоречит рассуждениям Джеймса.

В качестве примера можно привести рассуждения Фанца. Он пишет, что наблюдаемую у маленьких детей <визуальную реакцию интереса к тем конфигурациям, которые характерны для социальных объектов, а также к тем, которые позже помогут ребенку в распознавании объектов и в пространственной ориентации, можно рассматривать как примитивный тип познания окружающей среды, и это познание служит основой для аккумуляции знаний, осуществляемой посредством "переживания"> (Fantz, 1973, р. 628). К такому же выводу пришел и Гибсон (Gibson, 1969, 1970).

Чарлзуорт (Charlesworth, 1968) высказал предположение, что изучение определенных эмоций и их мимического выражения может привести к более глубокому пониманию процессов перцептивно-когнитивного развития. Он был близок к тому, чтобы признать, что при помощи неких врожденных механизмов, вроде тех, что лежат в основе эмоций удивления и интереса, можно объяснить высокую адаптивность, наблюдаемую у маленьких детей. Он предполагал, что изучение этих механизмов и связанной с ними запрограммированности поведения может скомпенсировать непропорционально большое значение, которое приписывается научению в онтогенезе когнитивных функций и поведения.

Гордон Олпорт (Allport, 1955, 1961) считал, что любая истинно человеческая деятельность, ведущая к развитию личности и творческих способностей, обязательно сопровождается некоторым напряжением или возбуждением. <Личностный рост возможен только благодаря изменениям и постоянному риску, которые вызывают в нас напряжение, и хотя мы можем избежать напряжения, мы отказываемся делать это> (Allport, 1955, р. 6). Олпорт говорил о присущем человеку стремлении к исследовательской, познавательной деятельности, и прекрасно подобранный им иллюстративный материал подтверждает его заявление о том, что мотивы роста характеризуются напряжением и что это напряжение поддерживает нашу устремленность к отдаленным и даже недостижимым целям. Данное им описание ключевого мотивационного состояния, необходимого для личностного роста, исследовательской и творческой деятельности, схоже с представляемой здесь концепцией эмоции интереса-возбуждения.

Теоретические доказательства постоянного присутствия аффекта в обычном состоянии сознания подкрепляются экспериментальными данными, полученными в исследованиях с применением различных шкал аффекта и настроения (Nowlis, 1965; Wessman, Ricks, 1966). В одном из исследований несколько больших групп студентов заполняли шкалу дифференциальных эмоций, отмечая на ней эмоции и чувства, переживаемые ими в момент исследования. Все участники эксперимента указали наличие одной или нескольких эмоций, и преобладающей среди них была эмоция интереса (Izard, Dougherty, Bloxom, Kotsch, 1974).

Рис. 4-1. А. Русские дети избирательно реагируют на разнообразные зрительные и слуховые раздражители, поступающие из окружающей среды.

Рис. 4-1. Б. Слегка приподнятая бровь и мягко округленный рот также свидетельствуют об эмоции интереса.

Согласно теории дифференциальных эмоций, интерес является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека. Зачастую эмоция интереса выступает в комбинации, а иногда в конфликте с одной или несколькими другими эмоциями, и при этом постоянно взаимодействует с пер-цептивно-когнитивными процессами. Интеракции <интерес - когнитивный процесс> обусловлены аффективно-когнитивными ориентациями, или структурами, характеризующими конструктивную, творческую деятельность здорового индивида. Если все жизненные потребности человека удовлетворены и он не испытывает отрицательных эмоций, то он способен действовать в соответствии с позитивным мотивационным побуждением, исходящим от аффективно-когнитивных структур, аффективная часть которых представлена эмоцией интереса-возбуждения. Другая положительная эмоция - радость - играет в данном случае второстепенную роль, она поддерживает конструктивное, творческое поведение (см. главу 6).

Наши рекомендации