А. Тенденция к синтезу
Первым из факторов, открывающих божественную природу, и первым из великих психологических аспектов Бога является тенденция к синтезу. Она проходит через всю природу, всё сознание и есть сама жизнь. Мотивирующее побуждение Бога, Его главнейшее желание направлено на слияние и единение. Именно эту тенденцию, или качество, стремился открыть и подчеркнуть для человечества Христос. Что касается четвёртого царства природы, то знаменательные слова Христа, записанные для нас в Евангелии от Иоанна, в главе XVII, суть призыв к синтезу, влекущий нас к нашей главной цели.
"Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы...26
Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.27
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.28
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира".29
Здесь для нас отражён синтез души и духа и подчёркнут также синтез души и материи, довершающий слияние и желанное единение.
Но синтез Божества, Его тенденция сочетать и соединять, намного более обширна и универсальна, чем всё, что в этом смысле возможно в человеческом царстве, которое, в конце концов, представляет собой лишь малую часть большего целого. Человек не является пределом возможного, венцом мысли Бога. Инстинкт к синтезу лежит в основе всех вселенных, созвездий, солнечных систем, планет и царств природы, а так же в основе аспекта активности, достижения человека, индивида. Этот инстинкт есть управляющий принцип самого сознания, а сознание есть психэ, или душа, - причина психической жизни; это осведомлённость - дочеловеческая, человеческая, божественная.
Применительно к человеку можно вывести следующие психологические определения:
1. Инстинкт, лежащий ниже порога сознания, но охраняющий и управляющий большинством привычек и жизнью организма. Им в немалой степени управляется эмоциональная жизнь. Инстинктивный контроль осуществляется через солнечное сплетение и нижние центры.
2. Интеллект, представляющий собой разумное самосознание, которое с помощью ума и мозга ведёт и направляет активность интегрированной личности и действует через горловой центр и аджну.
3. Интуиция, которая связана преимущественно с групповым сознанием и которая в конце концов будет управлять всеми нашими взаимоотношениями друг с другом, когда мы будем функционировать в составе групповых единиц. Она действует через сердце и сердечный центр и представляет собой тот высокий инстинкт, который позволяет человеку распознать и подчиниться своей душе, её контролю и её жизненным впечатлениям.
4. Просветление. Это слово в действительности должно прилагаться к сверхчеловеческому сознанию. Этот божественный инстинкт позволяет человеку распознать целое, частью которого он является. Просветление осуществляется через человеческую душу, используя головной центр и в конечном счёте наводняя светом, или энергией, все центры, и тем самым соединяя сознание человека со всеми соответствующими частями божественного Целого.
Итак, тенденция к синтезу - это инстинкт, присущий всей вселенной, и человек только сегодня начинает сознавать его необходимость и возможности.
Именно это божественное свойство человека делает его физическое тело составной частью физического мира, а его самого -общественным в психическом отношении, побуждая (либо добровольно, либо поневоле) примыкать к своим собратьям. Именно этот принцип, действующий, или реализующийся, через человеческое сознание, привёл к появлению гигантских современных мегаполисов - символов грядущей более высокой цивилизации, которую мы называем царством Божьим, в которой между людьми будут чрезвычайно близкие психические отношения. Именно инстинкт к объединению лежит в основе всякого мистицизма и религии, ибо человек всегда стремится к более тесному единению с Богом и ничто не в силах удержать его от воссоединения (в сознании) с Божеством. Именно этот инстинкт питает предчувствие бессмертия и гарантирует воссоединение с противоположным личности полюсом - Душой.
Так как это свойство Божества, божественный инстинкт, а, значит - часть подсознательной жизни Самого Бога, то с учётом нашей посылки о существовании Бога, трансцендентного и имманентного, очевидно, что у нас нет реальных причин для страха или беспокойства о будущем. Инстинкты Бога сильнее, существеннее и чище человеческих и должны в конце концов победить, достигши полного расцвета и выражения. Все низшие инстинкты, с которыми борется человек, являются лишь искажением (во времени и пространстве) реальности, поэтому так важно следовать оккультному учению о пользе размышления о добре, красоте и истине, помогающем превратить низшие инстинкты в высшие божественные качества. Способность притяжения инстинктивной природы Бога с её возможностями синтеза, привлечения и соединения сочетается с нереализованными потенциальными возможностями собственной природы человека и в конечном счёте предрешает неизбежность и неотвратимость его воссоединения в жизни и целях с Богом.
Учащиеся могут увидеть связь этого инстинкта или тенденции к синтезу и объединению с законами вселенной и природы. Он также тесно связан с Законом Притяжения и Принципом Связности. Позднее эти связи будут подвергнуты обширным исследованиям. Написанные с моей помощью учебники по оккультизму и оккультным силам должны служить вехами, маяками на пути к знанию. Они содержат намеки и рекомендации, но должны интерпретироваться каждым учащимся в соответствии с той мерой света, которую он имеет. Пусть он изучает происходящее вокруг в свете Плана и знания, которое сообщается в этих книгах, и пусть в мировых событиях и в событиях собственной жизни старается отследить для себя признаки действия инстинктивной психологической природы Божества, поскольку они проявляются непрестанно. Он всегда должен помнить, что и сам обладает психической природой, которая является частью большего целого, и, следовательно, принимает впечатления из божественных источников. Пусть он культивирует в себе тенденцию к синтезу, и пусть мысль "Я не буду обособлен в своём сознании" станет одной из ключевых в его повседневности.
Здесь нужно сделать одну оговорку. Инстинкт к синтезу (свойственный психической природе Божества) не имеет ничего общего с физическим сексом. Физический секс управляется иными законами и находится в ведении физической природы. Не забудем (правильных) слов Е. П. Блаватской о том, что физическое тело не является принципом. Семь разбираемых нами сейчас основных тенденций имеют чисто психическую или психологическую природу.
Понимание природы этих неодолимых психических свойств Бога должно побуждать человека к перенесению всей силы его психического устремления в сторону этих выявляющихся качеств. Например, в своей повседневной жизни он будет стремиться к единению со всем сущим, стараться проникнуть в сердце брата своего, не отделяться от жизни в любых формах и пресекать любые обособляющие реакции, потому что знает, что они относятся к врождённой, унаследованной психэ атомов материи и субстанции, образующих его природу формы. Эти атомы были перенесены, перегруппированы и встроены в формы нынешнего проявления Бога. Они несут в себе семена психической материальной жизни предыдущей вселенной. Другого зла не существует. Нам много говорят о великой ереси разделённости, или обособленности. Она-то как раз и преодолевается, когда человек пропускает через себя "тенденцию к синтезу" как божественное могущество, тем самым позволяя определять своё поведение. Такие божественные наклонности составляют основные подсознательные устремления от самого начала эволюции. Ныне человечество может сознательно приводить себя в соответствие с ними, приближая таким образом то время, когда всем будут править истина, красота и добро.
Ученики мира, Новая Группа Мировых Служителей и все мыслящие, активные стремящиеся ответственны сейчас за распознание этих тенденций, особенно тенденции к единению. На это направлена работа Иерархии в настоящее время, и все мы вместе с Ней должны поддерживать и поощрять данную тенденцию, где бы она ни встретилась. Транснациональная стандартизация и единообразие является лишь аспектом движения к синтезу, правда, реализуется она неправильно, преждевременно и принудительно. Любые шаги в сторону национального и мирового синтеза полезны и правильны, но предприниматься должны сознательно и добровольно, мыслящими людьми, а применяемые при этом методы не должны нарушать закона любви. Поворот к религиозному единству - тоже часть выявляющейся красоты, и, хотя формы необходимо изменить (потому что в них причина разобщения), внутренний, духовный синтез развиваться должен. Эти два наиболее примечательных примера данной божественной тенденции, предстающие перед человеческим сознанием, приводятся здесь потому, что требуют осмысления, и все пробуждающиеся души должны работать в обеих сферах. В тот момент, когда к человеку приходит знание, вспышка понимания, к нему приходит и ответственность.
Давайте же отмечать все признаки активного проявления этой тенденции в сегодняшнем мире и поддерживать её при любой возможности. Мы увидим, что это практическая, но нелёгкая задача. Введение сознаваемого психического божественного свойства в жизнь формы (имеющей собственный психический склад) станет испытанием способностей каждого ученика. Но к этому призывают нас во имя великого Целого.