Базовое противоречие подростничества

Вспомним те новообразования, которые появляются после подросткового кризиса.

К.Н. Поливанова пишет, что на стадии рефлексии у подростка появляется временная перспектива, представление об иных Я в прошлом и будущем. На посткритической стадии формируются ценностные ориентации, разнопредставленность своего «Я» выстраивается по оси времени – подросток начинает ощущать свою целостность в прошлом, настоящем и будущем.

Т.В. Драгунова пишет о том, что у школьников учение приобретает личностный смысл, а на посткритической стадии их интересы становятся устойчивыми и превращаются в постоянные увлечения.

Л.С. Выготский и Л.И. Божович пишут о возникновении самосознание и лежащей в основе этого рефлексии. В частности Выготский пишет: «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору» [12, c. 227]

У Э. Эриксона результатом подросткового периода должна стать эго-идентичность. Также он писал, что подростковый кризис при своем разрешении приводит к верности самостоятельно выбранным ценностям или идеологии.

У таких авторов как А.М.Медведева и И.С.Судьина [25] основное предположение исследования состоит в том, что переход от инфантильного к зрелому самосознанию опосредствуется рефлексивной фазой и поиском смысла существования.

Д.А. Леонтьев пишет, что в точке «второго рождения личности» — в подростковом возрасте, наблюдается новый качественный перелом личности, который характеризуется тем, что внут­ренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность [21]. В подростковом возрасте формируются пред­посылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности — системы, основанной на логике свободного выбора. Сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным раз­витием психологических механизмов автономной регуляции пове­дения. Разрешение этого кризиса — либо формирование этих механизмов, либо отказ от автономии.

Основываясь на теоретическом анализе подросткового возраста и экзистенциальных противоречий, я полагаю, что базовым экзистенциальным противоречием подростничества будет противоречие «смысл – бессмысленность». Горлова Н.В. в своей статье «Постановка проблемы психологической готовности к разрешению конфликтов развития юношеского возраста» [13] рассматривает это противоречие как основное для юношеского возраста, но я полагаю, что актуализируется оно еще в подростковом возрасте, выражаясь в других конфликтах.

Основанием этого полагания я считаю то, что в подростничестве происходит становление самосознания («эго-идентичность», «я – концепция»), то есть происходит работа по осмыслению себя в мире, а также своих действий во временной перспективе относительно образа себя. Также, важным является то, что в этом возрасте формируется устойчивая система интересов и ценностных ориентаций. То есть, как бы осмысляется мир для себя – что имеет для меня смысл и ценность в мире? К.Н. Поливанова писала про подростковый кризис, что один из его ключевых моментов – это «интенция к осмыслению, придания значения действию… осмысление и возвращение этого значения действовавшему» [28, с.26]. Получается что противоречие «смысл – бессмысленность жизни» к подростковому возрасту можно адаптировать как «смысл меня в мире и мира для меня – бессмысленность и несвязность меня и мира».

Исходя из такого противоречия, основной тематикой подростковых конфликтов должно быть:

· признание подростка самим собой (я такой и таким себя принимаю – не принимаю)

· признание подростка окружающими людьми (я такой и люди меня таким принимают – не принимают)

· поиск своего места в мире (мое – не мое, совместность - отчужденность)

· самоопределение (я могу определить себя через… – я не могу определить себя, не знаю, кто я).

В экспериментальной части данного исследования эти тематики подростковых конфликтов будут положены в основу критериев для анализа подростковых текстов.


Наши рекомендации