Описание организации и методики исследования.

Организация исследования.

Вначале опытно-экспериментальной работы, до прослушивания музыкальных композиций, респонденты заполняют анкеты по методике К.Изарда «Шкала дифференцированных эмоций» (адаптация А. Б. Леоновой) (анкета №1), для того, чтобы выявить их эмоциональное состояние до влияния музыки. После заполнения анкеты собираются. Затем испытуемым раздаются ещё 2 анкеты (анкета №2 «Нравится/ненравится» и анкета №3 «ШДЭ») со списком прослушиваемых мелодий. После прослушивания каждой мелодии испытумые заполняют обе анкеты. И так после прослушивания каждой песни.

АНКЕТА №2.

ФИО____________

Пол_____________

Возраст___________

Место учёбы_______

Город__________________

Дата заполнения__________

После прослушивания музыкальной композиции отметьте один из вариантов ответа ниже её названия. Опишите почему вам нравится/не нравится эта композиция.

Мелодия №1. «Название группы, песни, стиль музыки» (Музыка ещё не подобрана)

1. Нравится Почему?__________________________________________

2. Ненравится Почему?__________________________________________________

Мелодия №2. «Название группы, песни, стиль музыки»

1. Нравится Почему?_________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

2. Ненравится Почему?__________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

И так на каждую мелодию.

АНКЕТА №3. «Шкала дифференцированных эмоций» К.Изард (Адаптация А. Б. Леоновой.)

ФИО____________

Пол_____________

Возраст___________

Место учёбы_______

Город__________________

Дата заполнения__________

Мелодия №1. «Название группы, песни, стиль музыки»

Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа: 1- полное отсутствие, 5 – максимально сильно выражено

Тест

1 Внимательный Концентрированный Собранный

2 Наслаждающийся Счастливый Радостный

3 Удивленный Изумленный Пораженный

4 Унылый Печальный Сломленный

5 Взбешенный Гневный Безумный

6 Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение

7 Презрительный Пренебрегающий Надменный

8 Пугающий Страшный Сеющий панику

9 Застенчивый Робкий Стыдливый

10 Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся

Мелодия №2. «Название группы, песни, стиль музыки»

Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа: 1- полное отсутствие, 5 – максимально сильно выражено

Тест

1 Внимательный Концентрированный Собранный

2 Наслаждающийся Счастливый Радостный

3 Удивленный Изумленный Пораженный

4 Унылый Печальный Сломленный

5 Взбешенный Гневный Безумный

6 Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение

7 Презрительный Пренебрегающий Надменный

8 Пугающий Страшный Сеющий панику

9 Застенчивый Робкий Стыдливый

10 Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся

И так после прослушивания каждой мелодии.

На основании сравнения результатов Анкеты №1 (эмоциональное состояние испытуемых до прослушивания музыки) и результатов Анкеты №3 делается вывод о тенденциях влияния музыки на развитие эмоциональной сферы подростков. Математическими методами выявляется процентный показатель поляризованной направленности каждой тенденции развития эмоциональной сферы подростков, обусловленных прослушиванием музыкальных произведений различных жанров. Результаты анкет №2 и №3 сверяются для определения валидности проведённого исследования. Цель достигнута. Показатели данных объективны.

Методика «Шкала дифференциальных эмоций»/ Адаптация А. Б. Леоновой.

(ШДЭ). К. Изард. Адаптация А. Б. Леоновой. Предназначена для выявления осн. эмоций. Теорет. основой является модель К. Изарда, согласно к-рой существуют 10 фундаментальных эмоций, определяющие компонентный состав самых разнообразных проявлений эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса/возбуждения, радости/удовольствия, удивления, горя/страдания, гнева/ярости, отвращения, презрения, страха/ужаса, стыда/застенчивости, вины/раскаяния. Методика ШДЭ восполняет существующий в прикладной психодиагностике дефицит средств, позволяющих получить одномоментный срез целой палитры текущих эмоциональных переживаний. Использование такого методического инструмента дает возможность анализировать аффективные компоненты регуляции текущей деятельности и О., к-рые отражают особенности проецирования мотивационных установок в наличной ситуации. В состав методики ШДЭ включено 30 пунктов - частных монополярных шкал, представленных прилагательными и краткими деепричастными оборотами, соответствующими разным оттенкам эмоциональных переживаний («внимательный», «радостный», «унылый», «чувствующий неприязнь», «напуганный» и т. п.). Респонденту предлагается оценить степень выраженности каждого эмоционального переживания по пятибалльной шкале - от полного отсутствия (1 балл) до максимально сильного (5 баллов). Для оценки каждой из 10 фундаментальных эмоций, составляющих набор базовых показателей методики, используются по 3 частные шкалы. Количественные значения по каждому исходному показателю рассчитываются на основе суммации баллов по 3 частным шкалам, характеризующим степень выраженности опр. эмоции. Удобной формой для качественного анализа результатов является построение «профиля эмоций» по всем 10 базовым показателям, пики на к-ром соответствуют наиболее ярко окрашенным видам аффективных переживаний. Для более общей характеристики типа эмоциональных переживаний, доминирующих в конкретной ситуации, производится расчет производных показателей по укрупненным блокам оценок: А - актуализированных позитивных эмоций (интерес, радость, удивление); Б - острых проявлений негативных эмоций (горе, гнев, отвращение, презрение); В - относительно устойчивого фона тревожно-депрессивных переживаний (страх, стыд, вина). Интерпретация данных строится на основе соотнесения оценок, полученных по обобщенным показателям и выделенным «пикам» на профиле базовых эмоций, в комплексе позволяющим составить детализированный психол. портрет актуального эмоционального состояния обследуемого.

Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003; Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007. А. Б. Леонова

http://www.psyoffice.ru/6-1095-metodika-shkala-diferencialnyh-yemocii.htm

Наши рекомендации