New approaches to psychology of speech and psycholinguistics study 1 страница

ACTUAL PROBLEMS OF PRESENT-DAY DOMESTIC PSYCHOLOGICAL SCIENCE METHODOLOGY

V. A. Kol'tsova

ScD (psychology), the first deputy director of Psychological Institute ofRAS, Moscow

The importance of methodological researches and its role in the development of psychological knowledge is stated. Actual methodological problems of present-day psychology resulting from inner logic of its development as well as its functioning in new historic conditions are revealed. The evaluation of Russian psychology present-day state is given and in such content the problem of "crisis in psychology" is discussed. The problem of objective, overall and deliberate examination of cognitive resources of Marx's dialectic-materialistic methodology as philosophic basis of present-day psychological science is posed.

Key words: methodology, crisis in psychology, external and internal factors of psychological science development, value aspects of science development, mono- and polymethodologism, dialectic-materialistic methodology of psychology.

стр. 18

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

Автор: Н. Д. Павлова

Доктор психологических наук, зав. лабораторией психологии речи и психолингвистики, Институт психологии РАН, Москва

Рассматриваются развивающиеся направления исследований дискурса, связанные с различными аспектами его организации и функционированием в социуме. Дается характеристика дискурсивного подхода, обсуждаются его возможности и перспективы на современном этапе развития науки и практики. Представлены оригинальные методические подходы и полученные на их основе новые данные, касающиеся интенционального пространства дискурса, взаимодействия собеседников, проявления личностных особенностей, приемов воздействия, моделируемой в дискурсе картины мира. Помимо общих вопросов организации и механизмов дискурса, анализируются его специальные виды, функционирующие в различных коммуникативных контекстах (политический, религиозный и др.), выходящие на дискурс проблемы социальной практики.

Ключевые слова: вербальная коммуникация, дискурс, интенции собеседников, интеракция, воздействие, метафорические модели действительности, аргументация, дискурс и личность, политический и другие виды дискурса, контент-анализ, интент-анализ.

В настоящей статье представлены основные направления исследований, проводящихся в последнее пятилетие в лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН, в контексте предшествующих разработок и современных тенденций развития научной области.

В течение длительного времени изучение речи в психологии и психолингвистике осуществлялось в рамках парадигмы, ориентированной на индивида и индивидуальные процессы. Это накладывало серьезные ограничения на понимание роли речи в общении. В последние годы акцент переносится на проблемы вербальной коммуникации, что предполагает проведение комплексных теоретических и эмпирических исследований дискурса, т.е. беседы, разговора, речи, "погруженной в жизнь" [12]. Помимо речи как таковой (собственно текста), в понятие "дискурс" включаются ситуационные, когнитивные, прагматические, социокультурные и другие факторы, участвующие в формировании дискурса и влияющие на его организацию [12, 22, 28 и др.].

Актуальность такого направления исследований определяется возрастающей ролью вербальной коммуникации в современном мире. В XXI веке человечество вступает в фазу, когда кардинально расширяются возможности дистантного речевого общения и изменяются его формы. Картина мира, создаваемая средствами массовой информации, как и виртуальный мир Интернета приобретают значение второй реальности. Влияние, которое это оказывает на жизнь человека и общества, дает основания говорить об эре нарастающих информационных потоков и вместе с тем об информационных технологиях и конструировании дискурсов как веянии времени.

Обращаясь к изучению речи в процессе коммуникации, мы полагаем, что на этом пути могут быть решены многие накопившиеся ранее проблемы, в частности важнейший вопрос о формировании речевого смысла. Психосоциальный подход, реализуемый в рассматриваемой области, - позволяет получать данные, касающиеся использования языка в естественных жизненных ситуациях и взаимодействиях людей, что крайне важно для развития представлений о речи как инструменте социального поведения субъекта. Новые возможности открываются в изучении фундаментальных проблем речевого общения, интеракции, диалога, взаимосвязи средств и условий коммуникации. Большой интерес представляет изучение способов описания в дискурсе событий и фактов с целью оказания воздействия, анализ выраженных в нем культурно-символических, когнитивных, социально-психологических аспектов человеческой деятельности. Наконец, немаловажно и то, что исследования в рассматриваемой области позволяют вести практическую работу, связанную с оптимизацией вербальной коммуникации, решать задачи психологической экспертизы, обеспечения мер информационной психологической безопасности.

Дискурс изучается сегодня в психолингвистике, лингвистике, социальной психологии [22, 35,

стр. 19

45, 46, 57 - 60]. Междисциплинарный характер исследований позволяет обращаться к темам, которые были скрыты прежде границами между дисциплинами, и эти темы так или иначе связаны с жизнью, реальной разговорной практикой в разных условиях и социальных взаимодействиях.

Объединяя усилия многих наук, область остается ареной достаточно острой полемики различных школ и направлений [35, 38]. Однако, несмотря на обилие походов, выявляются общие предпосылки и основания проводимых исследований, в числе которых методология системного подхода (Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин), исследования семантики текста (Н. И. Жинкин, Т. ван Дейк, Т. Н. Ушакова, В. Дресслер, П. Вундерлих), прагматические теории (Дж. Остин, Дж. Серль, П. Грайс), социальный конструкционизм (Р. Харре, Дж. Шоттер, К. Джерджен), этнометодология (Г. Гарфинкель, Г. Сакс). Можно говорить о целом комплексе идей, получивших распространение в рассматриваемой области. Так, утверждается представление о вероятностных зависимостях в смысловом пространстве дискурса, где первостепенное значение приобретают факторы ситуации и психологические характеристики общающихся сторон. Расширяется представление о системе знаний - "коммуникативной, или дискурсивной компетенции", которая необходима, чтобы включаться в речевое общение. Все более широко востребуется понимание дискурса как конституирующего элемента культуры, социальных отношений, образа Я и Других.

При обширности проблемной области, связанной со способностью человека говорить и осуществлять речевое общение, можно выделить два основных направления проводимых исследований - это организация дискурса и дискурсивных процессов и тема "дискурс и социум". В рамках этих направлений в работах лаборатории в настоящее время делается акцент на изучении нескольких фундаментальных вопросов, в совокупности отражающих сложившиеся познавательные установки и тесно связанных с предшествующими исследованиями коллектива.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУРСА И ДИСКУРСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

I. Большое внимание уделяется изучению интенциональных оснований вербальной коммуникации. Интенции, трактуемые нами в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и "видением мира" субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты.

Исследования проводятся с позиций интент-анализа - психологического подхода, который позволяет реконструировать стоящие за речью интенции коммуникантов и их влияние на организацию дискурса. Хотя изучение интенциональных аспектов речи осуществляется также с позиций других подходов (в первую очередь лингвистической прагматики, ориентированной на теорию речевых актов [47]), важной особенностью интент-анализа выступает его обращенность к аутентичным речевым материалам, таким интенциональным характеристикам, которые связаны с ходом коммуникации, практической деятельностью участников. Характеризуются не только типовые открыто выражаемые намерения (просьба, приказ), но и другие интенции (в том числе неосознаваемые), которые воспринимаются партнерами и составляют психологическую реальность коммуникации.

Теоретические и методические установки интент-анализа подробно рассмотрены в ряде публикаций [39, 48, 49]. При обращении к проблематике дискурса проведена большая работа, связанная с развитием метода и апробацией вариантов техники, пригодных для изучения разных его видов. Получили развитие техника интент-анализа диалога в условиях непосредственного непринужденного общения [23, 25], методики интент-анализа политического, педагогического, консультационного дискурса [29, 37, 39, 43, 44]. Разработаны также экспериментальные методики изучения понимания выражаемых в речи интенций, сочетающие процедуры экспертного интент-анализ дискурса и его субъективного шкалирования испытуемыми [7, 54, 55].

На этой методической основе ведется изучение интенциональных характеристик разных видов дискурса. Работа осуществляется по нескольким линиям.

Исследования, проводимые Н. Д. Павловой, связаны с изучением предвыборного политического дискурса [37, 43, 44, 49]. В цикле работ, выполненных в значительной части совместно с выпускницами ГУГН А. А. Григорьевой и Е. А. Песковой, показана возможность моделирования интенционального пространства дискурса - совокупности иерархически организованных интенций и интенциональных структур, свойственных данной сфере коммуникации и составляющих ее основу. Интенциональное пространство, реконструированное на материале предвыборных выступлений политиков, включает: ведущие интенциональные направленности коммуникантов, их характерные составляющие, варианты конкрет-

стр. 20

ных интенций, получающих выражение в дискурсе. Так, одна из основных интенциональных направленностей политиков - на агитацию избирателя, в общем случае предполагает его привлечение, а также консолидацию и активизацию. Каждая из этих составляющих связана с набором интенций, которые регулярно, но с различной частотой проявляются в предвыборной ситуации (завоевать внимание, возбудить недовольство, побудить к действиям и пр.). В общей сложности, по результатам исследования, реконструировано более 50 интенциональных компонентов, обычных для предвыборных выступлений [37, 43, 44].

Обосновывается представление, что интенциональное пространство во многом определяет характер дискурса: используемые средства и способы выражения, приемы воздействия, круг обсуждаемых тем. Возможности понимания говорящего аудиторией также зависят от интенциональных особенностей коммуникации [44].

Так, показано, что предвыборные интенции политиков имеют своеобразную, присущую каждой из них речевую манифестацию. При этом отдельные вербальные единицы могут служить выражению не какой-либо одной, а нескольких, иногда многих интенций, что создает основу большой интенциональной выразительности. Начато экспериментальное изучение понимания предвыборных интенций политиков аудиторией. Выясняется, в частности, такой любопытный факт: с одной стороны, в восприятии слушающих интенциональный подтекст выступлений в известной степени редуцируется, с другой - нередко обнаруживается и его расширение. Очевидно, выступления как таковые составляют лишь часть предвыборной политической коммуникации; другая "фоновая" ее часть связана с интенциями, которые не облекаются в слова (получить личные выгоды, власть, войти в элиту). Подобные интенции нередко осознаются слушателями, что расширяет восприятие ими интенционального подтекста выступлений. Эти и другие особенности понимания, свидетельствующие в целом о его генерализованном характере, анализируются с учетом способа выражения интенций, их места в интенциональной иерархии, частотности в дискурсе и пр. [44].

Следует отметить, что описание интенционального пространства предвыборного дискурса - результат, позволяющий характеризовать особенности конкретных выступлений. Их своеобразие проявляется в относительной выраженности четырех основных интенциональных направленностей кандидатов (на избирателя, на себя и своих сторонников, на политического оппонента, на окружающую действительность), в наборе конкретных интенций, которыми они представлены. Полученные данные способствуют также развитию методических средств интент-анализа в плане стандартизации процедуры и уточнения набора дескрипторов, используемых при квалификации интенций.

Если рассмотренные исследования обнаруживают интенциональные характеристики дискурса, связанные в первую очередь с предвыборной ситуацией, то исследования повседневного диалога, проводимые И. А. Зачесовой, выявляют интенции, соотнесенные в большей степени с личностной сферой коммуникантов, их отношениями.

Согласно полученным результатам, в повседневном бытовом диалоге, который считается базовой формой вербальной коммуникации, наиболее выражены интенциональные направленности на собеседника и на окружающую действительность. По соотношению этих ведущих направленностей и качественной специфике составляющих их интенций выделяются различные разговорные жанры: диалог-обсуждение, инструктивный диалог, диалог отношений и пр. Так, в инструктивном диалоге собеседники дают указания, требуют, напоминают и т.д., тогда как для диалогов отношенческого плана обычны интенции поделиться переживаниями, поддержать, посоветовать [23, 25].

Наряду с изучением базовых интенциональных характеристик повседневного диалога и его разновидностей большое внимание уделяется процессуальному аспекту общения. Сопоставление интенциональных паттернов, репрезентируемых в последовательности реплик, обнаруживает, что интенции собеседников определенным образом скоординированы. Не только стремления вступить в разговор, уточнить информацию, другие "простые" эксплицитно выражаемые интенции актуализируют сопряженные с ними устремления партнера; скрытая направленность на провоцирование, выяснение отношений также отреагируется, вызывая уклончивость, встречное провоцирование и пр. Случаи интенционального рассогласования реплик указывают на неверное или искаженное понимание собеседниками друг друга [27].

Примечательно, что само явление непонимания интенций партнера может иметь различную природу. Оно может быть обусловлено объективными факторами ситуации и возникающими помехами, но бывает связано и с "некооперативными" устремлениями партнеров. Исследования показывают, что в сфере повседневной семейной коммуникации случаи непонимания интенций партнера обычно относятся к добросовестному заблуждению. Они тут же устраняются корректирующими репликами или уточняющими вопросами. Непонимание, связанное с влиянием субъективных факторов, встречается нечасто, но сказывается на последующей организации разговора более существенно. Некооперативная направленность предполагает жесткое следование своим

стр. 21

интересам, манипулирование собеседником, стремление настоять на своем. При этом обычны различные тактики ухода от ответа, такие как затягивание разговора, дополнительные вопросы, обращение к новой теме [27]. Разрабатывается аспект влияния на развитие диалога взаимоотношений собеседников. Выявлены характерные интенциональные паттерны и речевые структуры, связаные с отношениями типа доминирования-подчинения. Показано, что отношения, проявляющиеся в диалоге, часто не рефлексируются коммуникантами.

Специальное исследование посвящено организации детских диалогов. Выявлены ведущие интенциональные направленности маленьких собеседников и их изменения в ходе взросления. Обнаружена тесная связь развития содержательного плана детских диалогов с растущей направленностью на партнера и текущее взаимодействие [24, 26].

Характеризуя рассмотренные исследования диалога в целом, важно отметить, что проблема механизмов речевого взаимодействия, на которую они выходят, актуальна сегодня в психологии речи, психолингвистике, социальной психологии. Анализ полученных в лаборатории результатов в контексте современного состояния области осуществлен в работе Н. Д. Павловой [42]. Аргументируется представление, что выражение и распознавание интенций является важнейшей составляющей речевого взаимодействия. Передача интенций служит необходимой основой взаимопонимания, координации действий, достижения целей говорящих. Развиваемый подход, который может быть назван интент-анализом интеракции, обнаруживает движущие силы разговора, те актуальные смыслы, которые переживаются собеседниками и направляют их действия в ходе общения.

Своеобразная линия исследований интенциональной организации дискурса проводится Т. А. Кубрак. Она связана с попыткой характеризовать роль и особенности проявления в различных контекстах такой значимой интенциональной составляющей коммуникации, как самопрезентация. В рамках этой задачи в настоящее время осуществлен анализ интенциональной структуры дискурса в условиях психологического консультирования [29].

На материалах структурированного интервью (первичной беседы), показано, что в ситуации консультирования направленность на себе занимает центральное место в речи клиента, и основной линией самопрезентации выступает представление себя как человека больного, отягощенного большим количеством разнообразных проблем. Присутствует также самопрезентация по линии социально одобряемых профессиональных и личностных качеств. Одновременно более общей интенциональной направленностью дискурса является направленность на консультанта, стремление получить помощь. Именно эта направленность обусловливает характер самопрезентации и во многом определяет актуальное интенциональное состояние субъекта.

Детализация интенциональной структуры дискурса выявила направленные на себя интенции клиента: самооправдание, самообвинение, избегание ответственности. Наряду с Я клиента, обнаружены другие типичные референциональные объекты консультационного дискурса ("другие люди", "болезнь", "психолог-консультант") и связанные с ними интенции: обвинение, атрибуция ответственности, принятие-непринятие, стремление не уронить себя в глазах собеседника. Показано, что эти и другие интенции связаны отношениями соподчинения и образуют достаточно сложную структуру. Построенная на этой основе общая модель дискурса психологического консультирования позволяет анализировать особенности конкретных случаев: в беседе с разными клиентами на первый план выходят одни интенции и нивелируются другие.

Осуществлено сопоставление интенциональной структуры консультационного дискурса с политическим, в котором интенция самопрезентации также занимает центральное место [43, 49]. Начато изучение научного дискурса, где эта направленность имеет иную выраженность и своеобразное проявление.

Сотрудниками лаборатории выполнены и другие исследования, связанные с изучением интенционального аспекта дискурса. Л. А. Шустовой осуществлен анализ особенностей понимания интенций детей работающими с ними взрослыми (воспитателями и психологами). Выявленное в экспериментальных условиях влияние профессионального опыта, знаний и навыков субъекта на понимание им интенционального подтекста речи играет определенную роль и в естественных коммуникативных ситуациях [54, 55]. Н. А. Алмаевым (совместно с Н. И. Градовской) проведено исследование понимания интенций и субъективной оценки художественных текстов [7]. В связи с практическими задачами психологической экспертизы В. А. Цепцовым и К. И. Алексеевым ведется разработка процедур и показателей для квалификации и оценки материалов, имеющих общественно-политическое звучание и затрагивающих темы терроризма, национализма и экстремизма.

Подытоживая рассмотрение данного цикла исследований, можно констатировать, что полученные результаты позволяют продвинуться в уяснении роли выражения и понимания интенций в вербальной коммуникации. Интенцио-

стр. 22

нальные направленности субъектов предстают как одна из важнейших детерминант формирования и организации дискурса. Они составляют его психологическую основу и во многом определяют, что именно и каким образом говорится, как протекает взаимодействие с собеседником или аудиторией.

II. Интенциональные характеристики дискурса тесно связаны с ситуацией и осуществляемой практической деятельностью и вместе с тем с личностной сферой коммуникантов. Закономерным развитием линии исследований в аспекте темы "дискурс и личность" служит изучение проявления личностных особенностей субъекта, черт темперамента и характера в речевой продукции.

Исследования этого вопроса проводятся Н. А. Алмаевым в русле разрабатываемой им психологической теории значения [6]. С позиций этой теории значение понимается как характеристика любого переживаемого состояния психики, которое может выражаться в самых различных формах: вербальной, интонационной, музыкальной. Предпринимается попытка гомогенизации области изучаемых феноменов с помощью дескриптивных понятий, применимых к любому из подобных феноменов. В качестве основных выступают понятия интенциональных модификаций внутреннего времени сознания, психической энергии и др., опирающиеся на концепцию интенциональности в феноменологии Э. Гуссерля. С помощью разработанных дескриптивных характеристик строятся модели конкретных феноменов (грамматических значений; значений, связанных с высотно-темпоральными параметрами речи и пр.), которые затем проверяются эмпирически [6].

Применяя разработанные теоретические средства к исследованию проявления в речи психологических особенностей субъекта, Н. А. Алмаев сопоставляет результаты, получаемые различными, независимыми друг от друга методами. Им обоснован подход, который предполагает одновременное предъявление контент-аналитических и тестовых заданий, направленных на измерение одних и тех же конструктов. Актуальность такого направления исследований определяется тем, что шкалы контент-анализа не имеют тех средств проверки внутренней согласованности, которые существуют для шкал опросников, основанных на самоотчете.

В проведенном эмпирическом исследовании получены данные о величине и характере связи между результатами контент-анализа автобиографических рассказов и личностных опросников (тест TCI Р. Клонинджера и ОФДСИ В. М. Русалова) [10]. Осуществлена оценка влияния на результаты психологических защит, регистрируемых тестом Плутчика-Келлермана [11]. Получены данные о влиянии личностных свойств на формальные речевые характеристики (количество слов, длина предложений и др.) [9].

В целом проведенные корреляционные исследования показали весьма низкую согласованность одноименных шкал контент-анализа и тестов при многообразии небольших, но статистически значимых и содержательно интерпретируемых связей между другими шкалами. Это свидетельствует о том, что одни и те же феномены по-разному проявляются в свободных рассказах и при заполнении опросниковых тестов. Выполнение тестовых заданий - сложная и специфическая деятельность, результаты которой подлежат углубленному анализу с привлечением новых, в частности, психолингвистических средств. Вместе с тем полученные результаты позволяют критически оценить практику использования контент-анализа в психодиагностике. Выясняется необходимость новых подходов и иных статистических показателей, нежели простая количественная выраженность контент-аналитических категорий в единицах текста [5, 8]. Экспериментально показана решающая значимость нахождения категорий ближе к окончанию рассказа [6]. Предложены оригинальные шкалы контент-анализа ("Контроль", "Целеполагание" и др.) и шкалы, максимально приближенные по значению к шкалам теста Клонинджера. Разработана новая методика контент-анализа, основанная на определении вероятности совместной актуализации тем по их взаимному расположению в продуцируемой речи.

Результаты проведенных исследований получили отражение в выполненных под руководством Алмаева дипломных работах, а также в защищенной в 2005 г. кандидатской диссертации Г. Ю. Малковой. Публикуется монография, в которой обосновываются методология и методический аппарат исследований и обобщаются данные, полученные в рамках разрабатываемого направления [6].

III. В изучении дискурса большое значение имеет исследование влияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологические процессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследований реализуется В. А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативные переменные столь же важны для понимания речевых процессов, как и внутрипсихические.

В серии экспериментов, опирающихся на предложенную Цепцовым модель письменной речи, в качестве макроконтекстной переменной рассмотрена функция адресата [50,52]. Применялась процедура разделенного планирования и написания текста, что позволило получить данные о влиянии адресата на сенсорные, фонологические и моторно-речевые процессы при выполнении сложных задач планирования и письма на родном

стр. 23

и иностранном языках. Показано, что влияние адресата зависит от степени информированности о нем. Получены данные об особенностях планирования высказываний в визуальной и вербальной модальности, оценено влияние задачи письма на субпроцессы письменной речи. Вместе с тем разработанный подход, основанный на микроструктурном анализе речевых операций и действий, позволил оценить воздействие на речь фонологической и визуальной интерферирующей задачи. По результатам исследования, интерференция образной информации оказывает негативное влияние на этапе речевого планирования, в то время как интерференция вербального материала затрудняет операции линеаризации и оценки.

Проведено сравнительное изучение аргументации и повествования, обнаружившее влияние жанровых особенностей дискурса на процессы планирования и написания [51, 53]. Показано, что нарративный жанр требует больших ресурсов на этапе планирования, в то время как аргументативный - на этапе написания. Выявлены типологические особенности аргументации по критерию времени реакции: линейная, иерархическая и субъектная организация причинно-следственной структуры аргументации являются устойчивыми характеристиками индивидуального письма.

Обобщая результаты проведенных исследований, Цепцов разрабатывает когнитивную модель аргументации, учитывающую особенности обработки информации в дискурсе. В рамках совместного американо-франко-российского проекта им адаптирована методика Скрипткелл, предназначенная для экспериментального изучения процесса письма [52]. Разработана также авторская модификация методики Тройной задачи, которая делает возможным измерение когнитивного усилия, связанного со вспомогательными речевыми процессами планирования, текстуализации и проверки.

ДИСКУРС И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Большое место в проводимых исследованиях занимает тема "дискурс и социум". Коммуникация не является только каналом передачи сообщения, его бесстрастным проводником. Дискурс выступает конституирующим элементом культуры, социальных отношений и представлений. Функционируя в определенном социальном пространстве, он отражает особенности разных сфер жизни, социальные процессы, происходящие в обществе.

IV. К изучению социальных аспектов дискурса обращен цикл работ К. И. Алексеева, в которых осуществляется реконструкция картины мира, задаваемой в дискурсе средствами метафоры. На основе разрабатываемой психологической модели метафоры Алексеев анализирует динамику метафорических моделей действительности в предвыборном политическом дискурсе, особенности картины мира, задаваемой в дискурсе религиозных объединений.

Данные о частоте встречаемости в политическом дискурсе различных метафор выявили изменения способов концептуализации политической действительности. Если наиболее частотной метафорической моделью выступлений времен перестройки была метафора войны - политическая жизнь страны осмыслялась как ведение военных действий, то с изменением политических реалий отмечается широкое использование метафорических моделей пути и строительства, что ориентирует на поэтапность реализации выдвигаемых программ и достижения целей. Выделены основные группы концептуальных векторов, используемых при характеристике политической действительности в 1991 - 2000 гг. (векторы естественности и непрерывности развития, соперничества и др.). На материале предвыборных кампаний последних лет показано, что, несмотря на изменения в частоте и типах метафорических моделей, общая концептуальная направленность дискурса сохраняется: в картине политической действительности подчеркивается четкость и отлаженность происходящих процессов, положительный характер изменений и контроль над ними. В предвыборном дискурсе осени 2003 г. такая картина задается метафорическими моделями Геометрии, Движения и Механизма, которые являются наиболее частотными. В предвыборном дискурсе весны 2004 г. эта же картина задается метафорическими моделями Движения и Пути [3, 4].

Осуществлен сравнительный анализ метафор дискурса религиозных организаций, с помощью которых задается репрезентация таких составляющих картины мира, как "общество", "церковь", "человек". Результаты показывают, что дискурс Христианской церкви "Новое поколение" отличает употребление метафорических моделей, задающих полярную картину и противопоставление "общества" и "церкви". При характеристике людей, пребывающих и не пребывающих в церкви, используется такое же противопоставление: люди, не находящиеся в церкви, испытывают отчаяние на краю гибели; люди, пришедшие в церковь, обретают спасение. Подобная картина мира позволяет отнести данную организацию к типу сектантских. В дискурсе Русской православной церкви противопоставление общества и церкви отсутствует: церковь не отделяется от общества и не замкнута в самой себе.

Наши рекомендации