Менеджмент как наука и искусство
Менеджмент можно рассматривать в трёх аспектах:
— Как сочетание науки и искусства управления. Наука это стандарты, нормы, правила, а искусство — здравый смысл, интуиция, озарение. При этом найти грань, отделяющую науку от искусства, непросто. Однако, вместе с тем, в менеджменте преобладает искусство.
— Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.
— Как аппарат управления деятельностью организации. Менеджмент основывается на следующих аксиомах:
—управление — сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь;
— в любой организации сотрудник это, прежде всего, личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь — инструмент для обеспечения или, по К.Марксу, извлечения прибыли. Такой подход в корне противоречит коммунистическим принципам, где каждый всего лишь винтик послушной машины;
— управляемый объект находится в чрезвычайно изменчивой и подвижной внешней среде, для которой характерно многообразие и интеграция. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определёнными сферами деятельности организации или её звеньев, например, управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, её предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Необходимо помнить, что теория и модели менеджмента должны быть приспособлены к культурным, экономическим и идеологическим рамкам того общества, где они осуществляются. Использование достижений менеджмента без учёта национальных и культурных особенностей, по меньшей мере, не дает результатов, а в худшем случае — вредит.
Субъекты менеджмента — менеджеры — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделённые полномочиями в области принятия решений в определённых сферах деятельности организации. Служащие выполняют лишь административные функции.
Категория «менеджер» распространяется на:
— руководителей организации, но высшие менеджеры обычно именуются директорами;
— руководителей структурных звеньев;
— организаторов определённых видов работ (администраторов).
Многие уважающие себя организации позволяют себеиметьконсультанта по менеджменту, помогающего руководству изменить культуру или ориентиры. Раньше на такие должности приглашали профессора (обычно психолога). Сегодня эту функцию поручают главному исполнительному директору.
Можно встретить термин «линейный менеджер» — это обычный термин для руководителя, у которого есть подчинённые.
Менеджмент развивается в тесной связи с конкретными исследованиями по
— организации труда управленческого персонала различных звеньев;
— выработке оптимальных систем и методов управления;
— искусству администрирования;
—технике и психологии управления;
— взаимоотношениям между руководителями и исполнителями;
— взаимоотношениям между различными организациями.
Существуют международные организации по менеджменту. Среди них: Международный институт развития менеджмента в Женеве, Европейская ассоциация центров по подготовке менеджеров. Международная ассоциация менеджеров и др. Разработкой теории менеджмента заняты Американская ассоциация менеджеров. Общество совершенствования менеджмента. Институт менеджментских наук.
Менеджмент преподаётся в большинстве колледжей и университетов Западного мира в качестве одного из важнейших предметов. Необходимо отметить, что если в середине 70-х годов студенты европейских университетов интересовались менеджментом лишь в редких случаях, то с конца 80-х руководство бизнесом стало самой популярной специализацией