Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент можно рассматривать в трёх аспектах:

— Как сочетание науки и искусства управления. Наука это стандарты, нормы, правила, а искусство — здравый смысл, интуиция, озарение. При этом найти грань, от­деляющую науку от искусства, непросто. Однако, вместе с тем, в менеджменте преобладает искусство.

— Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.

— Как аппарат управления деятельностью организации. Менеджмент основывается на следующих аксиомах:

—управление — сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь;

— в любой организации сотрудник это, прежде всего, личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь — инст­румент для обеспечения или, по К.Марксу, извлечения прибыли. Такой подход в корне противоречит коммунистическим принципам, где каждый всего лишь винтик послушной машины;

— управляемый объект находится в чрезвычайно изменчивой и подвижной внешней среде, для которой характерно многообразие и интеграция. По признаку объекта различают общий и функциональ­ный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определёнными сферами деятельности организации или её звеньев, например, управление ин­новационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а так­же использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, её предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение страте­гического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку так­тических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Необходимо помнить, что теория и модели менеджмента должны быть приспособлены к культурным, экономическим и идеологическим рамкам того общества, где они осуществ­ляются. Использование достижений менеджмента без учёта национальных и культурных особенностей, по меньшей мере, не дает результатов, а в худшем случае — вредит.

Субъекты менеджмента — менеджеры — руководите­ли различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделённые полномочиями в области при­нятия решений в определённых сферах деятельности организации. Служащие выполняют лишь административные функции.

Категория «менеджер» распространяется на:

— руководителей организации, но высшие менеджеры обычно именуются директорами;

— руководителей структурных звеньев;

— организаторов определённых видов работ (администраторов).

Многие уважающие себя организации позволяют себеиметьконсультанта по менеджменту, помогающего руководству из­менить культуру или ориентиры. Раньше на такие должности приглашали профессора (обычно психолога). Сегодня эту фун­кцию поручают главному исполнительному директору.

Можно встретить термин «линейный менеджер» — это обыч­ный термин для руководителя, у которого есть подчинённые.

Менеджмент развивается в тесной связи с конкретными исследованиями по

— организации труда управленческого персонала различ­ных звеньев;

— выработке оптимальных систем и методов управления;

— искусству администрирования;

—технике и психологии управления;

— взаимоотношениям между руководителями и исполни­телями;

— взаимоотношениям между различными организациями.

Существуют международные организации по менедж­менту. Среди них: Международный институт развития ме­неджмента в Женеве, Европейская ассоциация центров по подготовке менеджеров. Международная ассоциация менед­жеров и др. Разработкой теории менеджмента заняты Аме­риканская ассоциация менеджеров. Общество совершенство­вания менеджмента. Институт менеджментских наук.

Менеджмент преподаётся в большинстве колледжей и уни­верситетов Западного мира в качестве одного из важнейших предметов. Необходимо отметить, что если в середине 70-х годов студенты европейских университетов интересовались менеджментом лишь в редких случаях, то с конца 80-х руко­водство бизнесом стало самой популярной специализацией

Наши рекомендации