Вопрос 4. Подростковые реакции.

Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождения от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

1) Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. Именно в этот подростковый период появляется потребность в серьезной самостоятельной деятельности. Учение может приобрести новый личностный смысл, стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Увлечения имеют не учебный характер.

Виды увлечений:

- интеллектуально- эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому занятию;

- эгоцентрические – любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов;

- телесно-мануальные увлечения – связанные с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки;

- накопительские увлечения – коллекционирование во всех его видах;

- информативно-коммуникативные увлечения – это многочасовые пустые разговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг, длительное просиживание перед телевизором.

Общение со сверстниками.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому не достает.

В дружеских отношениях подростки, крайне избирательны. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Уровни развития групп:

Это единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность.

Организационное единство.

Групповая подготовленность в определенной сфере деятельности.

Психологическое единство.

Виды групп:

1.Диффузная группа – имеет самый низкий уровень развития.

2.Группа – ассоциация – она имеет общую цель и структуру.

3.Группа – кооперация – ей присущи единство цели и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.

4.Корпорация.

5 Коллектив.

6.Референтная группа – группа, ценности которой подросток принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Наиболее развитые группы корпорация и коллектив. Они отвечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности.

А) Корпорация: групповой эгоизм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепляющая за собой территорию и воюющая с соседними группами; асоциальная группа, члены которой совершают более или менее серьезные правонарушения, например кражи.

Б) Коллектив – более открыт и доброжелателен к тем, кто в него входит. Здесь преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодаря чему эффективнее, чем в других группах, решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов коллектива позволяет создать в группе благоприятную психологическую атмосферу.

Реакция группирования – возрастной период, когда подростков тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования».

Отношение со взрослыми.

- для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых;

- основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой, выбором друзей;

- контроль может быть разным:

а) жесткий, тотальный при авторитарном воспитании;

б) почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным;

в) промежуточные варианты:

- родители регулярно указывают детям, что им делать;

- подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его слову не прислушиваются;

- подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей;

- родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение;

- решения часто принимает сам подросток;

- подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

- Стили семейного воспитания:

1) Демократичные родители ценят в поведении подростка самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

2) Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Дети становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большой свободой.

3) Эмоционально холодные родители – отвергающее отношение к подростку, сочетание высокой требовательности и контроля. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Такие отношения называют « воспитанием по типу Золушки». Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

4) Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля. Неконтролируемое поведение детей становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний.

5) Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении со сверстниками. Отношения, складывающиеся по принципу « жить за ребенка», излишняя близость становится тормозом на пути личностного роста обоих – и подростка, и его мамы.

6) Высокие ожидания – оправдать которые, подросток не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

7) Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Такое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Наши рекомендации