Групповая сплоченность как основной параметр развития малой группы.

Групповая сплоченность – один из основных параметров развития малой группы. Понимается как уровень психологической общности, то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности, однако возможен вариант, когда человек хочет быть членом группы, не находя ее привлекательной (карьерные соображения и т.п.). Такого рода мотивация не является вкладом в сплоченность труппы. Без привлекательности сплоченность начинает утрачиваться.
По Леону Фестингеру, групповая сплоченность – результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней:
- эмоциональная привлекательность группы,
- полезность группы для индивида,
- удовлетворенность индивида членством в группе.
Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.
Факторы сплоченности группы:
- условия формирования группы – чем более важной для каждого члена группы является поставленная цель, тем выше осознанная потребность во взаимодействии при достижении поставленной цели и тем выше сплоченность;
- сложность вступления в группу – чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее;
- напряженность совместной деятельности – в процессе необходимо устанавливать и закреплять связи внутри группы;
- справедливость поощрений и наказаний;
- совместное реагирование – сообща выражаемые одинаковые эмоции;
- успех группы, когда члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу;
- стабильность состава помогает поддерживать сплоченность на одном уровне, новые участники несколько подрывают это чувство;
- продолжительность совместного времяпрепровождения;
- внешняя угроза;
- размеры группы – малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие; у больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы;
- состав группы – сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин.

19. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы: принятие групповых решений, руководство и лидерство в малой группе.

Групповое принятие решений применяется для решения сложных задач, которые не могут быть формально системно описаны, когда технология решения проблемы неизвестна и процесс решения должен носить творческий характер. Результатом коллективной разработки и принятия решения является разумный компромисс, основанный на взаимных сознательных уступках, построенных на взаимопонимании и стремлении к общей цели

Положительные стороны: повышается готовность осознанно выполнять принятое решение; разделяется ответственность за принятие решения; повышается удовлетворенность работой; облегчается координация работы; улучшаются коммуникации; увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив.

Отрицательные стороны: увеличивается время принятия решение; есть вероятность попасть под влияние авторитетов; происходит отвлечение большего числа сотрудников от основной деятельности; для групповой работы требуется специальное помещение; возможность использования группы для увеличения своего влияния; иногда - невозможность принятия решения из-за конфликтов и разногласий.

Управление групповым процессом осуществляется через лидерство и руководство.

Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
- на личных качествах человека,
- на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
Признаки лидерства:
- высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,
- выраженная способность воздействовать на других людей,
- большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,
- более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
- организация совместной деятельности группы,
- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
- внешнее представительство группы,
- принятие личной ответственности за групповые результаты,
- установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Лидеры бывают: по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие, лидеры мнения, номинальные, по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
Теории лидерства: харизматическая (харизма – феноменальное обаяние), ситуационная, системная (то и другое вместе).

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм.

Различают три стиля руководства: демократический, либеральный и авторитарный.

Демократический стиль характеризуется привлечением большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, принятию определенных решений, взаимным распределением прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативности людей, расширением взаимного контроля.

Авторитарный стиль связан с повышением роли руководителя. Он обычно сам решает все вопросы, при этом он может учитывать или не учитывать мнения других. Налицо постоянная повышенная требовательность ко всем членам группы, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Авторитарность часто сопровождается грубостью, запугиванием.

Либеральный стиль (попустительский) характерен для руководителей, которые не вмешиваются в деятельность и взаимоотношения членов группы, предоставляя им самим решать свои проблемы. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач членами группы, пускают развитие дел на самотек.

Исследования показывают, что у различных людей стиль руководства, как правило, представляет собой сочетание указанных трех основных типов.

20. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы: групповое давление (эффект социальной фасилитации, эффект социальной ингибиции, феномен «социальной лености»). Конформизм и групповое давление влияние меньшинства.

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение. Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции — ухудшения этих результатов.

Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности.

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.
Внутренняя конформность проявляется:
1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;
2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Нонконформизм – слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

21. Понятие «установка» в отечественной психологии, понятие «аттитюда» в западной социальной психологии. Виды социальных установок (аттитюдов), социальные предубеждения как вид социальной установки.

Процесс формирования социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка (Д.Н. Узнадзе) – это целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, обуславливаемое двумя факторами – потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.

Аттитюд понимался всеми как: определенное состояние сознания и НС; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют:

1.Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2. Периферийные– ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Виды социальных установок:

1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом.

2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.

3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.

4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок.

Виды установок по их модальности:

1. позитивная или положительная,

5. негативная или отрицательная,

6. нейтральная,

7. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Наши рекомендации